Машиностроительный комплекс Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 17:58, реферат

Краткое описание

Многопрофильный машиностроительный комплекс Свердловской области обеспечивает своей продукцией все сектора экономики: нефтегазовый, химический, топливно-энергетический, транспортный, ВПК и многие иные отрасли.

Содержание

Введение
Понятие машиностроительного комплекса
Машиностроительный комплекс России
Характеристика машиностроительной отрасли Свердловской области
Проблемы и перспективы развития регионального рынка машиностроительной продукции (на примере Свердловской области)
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 63.64 Кб (Скачать файл)

Одним из самых отстающих звеньев промышленного производства является заготовительное производство. В целом по региону уровень централизованного производства заготовок составляет около 4%, в то время как рекомендуемые уровни по стальным отливкам - 50-55%, по отливкам цветных металлов - 55-60%, по кузнечным заготовкам - 40-45%. Данное обстоятельство "вынуждает" многие предприятия сохранять в своей производственной структуре заготовительные цехи и участки. В результате около 80% предприятий производят собственными силами литье, поковки, штамповки, зубчатые колеса с себестоимостью и трудоемкостью в 1,5-3 раза более высокими, а производительностью труда в 2-4 раза меньше, чем на специализированных предприятиях.

В Свердловской области на сегодняшний день такая форма организации производства, как кооперация не получила широкого распространения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы и перспективы развития регионального рынка машиностроительной продукции (на примере Свердловской области)

 

Продолжался рост валового внутреннего продукта - на 6,8%. Произошло увеличение золотовалютных резервов страны. С опережением сроков началось погашение внешнего долга. Сократилась безработица. Выросли денежные доходы населения, существенно увеличив спрос на потребительские товары и услуги. Почти на 3% сократилась доля населения с доходом ниже прожиточного минимума. В России продолжается практика выборочной поверхностной добычи нефти на более продуктивных участках месторождений. Необходим переход на более глубокие (3 - 5 км) геологические горизонты поиска и добычи нефти и газа. Но ОАО "Уралмашзавод" - монополист по производству буровых установок всех типов и возможных условий эксплуатации на суше и на море; в тропиках и на Крайнем Севере; для одиночного и кустового, вертикально - наклонного и горизонтального бурения не произвел ни одной новой единицы оборудования. Можно считать, что государство потеряло контроль над процессами истощения природных ресурсов и сокращения фонда нефтяных скважин. Производство буровых установок для геофизического и структурно-поискового бурения продолжает падать. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2003 году на территории РФ было произведено 151 буровых установок, а в 2009 году всего 124 единицы.

Еще хуже сложилась ситуация на рынке для машиностроительных предприятий топливно-энергетического комплекса Свердловской области. Снизилось производство продукции машиностроения и металлообработки (на 3,8%), пищевой (на 2,3%), топливной промышленности (на 14,1%). По мнению руководителей Союза производителей нефтегазового оборудования (СПНО) России, все это свидетельствует о продолжающемся снижении объемов капитальных вложений нефтяными компаниями и в целом о деградации нефтегазового комплекса России. Рост добычи и экспорта нефти не сопровождается соответствующим развитием геологоразведки, бурения и обновлением установленного оборудования. Стабильно высокие цены на мировом рынке дают нефтяникам и газовикам вполне ощутимые прибыли, а государству - налоги. В нефтегазовое машиностроение ни те, ни другие средства не инвестируют. От системы закупок оборудования для нефтегазового комплекса зависит загрузка отечественной промышленности. Сведения о тендерах, о потребностях, о планах техперевооружения нефтегазового комплекса представляют большой интерес для российских НИИ, КБ и заводов, только так они могут сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях и планировать рациональную загрузку производственных мощностей. Но нефтяники и газовики закрывают эту информацию под предлогом коммерческой тайны. В России сегодня более 400 машиностроительных предприятий и организаций заняты созданием техники для нефти и газа. Среди основных поставщиков нефтегазового оборудования со Среднего Урала - Уралмаш, Уралтрансмаш, Уралвагонзавод, Уральский оптико-механический завод, Первоуральский новотрубный завод, ЗАО "Машиностроительный завод им.В. В. Воровского", Буланашский машиностроительный завод, Уральский компрессорный завод и др. Экономическое состояние заводов разное, проблемы у большинства общие. Это изношенность станочного парка, особенно металлорежущего, дефицит капитальных средств на реконструкцию, отсутствие инвестиций.

