Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть международный рынок труда и Республики Беларусь, изучить последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие и общая характеристика миграционных процессов рабочей силы, рассмотреть особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы;
- дать анализ Республики Беларусь и международного рынок труда;
-рассмотреть последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
5
1 Особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы……………………………………………….

7
1.1 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды……..
7
1.2 Международная организация по миграции (МОМ)………………….
11
1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны….
13
2 Республика Беларусь и международный рынок труда………………….….
18
2.1 Рынок труда Республики Беларусь……………………………………
18
2.2 Государственное регулирование миграционных процессов………...
26
3Последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы……………………………...…………………………
28
3.1 Последствия миграции рабочей силы
28
3.2 Государственное регулирование миграционных процессов
34
Заключение……………………………………………………………………...
38
Список использованных источников………………………………………….
39

Вложенные файлы: 1 файл

Миграция.docx

— 108.96 Кб (Скачать файл)

Влияние миграции на бюджет оценивается как относительно необходимое и тоже носит неоднозначный и дифференцированный характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местных уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с миграцией, однако, вряд ли учитывается то, что через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как мигранты.

Средний мигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения, и чистое финансовое сальдо расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждаются ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах.

Поскольку высококвалифицированные мигранты быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных специалистов или самостоятельных работников и вносят в казну больше, чем получают из нее, на состояние бюджета благотворно действует повышение доли высокообразованных и снижение доли малообразованных мигрантов.

Следовательно, международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы) [13, c. 271].

Позитивные последствия для экономики в целом:

1) вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

2) достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд долларов;

3) иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;

4) временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

5) иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

6) иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы.

Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Позитивные последствия для отдельной фирмы: импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранных рабочих.

Негативные последствия:

1) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

2) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

3) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

4) иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Последствия для стран эмиграции рабочей силы.

Позитивные для экономики в целом:

1) эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;

2) экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

3) экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

4) при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.

Негативные последствия:

1) страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

2) теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.

На современную международную трудовую миграцию оказывает влияние активизация и рост стран-экспортеров рабочей силы, использующих различные методы и средства для достижения целей эмиграции.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г.

В 1946 г. МОТ образовалась как специализированное учреждение ООН. На 1 января 1990 г. в МОТ входило 150 государств.

МОТ является уникальной среди всемирных организаций. Это проявляется в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

Одна из ее наиболее важных функций – это принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждения трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.

Со времени основания МОТ было принято 172 конвенции и 181 рекомендация [9, c. 221].

Таким образом, большое влияние на общество оказывает миграция рабочей силы (трудовая миграция). Она представляет собой перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели.

Безработица, низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения - основные причины трудовой миграции.

Миграция населения может вызвать экономический регресс, падение численности населения одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.

Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.

Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ

РЫНОК ТРУДА

 

 

2.1 Рынок труда Республики Беларусь

 

 

В условиях свободного передвижения через границы ЕЭП каждое государство очень заинтересовано в приросте трудовых ресурсов и крайне не заинтересовано в оттоке квалифицированных кадров. Но ясно и то, что запретительными мерами проблему миграции не решить. Значит, чтобы избежать нежелательной трудовой эмиграции, необходимо нивелировать проблемы на отечественном рынке труда, подталкивающие людей к выезду на работу за границу. А вот какие конкретно проблемы, можно только предполагать, поскольку нет полных сведений о масштабах миграции, ее причинах, периодах занятости за рубежом, квалификационном срезе мигрантов. Получается, что любые действия (и противодействия тоже) основываются на

предположениях, а не на четком анализе.

Среди бесспорных проблем на отечественном рынке труда - несоответствие спроса и предложения рабочей силы, территориальный и квалификационно-профессиональный дисбаланс (он, кстати, подпитывается нерациональной, зачастую оторванной от потребностей экономики системой подготовки кадров). Исходя из заявок нанимателей в службу занятости, более 75 % вакансий - по рабочим профессиям, ощущается дефицит высококвалифицированных рабочих. При наличии безработицы внушительное количество вакантных рабочих мест остается невостребованным и непривлекательным для потенциальных работников [7, c. 15].

 

Таблица 2.1 - Международная миграция населения  в возрасте 16 лет и старше по полу и уровню образования (человек)

Наименование показателя

Число прибывших

Число выбывших

Миграционный прирост, убыль (-)

2010

2011

2012

2010

2011

2012

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мужчины и женщины

15457

15756

13273

5926

6580

7712

9531

9176

5 561

из них имеющих образование:

                 

высшее

4 677

4 793

3 835

2 146

2 509

3 384

2 531

2 284

451

Окончание таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

среднее специальное

3 960

4 137

3 338

1 478

1 664

1 803

2 482

2 473

1 535

профессионально-техническое

901

860

661

272

291

315

629

569

346

общее среднее

4 588

4 783

4 212

1 637

1 698

1 894

2 951

3 085

2 318

общее базовое

896

787

873

278

292

236

618

495

637

общее начальное

382

353

320

100

116

73

282

237

247


Примечание – Источник: [18]

 

Согласно таблицы 2.1 увеличивается число прибывших по уровню образования за период 2010-2012 гг., увеличилось число прибывших с высшим образованием на 5561 чел к 2012 году.

Проблемы эффективной занятости в основном сконцентрированы на микроуровне, на конкретных предприятиях и обусловлены наличием значительного числа неконкурентоспособных рабочих мест, излишней численностью при одновременном дефиците квалифицированных работников. Как следствие, низкая производительность труда, высокий оборот рабочей силы при медленной модернизации производств. Во время модернизации предприятий без сокращения численности не обойтись, но делать это следует эволюционно, используя кадровую диагностику, организуя опережающее переобучение работников. Необходимо предоставить каждому возможность достойной работы.

 

Таблица 2.2 - Основные социально-экономические показатели доходов населения за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 год

2011

год

2012

год

Отклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г.

Денежные доходы на душу населения, тыс. руб.

648,2

766,1

953,1

304,9

Реальные денежные доходы населения, 
в процентах к предыдущему году

111,8

102,7

115,2

-

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

111,2

103,7

114,9

-

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

868,2

981,6

1238,0

369,8

Реальная начисленная заработная плата, 
в процентах к предыдущему году

109,0

100,1

114,9

-

Средний размер назначенной пенсии 
(на конец года), тыс. руб.

389,4

429,5

584,7

195,3

Реальный размер назначенной пенсии, 
в процентах к предыдущему году

104,7

100,2

123,9

-

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия