Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть международный рынок труда и Республики Беларусь, изучить последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить понятие и общая характеристика миграционных процессов рабочей силы, рассмотреть особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы;
- дать анализ Республики Беларусь и международного рынок труда;
-рассмотреть последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
5
1 Особенности современной международной миграции трудовых ресурсов и мировые рынки рабочей силы……………………………………………….

7
1.1 Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, виды……..
7
1.2 Международная организация по миграции (МОМ)………………….
11
1.3 Анализ влияния международной миграции на экономику страны….
13
2 Республика Беларусь и международный рынок труда………………….….
18
2.1 Рынок труда Республики Беларусь……………………………………
18
2.2 Государственное регулирование миграционных процессов………...
26
3Последствия и государственное регулирование международной миграции рабочей силы……………………………...…………………………
28
3.1 Последствия миграции рабочей силы
28
3.2 Государственное регулирование миграционных процессов
34
Заключение……………………………………………………………………...
38
Список использованных источников………………………………………….
39

Вложенные файлы: 1 файл

Миграция.docx

— 108.96 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [18]

Таким образом, за анализируемый период основные социально-экономические показатели доходов населения увеличиваются. денежные доходы на душу населения увеличиваются на 47 % или 304,9 тыс.руб., но темп роста реальных денежных доходов составляет 3% в 2012 году, по сравнению с 2010 годом.  Реальная заработная плата увеличилась на 0,1 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, на 14,9 % в 2012 году в сравнении с 2011годом. средний размер увеличения пенсии увеличивается на 195,3 тыс.руб. за период.

Говоря о рынке труда, нельзя сбрасывать со счетов и демографически обусловленное сокращение трудовых ресурсов. По прогнозам, в 2020 году численность трудоспособного населения в стране сократится на 0,5 млн. человек по сравнению с 2012-м. При таком раскладе наивно было бы рассчитывать на заметный рост численности занятых в экономике (даже если вовлечь в производительный труд какую-то часть тех, кто сейчас нигде не работает, не учится и не служит - по оценке, незанятыми являются 450 тыс. жителей Беларуси). В этих условиях на первый план выходит качество рабочей силы, а не только ее количество.

 

Таблица 2.3  - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, 
занятости и социальной защите (на конец года) 

Показатели

2010 год

2011

год

2012

год

Отклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г.

Численность безработных, тыс. человек

33,1

28,2

24,9

-8,2

из них:

       

мужчины

15,7

13,0

12,9

-2,8

женщины

17,4

15,2

12,0

-5,4

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах от экономически активного населения)

0,7

0,6

0,5

-0,2


Примечание – Источник: [18]

 

В Республике Беларусь за период снижается количество зарегистрированных безработных на 0,2 %, численность сократилась на 8,2 тыс.чел. из них мужчин на 2,8 тыс.чел, а женщин на 2,8 тыс.чел.

Нужны не только изменения в области регулирования рынка труда и подготовки кадров, но и кардинальные преобразования в реальном секторе экономики: от модернизации до улучшения бизнес-климата. Поскольку основным мотивом выезда работников является привлекательный уровень оплаты труда за рубежом, то актуализируется необходимость повышения мотивации труда работников. При этом повышение зарплаты должно идти в одной упряжке с ростом производительности труда. Недооценивается роль социального пакета - если он прибавит в весе, то станет дополнительным якорем для работников.

Проблему эмиграции кадров административными рычагами не решить - только экономическими.

Безусловно, нужно повышать заработную плату, доводить ее до уровня соседей, чтобы не было утечки рабочих и специалистов, - отметил вице-премьер. - Но вместе с тем необходимо связывать эту заработную плату услугами, ориентируясь на паритет покупательной способности.

По информации департамента по гражданской миграции Министерства внутренних дел, в 2012 году на основании трудовых договоров и контрактов выехали из Беларуси для работы за границу 6534 человека (в 2011 году 5522). Однако официальная статистика учитывает лишь тех, кто уехал на работу по официальному контракту. В неведомых глубинах остаются те, кто занят на сезонных работах, кто не регистрирует факт занятости за границей, кто трудится нелегально.

 

Таблица 2.4 - Общие итоги миграции населения Республики Беларусь, (человек)

Показатели

2010

год

2011

год

2012

год

Отклонение (+,-), 2012 г. к 2010 г.

