Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:44, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть международный рынок труда и Республики Беларусь, изучить последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие и общая характеристика миграционных процессов рабочей силы, рассмотреть особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы;
- дать анализ Республики Беларусь и международного рынок труда;
-рассмотреть последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Введение………………………………………………………………………...
5
1 Особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы……………………………………………….
7
1.1 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды……..
7
1.2 Международная организация по миграции (МОМ)………………….
11
1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны….
13
2 Республика Беларусь и международный рынок труда………………….….
18
2.1 Рынок труда Республики Беларусь……………………………………
18
2.2 Государственное регулирование миграционных процессов………...
26
3Последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы……………………………...…………………………
28
3.1 Последствия миграции рабочей силы
28
3.2 Государственное регулирование миграционных процессов
34
Заключение……………………………………………………………………...
38
Список использованных источников………………………………………….
39
Примечание – Источник: [18]
Таким образом, за анализируемый период основные социально-экономические показатели доходов населения увеличиваются. денежные доходы на душу населения увеличиваются на 47 % или 304,9 тыс.руб., но темп роста реальных денежных доходов составляет 3% в 2012 году, по сравнению с 2010 годом. Реальная заработная плата увеличилась на 0,1 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, на 14,9 % в 2012 году в сравнении с 2011годом. средний размер увеличения пенсии увеличивается на 195,3 тыс.руб. за период.
Говоря о рынке труда, нельзя сбрасывать со счетов и демографически обусловленное сокращение трудовых ресурсов. По прогнозам, в 2020 году численность трудоспособного населения в стране сократится на 0,5 млн. человек по сравнению с 2012-м. При таком раскладе наивно было бы рассчитывать на заметный рост численности занятых в экономике (даже если вовлечь в производительный труд какую-то часть тех, кто сейчас нигде не работает, не учится и не служит - по оценке, незанятыми являются 450 тыс. жителей Беларуси). В этих условиях на первый план выходит качество рабочей силы, а не только ее количество.
Таблица 2.3 - Численность безработных,
зарегистрированных в органах по труду,
занятости и социальной защите (на конец
года)
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г. |
Численность безработных, тыс. человек |
33,1 |
28,2 |
24,9 |
-8,2 |
из них: |
||||
мужчины |
15,7 |
13,0 |
12,9 |
-2,8 |
женщины |
17,4 |
15,2 |
12,0 |
-5,4 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения) |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
-0,2 |
Примечание – Источник: [18]
В Республике Беларусь за период снижается количество зарегистрированных безработных на 0,2 %, численность сократилась на 8,2 тыс.чел. из них мужчин на 2,8 тыс.чел, а женщин на 2,8 тыс.чел.
Нужны не только изменения в области регулирования рынка труда и подготовки кадров, но и кардинальные преобразования в реальном секторе экономики: от модернизации до улучшения бизнес-климата. Поскольку основным мотивом выезда работников является привлекательный уровень оплаты труда за рубежом, то актуализируется необходимость повышения мотивации труда работников. При этом повышение зарплаты должно идти в одной упряжке с ростом производительности труда. Недооценивается роль социального пакета - если он прибавит в весе, то станет дополнительным якорем для работников.
Проблему эмиграции кадров административными рычагами не решить - только экономическими.
Безусловно, нужно повышать заработную плату, доводить ее до уровня соседей, чтобы не было утечки рабочих и специалистов, - отметил вице-премьер. - Но вместе с тем необходимо связывать эту заработную плату услугами, ориентируясь на паритет покупательной способности.
По информации департамента по гражданской миграции Министерства внутренних дел, в 2012 году на основании трудовых договоров и контрактов выехали из Беларуси для работы за границу 6534 человека (в 2011 году 5522). Однако официальная статистика учитывает лишь тех, кто уехал на работу по официальному контракту. В неведомых глубинах остаются те, кто занят на сезонных работах, кто не регистрирует факт занятости за границей, кто трудится нелегально.