На предприятиях машиностроения Свердловской области идет активное обновление производства. Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий и заемные средства, полученные через финансово-кредитные учреждения. Инвестиций и денег в РФ, по оценкам экспертов, избыток. Причиной недостаточной привлекательности инвестиционных проектов предприятий машиностроения области для крупных инвесторов служат длительные сроки окупаемости вложений. Отсюда низкая рентабельность и высокий инвестиционный риск, отсутствие у предприятий машиностроения достойных, полноценных, грамотных инвестиционных проектов для крупных инвесторов. Машиностроительные предприятия на рынке банковских услуг столкнулись отсутствием "длинных дешевых денег". Банковскую ставку в 12-15 процентов можно считать нормальной для трехлетнего инвестиционного проекта, но для десятилетнего она убийственна. Эту проблему может решить создание венчурного фонда. Пока венчурное финансирование инвестиционных проектов в области практически отсутствует Портал г. Екатеринбурга. Экономика. Машиностроение

Износ технологического оборудования на предприятиях машиностроения области по отдельным переделам достигает 70 процентов (особенно по литейному и кузнечно-прессовому производствам). Машиностроительная продукция, выпускаемая на предприятиях области, далеко не всегда отвечает требованиям потребителей. Вот основные проекты по модернизации и техническому перевооружению производства предприятий машиностроения области:

· в ОАО "Уральский завод железнодорожного машиностроения" создается производственно-технологический комплекс для выпуска современных грузовых электровозов постоянного тока

· на ФГУП "Уральский электромеханический завод" намечен запуск линии порошковой окраски,

· в ОАО "Уральский приборостроительный завод" строится гальваническое производство,

· на "Уралбурмаше" начала работать новая линия производства долот, оснащенная станками с ЧПУ, идет монтаж оборудования и освоение технологии газовой цементации деталей бурового инструмента,

· на ФГУП "Серовский механический завод" внедряется гибкая производственная система на базе обрабатывающих центров,

· в ОАО "УЭТМ-УГМ" завершается строительство нового корпуса сварных конструкций,

· в ОАО "Завод "Исеть" идет коренная реконструкция линии золочения и химического никелирования,

· в ООО "Ирбитский мотоциклетный завод", учитывая рост экспортных контрактов на поставку тяжелых мотоциклов, в том числе в Аргентину, планируется строительство сборочного цеха со складскими помещениями площадью 2,4 тысячи квадратных метров,

· в ОАО "Артинский завод" идет реконструкция кузнечно-прессового цеха и комплекса по выпуску швейных игл,

· на ФГУП "УОМЗ" введена в строй автоматизированная система управления производством; в конце 2006 года на заводе пущена линия поверхностного монтажа, а также новые обрабатывающие центры.

Темпы роста объемов производства на предприятиях машиностроения Свердловской области на 2006-2010 годы сохранялись на уровне 15-18 процентов ежегодно. Необходимо отметить, что падение объемов производства машиностроительной продукции связано с общим "сжатием" внутреннего рынка, отсутствием заказов со стороны естественных монополий и нефтегазовых холдингов, а также с вытеснением отечественного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях.

Наиболее успешные машиностроительные предприятия добились хороших результатов за счет проведения активной маркетинговой политики, ориентации на новые сегменты рынка сбыта, сотрудничества с предприятиями естественных монополий, электроэнергетики, крупными металлургическими, нефтегазовыми холдингами, предприятиями ЖКХ, транспорта и связи, повышения качества выпускаемой продукции, диверсификации производства, ориентации на потребности заказчиков, способности производить полноценный "продуктовый ряд".

Сегодня в машиностроении лидируют Япония, Германия, США. Вместе с тем специалисты утверждают, что остается огромное поле для развития отечественного машиностроения, так как все отрасли и все службы страны - ЖКХ, геологоразведка, нефтегазовая отрасль, МЧС, Вооруженные Силы нуждаются в спецтехнике.

Наиболее перспективными на ближайшее время рынками сбыта продукции для предприятий машиностроения области будут сферы жилищно-коммунального хозяйства, медицины, строительства, нефтегазового комплекса и геологоразведки, электроэнергетики.

Поддержка экспорта машиностроительной продукции - это вопрос как финансовый, так и политический. Руководство области уделяет этому аспекту должное внимание. Сравнительно недавно область посетила китайская делегация во главе с заместителем министра коммерции КНР. На встрече обсуждались приоритетные направления сотрудничества предприятий области с организациями Китая. В частности, речь шла о возможностях ЗАО "Уральский турбинный завод" участвовать в программе теплофикации крупных городов северных провинций КНР. Участие в данной программе турбинного завода позволит загрузить предприятие экспортными заказами на ближайшие 3-4 года. Увеличение экспорта машиностроительной продукции сдерживается жесткой конкуренцией со стороны зарубежных поставщиков оборудования, особенно со стороны китайских машиностроителей. Основными экспортерами машиностроительной продукции на рынки дальнего зарубежья являются Энергомаш (ЮК) Лимитед, ЗАО "Уральский турбинный завод", ООО "Ирбитский мотоциклетный завод", ОАО "Артинский завод", ФГУП "ПО "УОМЗ". На рынки ближнего зарубежья поставляют продукцию большинство предприятий машиностроения Свердловской области.

