Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:44, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть международный рынок труда и Республики Беларусь, изучить последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие и общая характеристика миграционных процессов рабочей силы, рассмотреть особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы;
- дать анализ Республики Беларусь и международного рынок труда;
-рассмотреть последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Введение………………………………………………………………………...
5
1 Особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы……………………………………………….
7
1.1 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды……..
7
1.2 Международная организация по миграции (МОМ)………………….
11
1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны….
13
2 Республика Беларусь и международный рынок труда………………….….
18
2.1 Рынок труда Республики Беларусь……………………………………
18
2.2 Государственное регулирование миграционных процессов………...
26
3Последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы……………………………...…………………………
28
3.1 Последствия миграции рабочей силы
28
3.2 Государственное регулирование миграционных процессов
34
Заключение……………………………………………………………………...
38
Список использованных источников………………………………………….
39
Международная трудовая миграция – явление сложное и неоднозначное. Это связано с тем, что в отличие от товарообмена или движения капиталов и информации в миграционные процессы вовлечены люди с их личными судьбами и проблемами.
Причины миграции рабочей силы определены воздействием ряда факторов экономического и неэкономического характера.
К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
Причины экономического характера таятся в многообразном экономическом уровне формирования отдельных стран. Происходит перемещение рабочей силы из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Беспристрастная возможность миграции появляется вследствие национальных разниц в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.
К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:
1) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка. Например, в Мексике почасовая оплата труда рабочего составляет 1,5 доллара, в то время как в США труд рабочего такой же квалификации оплачивается в 5 доллара в час;
2) состояние национального рынка труда. В слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;
3) структурная перестройка экономики. Так, переход России к рыночной экономике сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности, что привело к увеличению международного миграционного оборота в России в 1990 г. в 6 раз по сравнению с 1980 г.;
4) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
5) вывоз капитала, функционирование Транснациональных корпораций (ТНК). Корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, либо осуществляя движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудоизбыточные регионы [6, c. 261].
В мировой практике в настоящее время сформировалась определенная классификация форм миграции рабочей силы. Они состоят в следующем:
1) по направлениям: а) миграция из развивающихся и постсоциалис-тических стран в промышленно развитые; б) миграция в рамках промышленно развитых стран; в) миграция рабочей силы между развивающимися странами; г) миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
2) по территориальному охвату: а) межконтинентальная; б) внутриконти-нентальная;
3) по уровню квалификации мигрантов: а) высококвалифицированная рабочая сила; б) низкоквалифицированная рабочая сила;
4) по времени: а) безвозвратная (как правило, межконтинентальная); б) временная (как правило, внутриконтинентальная); в) сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки); г) маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);
5) по степени законности: а) легальная; б) нелегальная.
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы имеют двойственный характер.
С одной стороны, она снабжает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с нуждами стран, делает возможным изучение новых регионов, устремляет огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, содействует изменению экономического, социального и культурного положения людей, ломая рутинные традиции форм жизни.
С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, усугублению экологической ситуации, обезлюдению села, возбуждает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.
1.2 Международная организация по миграции (МОМ)
Международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована.
В МОМ входит 81 государство, из которых 46 – члены, 35 – наблюдатели. рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.
Основными функциями МОМ на данный момент согласно уставу являются:
1) осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;
2) перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;
3) организация передвижения беженцев;
4) предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.
В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возращение квалифицированных кадров на родину).
Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 1970-е г. в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривала проблему потенциальных беженцев.
В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное местожительство.
МОМ – это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.
Российская Федерация с 1992 г. является наблюдателем в МОМ.
Управление Верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.
Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений [11, c. 261].
В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимаетсяМежправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Документы, разрабатываемые указанными международными организациями, имеют большее значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании политики в области внешней трудовой миграции должны учитываться требования международных конвенций.
Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в декабре 1948 г., обнародуют свободный выбор местожительства и работы в качестве основополагающих прав человека.
Основной идеей конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальной и расовой принадлежности, религии, пола.
Основные центры притяжения мигрантов. На практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся.
Данные регионы называют центрами притяжения. В настоящее время в мире сложились и функционируют 8 мировых центров притяжения рабочей силы. Выделяют старые, или традиционные, центры притяжения, сложившиеся в ХVIII—ХIХ вв., и новые.
К традиционным центрам относят страны Западной Европы. Здесь насчитывается 13 млн мигрантов ичленов их семей; США. Ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс. человек.
В Австралии используется труд примерно 200 тыс. иностранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Центральной Европы.
С 1982 г. Австралия проводит миграционную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны, например, в начале 90-х г в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы.
С конца 1960—70-х г стали появляться новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы.
В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиалов ТНК, а соответственно, отмечается высокая потребность в дополнительных трудовых ресурсах.
К ним относят: страны Азиатско-Тихоокеанского региона; нефтедобывающие страны Ближнего Востока; страны Латинской Америки; страны Африки; Россию.
В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный со снижением рождаемости и увеличением смертности, вынуждена противостоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличения притока иммигрантов в страну. В перспективе Россия могла бы экспортировать за рубеж 1–1,5 млн человек, получая ежегодно 10–20 млрд долларов [15, c. 216].
1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны
Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.