Таблица 2.4 - Общие итоги миграции населения Республики Беларусь, (человек)
Показатели |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Отклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г. |
Темп роста, 2012 к 2010г., в % |
Число мигрантов - всего |
|||||
число прибывших |
228429 |
213 386 |
212 304 |
-16 125 |
92,9 |
число выбывших |
218 126 |
203 486 |
202 976 |
-15 150 |
93,1 |
миграционный прирост |
10 303 |
9 900 |
9 328 |
-975 |
90,5 |
Международная миграция |
|||||
число прибывших |
17 169 |
17 510 |
18 040 |
871 |
105,1 |
число выбывших |
6 866 |
7 610 |
8 712 |
1 846 |
126,9 |
миграционный прирост |
10 303 |
9 900 |
9 328 |
-975 |
90,5 |
Внутриреспубликанская миграция |
|||||
число прибывших |
211 260 |
195 876 |
194 264 |
-16 996 |
92,0 |
число выбывших |
211 260 |
195 876 |
194 264 |
-16 996 |
92,0 |
межобластная миграция |
|||||
число прибывших |
94 507 |
86 620 |
88 692 |
-5 815 |
93,8 |
число выбывших |
94 507 |
86 620 |
88 692 |
-5 815 |
93,8 |
внутриобластная миграция |
|||||
число прибывших |
116 753 |
109 256 |
105 572 |
-11 181 |
90,4 |
число выбывших |
116 753 |
109 256 |
105 572 |
-11 181 |
90,4 |
Примечание – Источник: [18]
По данным таблицы видно, что снижается количество прибывших и убывших мигрантов за период 2010-2012гг, из них международный миграционный убыток составил 975 человек.
По заказу МОО «Гендерные перспективы» в Беларуси в 2012 году было проведено исследование по теме трудовой миграции. Получены данные о том, что за границей в прошлом году работали как минимум 3 % населения страны (в 2006 году было 0,5 %). Лидируют в рейтинге предпочтений Россия и Польша. Среди тех, кто положительно ответил на вопрос о работе за границей в 2012 году, мужчин было в 5 раз больше, чем женщин (не удивительно, ведь за рубежом больше востребованы иностранные работники, способные на тяжелый физический труд). Что касается желающих работать за границей, то в 2006 году на этот вопрос ответили положительно 6,7 % респондентов, а в 2012-м - уже 16,4 %. Кроме того, 11 % участников опроса ответили «скорее да».
Таблица 2.5 - Международная миграция населения по странам, (человек)
Для прибывших - откуда прибыли, для выбывших - куда выбыли |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост, убыль (-) | ||||||
2005 |
2011 |
2012 |
2005 |
2011 |
2012 |
2005 |
2011 |
2012 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего |
13 031 |
17510 |
18 040 |
11 082 |
7 610 |
8 712 |
1 949 |
9 900 |
9 328 |
в том числе: |
|||||||||
страны СНГ |
11 426 |
14690 |
13 455 |
7 520 |
5 799 |
6 509 |
3 906 |
8 891 |
6 946 |
Азербайджан |
142 |
261 |
215 |
12 |
35 |
49 |
130 |
226 |
166 |
Армения |
181 |
170 |
153 |
11 |
32 |
23 |
170 |
138 |
130 |
Казахстан |
813 |
844 |
963 |
125 |
89 |
69 |
688 |
755 |
894 |
Кыргызстан |
111 |
93 |
80 |
1 |
4 |
3 |
110 |
89 |
77 |
Молдова |
249 |
268 |
219 |
36 |
27 |
30 |
213 |
241 |
189 |
Россия |
7 276 |
9 666 |
8 560 |
6 452 |
4 953 |
5 493 |
824 |
4 713 |
3 067 |
Таджикистан |
64 |
62 |
47 |
5 |
6 |
3 |
59 |
56 |
44 |
Туркменистан |
97 |
631 |
800 |
43 |
86 |
116 |
54 |
545 |
684 |
Узбекистан |
385 |
156 |
160 |
11 |
4 |
20 |
374 |
152 |
140 |
Украина |
1 979 |
2 539 |
2 258 |
811 |
563 |
703 |
1 168 |
1 976 |
1 555 |
другие страны |
1 605 |
2 820 |
4 585 |
3 562 |
1 811 |
2 203 |
-1 957 |
1 009 |
2 382 |
Австрия |
– |
2 |
35 |
26 |
18 |
41 |
-26 |
-16 |
-6 |
Афганистан |
32 |
40 |
46 |
13 |
25 |
23 |
19 |
15 |
23 |
Вьетнам |
82 |
80 |
67 |
63 |
20 |
15 |
19 |
60 |
52 |
Германия |
68 |
145 |
427 |
808 |
409 |
503 |
-740 |
-264 |
-76 |
Грузия |
129 |
213 |
188 |
13 |
53 |
33 |
116 |
160 |
155 |
Израиль |
227 |
209 |
246 |
636 |
293 |
363 |
-409 |
-84 |
-117 |
Индия |
6 |
21 |
44 |
9 |
7 |
7 |
-3 |
14 |
37 |
Ирак |
16 |
14 |
8 |
4 |
3 |
– |
12 |
11 |
8 |
Иран, Исламская |
|||||||||
Республика |
145 |
39 |
31 |
103 |
10 |
1 |
42 |
29 |
30 |
Италия |
11 |
25 |
245 |
26 |
120 |
89 |
-15 |
-95 |
156 |
Канада |
9 |
10 |
78 |
113 |
59 |
72 |
-104 |
-49 |
6 |
Китай |
62 |
144 |
79 |
221 |
4 |
4 |
-159 |
140 |
75 |
Латвия |
189 |
250 |
209 |
35 |
41 |
62 |
154 |
209 |
147 |
Окончание таблицы 2.5 | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Ливан |
84 |
15 |
49 |
98 |
16 |
9 |
-14 |
-1 |
40 |
Литва |
297 |
887 |
478 |
143 |
144 |
175 |
154 |
743 |
303 |
Нидерланды |
3 |
7 |
51 |
7 |
5 |
11 |
-4 |
2 |
40 |
Польша |
28 |
206 |
255 |
89 |
92 |
162 |
-61 |
114 |
93 |
Сирийская Арабская |
|||||||||
Республика |
35 |
34 |
85 |
29 |
8 |
24 |
6 |
26 |
61 |
Соединенные Штаты |
60 |
95 |
408 |
664 |
194 |
165 |
-604 |
-99 |
243 |
Турция |
13 |
80 |
139 |
25 |
14 |
42 |
-12 |
66 |
97 |
Чешская Республика |
5 |
7 |
75 |
30 |
38 |
50 |
-25 |
-31 |
25 |
Швеция |
3 |
2 |
48 |
19 |
21 |
33 |
-16 |
-19 |
15 |
Эстония |
31 |
51 |
53 |
16 |
6 |
14 |
15 |
45 |
39 |
прочие |
199 |
244 |
1 241 |
385 |
211 |
305 |
-186 |
33 |
936 |
Примечание – Источник: [18]
Результаты исследования в отношении роста миграционных настроений, пожалуй, верно отражают общую картину. Чуть ли не у каждого жителя Беларуси есть родственники или знакомые, которые высказывают желание уехать поработать за границу. Немало и тех, кто уже реализовал это намерение. Надо признать, с разным результатом: кому-то удалось неплохо заработать и повысить благосостояние, приобрести новые трудовые навыки и полезный опыт, а кому-то выпали горькое разочарование, финансовые и материальные потери. Трудовая миграция была и будет - наиболее мобильные работники всегда ищут применение своим знаниям и опыту, каждый человек волен сделать выбор в отношении рабочего места. Но должен быть готов принять на себя и связанные с этим риски.
По оценкам, 85-90 % всех трудовых мигрантов из Беларуси выезжают в Россию. Восточный вектор преимущественно выбирают жители небольших городов, где объективно меньше возможностей заработать по сравнению с крупными городами и столицей.
Впрочем, нельзя упрощенно смотреть на трудовую миграцию как на способ вырваться из бедности. Представителям наиболее уязвимых групп проблематично трудоустроиться и внутри страны (мешает низкая мотивация, недостаточная квалификация), не то что за ее пределами. Международную трудовую миграцию в основном выбирают относительно крепко стоящие на ногах люди, имеющие востребованную специальность и определенный трудовой опыт, которые намерены упрочить свое материальное положение.