Темп роста, 2012 к 2010г., в %

Число мигрантов - всего

         

число прибывших

228429

213 386

212 304

-16 125

92,9

число выбывших

218 126

203 486

202 976

-15 150

93,1

миграционный прирост

10 303

9 900

9 328

-975

90,5

Международная миграция

         

число прибывших

17 169

17 510

18 040

871

105,1

число выбывших

6 866

7 610

8 712

1 846

126,9

миграционный прирост

10 303

9 900

9 328

-975

90,5

Внутриреспубликанская миграция

         

число прибывших

211 260

195 876

194 264

-16 996

92,0

число выбывших

211 260

195 876

194 264

-16 996

92,0

межобластная миграция

         

число прибывших

94 507

86 620

88 692

-5 815

93,8

число выбывших

94 507

86 620

88 692

-5 815

93,8

внутриобластная миграция

         

число прибывших

116 753

109 256

105 572

-11 181

90,4

число выбывших

116 753

109 256

105 572

-11 181

90,4


Примечание – Источник: [18]

 

По данным таблицы видно, что снижается количество прибывших и убывших мигрантов за период 2010-2012гг, из них международный миграционный убыток составил 975 человек.

По заказу МОО «Гендерные перспективы» в Беларуси в 2012 году было проведено исследование по теме трудовой миграции. Получены данные о том, что за границей в прошлом году работали как минимум 3 % населения страны (в 2006 году было 0,5 %). Лидируют в рейтинге предпочтений Россия и Польша. Среди тех, кто положительно ответил на вопрос о работе за границей в 2012 году, мужчин было в 5 раз больше, чем женщин (не удивительно, ведь за рубежом больше востребованы иностранные работники, способные на тяжелый физический труд). Что касается желающих работать за границей, то в 2006 году на этот вопрос ответили положительно 6,7 % респондентов, а в 2012-м - уже 16,4 %. Кроме того, 11 % участников опроса ответили «скорее да».

 

Таблица 2.5 - Международная миграция населения по странам, (человек)

Для прибывших -

откуда прибыли,

для выбывших - куда

выбыли

Число прибывших

 

Число выбывших

 

Миграционный прирост,

убыль (-)

2005

2011

2012

2005

2011

2012

2005

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

13 031

17510

18 040

11 082

7 610

8 712

1 949

9 900

9 328

в том числе:

                 

страны СНГ

11 426

14690

13 455

7 520

5 799

6 509

3 906

8 891

6 946

Азербайджан

142

261

215

12

35

49

130

226

166

Армения

181

170

153

11

32

23

170

138

130

Казахстан

813

844

963

125

89

69

688

755

894

Кыргызстан

111

93

80

1

4

3

110

89

77

Молдова

249

268

219

36

27

30

213

241

189

Россия

7 276

9 666

8 560

6 452

4 953

5 493

824

4 713

3 067

Таджикистан

64

62

47

5

6

3

59

56

44

Туркменистан

97

631

800

43

86

116

54

545

684

Узбекистан

385

156

160

11

4

20

374

152

140

Украина

1 979

2 539

2 258

811

563

703

1 168

1 976

1 555

другие страны

1 605

2 820

4 585

3 562

1 811

2 203

-1 957

1 009

2 382

Австрия

2

35

26

18

41

-26

-16

-6

Афганистан

32

40

46

13

25

23

19

15

23

Вьетнам

82

80

67

63

20

15

19

60

52

Германия

68

145

427

808

409

503

-740

-264

-76

Грузия

129

213

188

13

53

33

116

160

155

Израиль

227

209

246

636

293

363

-409

-84

-117

Индия

6

21

44

9

7

7

-3

14

37

Ирак

16

14

8

4

3

12

11

8

Иран, Исламская

                 

Республика

145

39

31

103

10

1

42

29

30

Италия

11

25

245

26

120

89

-15

-95

156

Канада

9

10

78

113

59

72

-104

-49

6

Китай

62

144

79

221

4

4

-159

140

75

Латвия

189

250

209

35

41

62

154

209

147

Окончание таблицы 2.5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ливан

84

15

49

98

16

9

-14

-1

40

Литва

297

887

478

143

144

175

154

743

303

Нидерланды

3

7

51

7

5

11

-4

2

40

Польша

28

206

255

89

92

162

-61

114

93

Сирийская Арабская

                 

Республика

35

34

85

29

8

24

6

26

61

Соединенные Штаты

60

95

408

664

194

165

-604

-99

243

Турция

13

80

139

25

14

42

-12

66

97

Чешская Республика

5

7

75

30

38

50

-25

-31

25

Швеция

3

2

48

19

21

33

-16

-19

15

Эстония

31

51

53

16

6

14

15

45

39

прочие

199

244

1 241

385

211

305

-186

33

936


Примечание – Источник: [18]

 

Результаты исследования в отношении роста миграционных настроений, пожалуй, верно отражают общую картину. Чуть ли не у каждого жителя Беларуси есть родственники или знакомые, которые высказывают желание уехать поработать за границу. Немало и тех, кто уже реализовал это намерение. Надо признать, с разным результатом: кому-то удалось неплохо заработать и повысить благосостояние, приобрести новые трудовые навыки и полезный опыт, а кому-то выпали горькое разочарование, финансовые и материальные потери. Трудовая миграция была и будет - наиболее мобильные работники всегда ищут применение своим знаниям и опыту, каждый человек волен сделать выбор в отношении рабочего места. Но должен быть готов принять на себя и связанные с этим риски.