Не последнюю роль играет проблема ВТО. Для машиностроительного комплекса Свердловской области присоединение России к ВТО и либерализация торговой политики может иметь двоякие последствия. С одной стороны, этот факт сделает обязательным для стран-участниц данной международной организации предоставление России режима наибольшего благоприятствования в торговле и сделает реальным понижение уровня тарифов на продукцию российского машиностроения. Предприятия-лидеры смогут в большей степени реализовать свои конкурентные преимущества на международных рынках.

С другой стороны, общее снижение уровня тарифов в России, несомненно, усилит конкуренцию на отраслевых рынках машиностроительной продукции и сделает невыгодным ряд производств, в том числе в машиностроительном комплексе Свердловской области. Это неизбежный процесс, который, в свою очередь, потребует предупредительных мер со стороны федеральных и региональных властей по выделению как перспективных, так и депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса и обеспечению большей межотраслевой мобильности ресурсов.

Отношение к вступлению России в ВТО у экспертов неоднозначное. Некоторые связывают вступление РФ в ВТО с открытием границ и ужесточением конкуренции со стороны иностранных производителей. Другие отмечают, что уже сегодня отечественные производители испытывают серьезную конкуренцию на рынке машиностроительной продукции. Третьи предполагают, что вступление в ВТО для машиностроителей России облегчит выход на закрытые сегодня сегменты рынка конкурентоспособной машиностроительной продукции. Фактически можно считать, что отечественное машиностроение уже работает в условиях открытого глобального рынка.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По итогам работы можно сделать следующие основные выводы:

1. Машиностроение Свердловской  области сегодня - крупный многоотраслевой  комплекс, занимающий по объемам  товарной продукции третье место, после цветной и черной металлургии, и производящий порядка 20% от общего  объема промышленного производства  области. За 8 месяцев 2011 года рост  объемов промышленного производства  на крупных и средних машиностроительных  предприятиях составил 105,5% по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  года. За период с января по  август 2011 года предприятиями машиностроения  и металлообработки выпущено  продукции на 41,744 млрд. рублей, увеличилось  производство металлорежущих станков, машин для городского и коммунального  хозяйства, электрических машин  постоянного тока, дизелей и дизель-генераторов, грузовых магистральных вагонов, электросварочного оборудования. Наиболее конкурентоспособна продукция ОАО "Свердловский завод трансформаторов тока", ОАО "Завод "Стройдормаш", ОАО "Уральский завод гражданской авиации", ОАО "Уралмашзавод", ЗАО "Уралэлектромаш", ОАО "Пневмостроймашина".

2. За последний год  в два раза увеличился за  минувший год экспорт уральского  машиностроения и оборудования  за рубеж. Всего объем экспорта  в предыдущем году превысил 7 миллиардов  долларов США.

3. В то же время  существуют проблемы рынка машиностроительной  продукции в области. Производство  буровых установок для геофизического  и структурно-поискового бурения  продолжает падать. В России сегодня  более 400 машиностроительных предприятий  и организаций заняты созданием  техники для нефти и газа. Среди  основных поставщиков нефтегазового  оборудования со Среднего Урала - Уралмаш, Уралтрансмаш, Уралвагонзавод, Уральский оптико-механический завод, Первоуральский новотрубный завод, ЗАО "Машиностроительный завод им.В. В. Воровского", Буланашский машиностроительный завод, Уральский компрессорный завод и др. Экономическое состояние заводов разное, проблемы у большинства общие. Это изношенность станочного парка, особенно металлорежущего, дефицит капитальных средств на реконструкцию, отсутствие инвестиций. Еще хуже сложилась ситуация на рынке для машиностроительных предприятий топливно-энергетического комплекса Свердловской области. Снизилось производство продукции машиностроения и металлообработки (на 3,8%), пищевой (на 2,3%), топливной промышленности на 14,1%).

4. В ближайшей перспективе  рынками сбыта продукции для  предприятий машиностроения Свердловской  области будут сферы жилищно-коммунального  хозяйства, медицины, строительства, нефтегазового  комплекса и геологоразведки, электроэнергетики. В связи с этим важно повышение  конкурентоспособности продукции  по следующим направлениям:

- проведение серьезной  реконструкции, модернизации предприятий, а также усиление внутриотраслевых  связей по кооперации. Конкурентная  среда, наиболее близкая к совершенной, формируется в отрасли легкой  промышленности и в сфере ремонта  машин и оборудования.

- проведение развитой  и разносторонней региональной  инновационной политики. Свое место  среди субъектов инновационной  деятельности занимают так называемые  малые предприятия, которые обладают  в отличие от крупных организационных  форм большими возможностями  по части коммерциализации результатов  научной и научно-технической  деятельности.

- развитие различных форм кооперирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Информация о работе Машиностроительный комплекс Свердловской области