Помнится, несколько лет назад работа в той же России казалась лакомым кусочком: заработок гораздо выше, языкового барьера нет да и отношение к нашим соотечественникам вполне лояльное. По словам экспертов, белорусских работников (как и украинских) ценят в России гораздо больше, чем приехавших из других стран СНГ. А вот в Европе к трудовым мигрантам из Беларуси, Украины и России относятся с большей настороженностью, чем к выходцам из стран Евросоюза. Хотя, надо признать, нарушений на западном векторе трудовой миграции фиксируется меньше, ведь оформляются рабочие визы на основании контрактов на трудоустройство. Однако в случае чего отстоять там свои интересы куда сложнее из-за языкового барьера.
По официально заключенным договорам отправляются на заработки немногие (это касается в первую очередь обладателей рабочих специальностей). Все-таки большинство мигрантов задействованы в теневом секторе со всеми вытекающими последствиями: отсутствие гарантий по оплате труда, фронтальные нарушения техники безопасности, рабочий день от рассвета до заката без выходных, тяжелые бытовые условия и прочие «прелести» гастарбайтерских будней. Одним словом, жизнь и труд на износ.
Квалифицированным специалистам, рассчитывающим на карьерный взлет, особо подняться не дают. Выбиться из средней прослойки в элиту крайне сложно.
Наиболее часто трудовые мигранты сталкиваются с недоплатой заработка. По данным одного из российских исследований, только у 25 % работающих белорусов были подписаны письменные договоры с нанимателями. Устные же договоренности впоследствии превращаются в «устные выплаты». Попадают белорусы в неприятное положение и из-за недобросовестных кадровых агентств. Типичный случай мошенничества: человек платит за некие информационные услуги, подписывая документы не читая, а потом оказывается без денег и рабочего места. Известны случаи не только обмана при расчете, но и факты попадания в рабство. В новостях также нередко озвучиваются трагические ситуации, когда белорусские рабочие получали травмы, а то и погибали на производстве в сопредельных странах.
Среди возвратившихся с заработков есть те, кто намерен продолжать свою трудовую деятельность за рубежом. Одни из них (меньшинство) мечтают со временем прочно обосноваться с семьей в другой стране, другие категоричны: мол, пока все удачно складывается, буду зарабатывать там, но жить - в Беларуси. Часть трудовых мигрантов не намерена вновь ехать за границу.
Однако надо иметь в виду, что основная часть трудовых мигрантов - молодежь в возрасте от 25 до 35 лет. Она более мобильна, более амбициозна, меньше привязана к родному месту, чем обремененные семьей, имеющие жилье взрослые мигранты. Например, разница в заработке в 30-40 % может удержать от выезда человека с детьми и квартирой, но вряд ли остановит молодежь. В условиях, когда в Беларуси снижается привлекательность рабочих мест на производстве для молодежи, уменьшается и ее приток в «непрестижные» сектора. В перспективе это чревато серьезной проблемой старения кадров. В последние годы наметилось увеличение среднего возраста работающих. Так, в 2007 году он составлял 39,8 года, а в 2010 году - уже 40,4 года.
Возможно, ситуацию на рынке труда Беларуси в некоторой степени поможет смягчить приход российских и иностранных нанимателей, которые будут готовы платить чуть больше, чем белорусские, но все же меньше, чем в России или Европе.
Массовый отток трудовых резервов наиболее остро ощущался в 2011-2012 годах в здравоохранении, на транспорте, в IT-сфере. И, конечно, в строительстве - эта тема была на гребне общественного и государственного внимания. В Беларуси (в первую очередь в Минске) приходилось привлекать на строительные объекты работников не только из других регионов республики, но и иностранцев.
По данным Национального статистического комитета, экспорт строительных услуг Беларуси в 2012 году возрос на 87,1 % к уровню 2011-го и составил 417,9 млн. долларов. Импорт строительных услуг также увеличился и достиг 610,9 млн. долларов (191,2 % к 2011 году).