По оценкам, 85-90 % всех трудовых мигрантов из Беларуси выезжают в Россию. Восточный вектор преимущественно выбирают жители небольших городов, где объективно меньше возможностей заработать по сравнению с крупными городами и столицей.

Впрочем, нельзя упрощенно смотреть на трудовую миграцию как на способ вырваться из бедности. Представителям наиболее уязвимых групп проблематично трудоустроиться и внутри страны (мешает низкая мотивация, недостаточная квалификация), не то что за ее пределами. Международную трудовую миграцию в основном выбирают относительно крепко стоящие на ногах люди, имеющие востребованную специальность и определенный трудовой опыт, которые намерены упрочить свое материальное положение.

Помнится, несколько лет назад работа в той же России казалась лакомым кусочком: заработок гораздо выше, языкового барьера нет да и отношение к нашим соотечественникам вполне лояльное. По словам экспертов, белорусских работников (как и украинских) ценят в России гораздо больше, чем приехавших из других стран СНГ. А вот в Европе к трудовым мигрантам из Беларуси, Украины и России относятся с большей настороженностью, чем к выходцам из стран Евросоюза. Хотя, надо признать, нарушений на западном векторе трудовой миграции фиксируется меньше, ведь оформляются рабочие визы на основании контрактов на трудоустройство. Однако в случае чего отстоять там свои интересы куда сложнее из-за языкового барьера.

По официально заключенным договорам отправляются на заработки немногие (это касается в первую очередь обладателей рабочих специальностей). Все-таки большинство мигрантов задействованы в теневом секторе со всеми вытекающими последствиями: отсутствие гарантий по оплате труда, фронтальные нарушения техники безопасности, рабочий день от рассвета до заката без выходных, тяжелые бытовые условия и прочие «прелести» гастарбайтерских будней. Одним словом, жизнь и труд на износ.

Квалифицированным специалистам, рассчитывающим на карьерный взлет, особо подняться не дают. Выбиться из средней прослойки в элиту крайне сложно.

Наиболее часто трудовые мигранты сталкиваются с недоплатой заработка. По данным одного из российских исследований, только у 25 % работающих белорусов были подписаны письменные договоры с нанимателями. Устные же договоренности впоследствии превращаются в «устные выплаты». Попадают белорусы в неприятное положение и из-за недобросовестных кадровых агентств. Типичный случай мошенничества: человек платит за некие информационные услуги, подписывая документы не читая, а потом оказывается без денег и рабочего места. Известны случаи не только обмана при расчете, но и факты попадания в рабство. В новостях также нередко озвучиваются трагические ситуации, когда белорусские рабочие получали травмы, а то и погибали на производстве в сопредельных странах.

Среди возвратившихся с заработков есть те, кто намерен продолжать свою трудовую деятельность за рубежом. Одни из них (меньшинство) мечтают со временем прочно обосноваться с семьей в другой стране, другие категоричны: мол, пока все удачно складывается, буду зарабатывать там, но жить - в Беларуси. Часть трудовых мигрантов не намерена вновь ехать за границу.

Однако надо иметь в виду, что основная часть трудовых мигрантов - молодежь в возрасте от 25 до 35 лет. Она более мобильна, более амбициозна, меньше привязана к родному месту, чем обремененные семьей, имеющие жилье взрослые мигранты. Например, разница в заработке в 30-40 % может удержать от выезда человека с детьми и квартирой, но вряд ли остановит молодежь. В условиях, когда в Беларуси снижается привлекательность рабочих мест на производстве для молодежи, уменьшается и ее приток в «непрестижные» сектора. В перспективе это чревато серьезной проблемой старения кадров. В последние годы наметилось увеличение среднего возраста работающих. Так, в 2007 году он составлял 39,8 года, а в 2010 году - уже 40,4 года.

Возможно, ситуацию на рынке труда Беларуси в некоторой степени поможет смягчить приход российских и иностранных нанимателей, которые будут готовы платить чуть больше, чем белорусские, но все же меньше, чем в России или Европе.

Массовый отток трудовых резервов наиболее остро ощущался в 2011-2012 годах в здравоохранении, на транспорте, в IT-сфере. И, конечно, в строительстве - эта тема была на гребне общественного и государственного внимания. В Беларуси (в первую очередь в Минске) приходилось привлекать на строительные объекты работников не только из других регионов республики, но и иностранцев.

По данным Национального статистического комитета, экспорт строительных услуг Беларуси в 2012 году возрос на 87,1 % к уровню 2011-го и составил 417,9 млн. долларов. Импорт строительных услуг также увеличился и достиг 610,9 млн. долларов (191,2 % к 2011 году).

Информация о работе Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, современные тенденции развития и экономические последствия