Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть международный рынок труда и Республики Беларусь, изучить последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие и общая характеристика миграционных процессов рабочей силы, рассмотреть особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы;
- дать анализ Республики Беларусь и международного рынок труда;
-рассмотреть последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
5
1 Особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы……………………………………………….

7
1.1 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды……..
7
1.2 Международная организация по миграции (МОМ)………………….
11
1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны….
13
2 Республика Беларусь и международный рынок труда………………….….
18
2.1 Рынок труда Республики Беларусь……………………………………
18
2.2 Государственное регулирование миграционных процессов………...
26
3Последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы……………………………...…………………………
28
3.1 Последствия миграции рабочей силы
28
3.2 Государственное регулирование миграционных процессов
34
Заключение……………………………………………………………………...
38
Список использованных источников………………………………………….
39

Вложенные файлы: 1 файл

Миграция.docx

— 108.96 Кб (Скачать файл)

Международная трудовая миграция – явление сложное и неоднозначное. Это связано с тем, что в отличие от товарообмена или движения капиталов и информации в миграционные процессы вовлечены люди с их личными судьбами и проблемами.

Причины миграции рабочей силы определены воздействием ряда факторов экономического и неэкономического характера.

К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.

Причины экономического характера таятся в многообразном экономическом уровне формирования отдельных стран. Происходит перемещение рабочей силы из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Беспристрастная возможность миграции появляется вследствие национальных разниц в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:

1) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка. Например, в Мексике почасовая оплата труда рабочего составляет 1,5 доллара, в то время как в США труд рабочего такой же квалификации оплачивается в 5 доллара в час;

2) состояние национального рынка труда. В слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;

3) структурная перестройка экономики. Так, переход России к рыночной экономике сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности, что привело к увеличению международного миграционного оборота в России в 1990 г. в 6 раз по сравнению с 1980 г.;

4) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

5) вывоз капитала, функционирование Транснациональных корпораций (ТНК). Корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, либо осуществляя движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудоизбыточные регионы [6, c. 261].

В мировой практике в настоящее время сформировалась определенная классификация форм миграции рабочей силы. Они состоят в следующем:

1) по направлениям: а) миграция из развивающихся и постсоциалис-тических стран в промышленно развитые; б) миграция в рамках промышленно развитых стран; в) миграция рабочей силы между развивающимися странами; г) миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

2) по территориальному охвату: а) межконтинентальная; б) внутриконти-нентальная;

3) по уровню квалификации мигрантов: а) высококвалифицированная рабочая сила; б) низкоквалифицированная рабочая сила;

4) по времени: а) безвозвратная (как правило, межконтинентальная); б) временная (как правило, внутриконтинентальная); в) сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки); г) маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);

5) по степени законности: а) легальная; б) нелегальная.

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы имеют двойственный характер.

С одной стороны, она снабжает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с нуждами стран, делает возможным изучение новых регионов, устремляет огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, содействует изменению экономического, социального и культурного положения людей, ломая рутинные традиции форм жизни.

С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, усугублению экологической ситуации, обезлюдению села, возбуждает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.

1.2 Международная организация по миграции (МОМ)

 

 

Международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована.

В МОМ входит 81 государство, из которых 46 – члены, 35 – наблюдатели. рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д.

Основными функциями МОМ на данный момент согласно уставу являются:

1) осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;

2) перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;

3) организация передвижения беженцев;

4) предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.

В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возращение квалифицированных кадров на родину).

Также МОМ оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 1970-е г. в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривала проблему потенциальных беженцев.

В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим корням; выезд на постоянное местожительство.

МОМ – это единственная организация, имеющая глобальные полномочия; при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.

Российская Федерация с 1992 г. является наблюдателем в МОМ.

Управление Верховного комиссариата по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.

Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений [11, c. 261].

В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимаетсяМежправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Документы, разрабатываемые указанными международными организациями, имеют большее значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании политики в области внешней трудовой миграции должны учитываться требования международных конвенций.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в декабре 1948 г., обнародуют свободный выбор местожительства и работы в качестве основополагающих прав человека.

Основной идеей конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальной и расовой принадлежности, религии, пола.

Основные центры притяжения мигрантов. На практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся.

Данные регионы называют центрами притяжения. В настоящее время в мире сложились и функционируют 8 мировых центров притяжения рабочей силы. Выделяют старые, или традиционные, центры притяжения, сложившиеся в ХVIII—ХIХ вв., и новые.

К традиционным центрам относят страны Западной Европы. Здесь насчитывается 13 млн мигрантов ичленов их семей; США. Ежегодный доступ иммигрантов в США с 1995 г. установлен на уровне 650 тыс. человек.

В Австралии используется труд примерно 200 тыс. иностранных рабочих. Преобладают мигранты из Восточной и Юго-Восточной Азии, а также из Восточной и Центральной Европы.

С 1982 г. Австралия проводит миграционную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны, например, в начале 90-х г в экономику Австралии таким образом влилось 1,2 млрд; 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. членов их семей получили визы.

С конца 1960—70-х г стали появляться новые нетрадиционные центры притяжения рабочей силы.

В данных центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, вплоть до создания филиалов ТНК, а соответственно, отмечается высокая потребность в дополнительных трудовых ресурсах.

К ним относят: страны Азиатско-Тихоокеанского региона; нефтедобывающие страны Ближнего Востока; страны Латинской Америки; страны Африки; Россию.

В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный со снижением рождаемости и увеличением смертности, вынуждена противостоять ему за счет выхода на мировой рынок рабочей силы и увеличения притока иммигрантов в страну. В перспективе Россия могла бы экспортировать за рубеж 1–1,5 млн человек, получая ежегодно 10–20 млрд долларов [15, c. 216].

 

 

1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны

 

 

Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.

Помимо этого можно отметить следующее:

- иностранные рабочие, предъявляя  дополнительный спрос на товары  и услуги, стимулируют рост производства  и дополнительную занятость в  стране пребывания;

- при импорте квалифицированной  рабочей силы принимающая страна  экономит на затратах на образование  и профессиональную подготовку;

- иностранные рабочие часто  рассматриваются как определенный  амортизатор в случае кризисов  и безработицы. Они первыми могут  быть уволены;

- иностранные работники не обеспечиваются  пенсиями и не учитываются  при реализации разного рода  социальных программ.

По мнению специалистов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографическую карту развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10 % всех новорожденных, в Швейцарии - 24 %, Люксембурге - почти 38 %. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение рождаемости и смертными у коренных жителей эта статистика не влияет никоем образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь и др.

Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений.

Имеются три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

1)налоги на прибыль фирм-посредников;

2) переводы мигрантов на родину  на поддержку семей и родственников;

3)личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

На основе ряда зарубежных и отечественных исследований об эффективности товарной торговли и экспорта рабочей силы можно сделать определенный вывод о большей эффективности последнего фактора.

По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг - 50 %. Например, Югославия в 80-х гг. имела около 10 млрд. долл. поступлений от экспорта товаров и услуг ежегодно, практическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа - еще столько же. В итоге фактические поступления достигла 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы является фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам некоторых российских экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта [14, c. 214].

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия