Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:54, курс лекций
Международная торговля (МТ) - это форма МЭО, при которой осуществляется обмен товарами и услугами между конрагентами различных стран мира, возникающий на базе международного разделения труда.
Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное изменение цен на промышленные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары - с другой.
В то же время способы определения мировых цен на разные виды продукции также разнообразны:
1) цены на сырьевые товары определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Например, на пшеницу мировыми являются экспортные цены Канады; на нефть - экспортные цены стран-членов ОПЭК; на мех - цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов и т.д.;
2) цены продукции обрабатывающей промышленности определяются как экспортные цены значительных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.
В целом оба вида цен в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному. Резкие колебания цен характерны для рынка продовольствия (например, в связи с погодными условиями) и в последнее время для сырьевых рынков, в частности рынка нефти (в связи с нестабильными политическими условиями).
Государственное регулирование МТ может быть:
• Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).
• Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.
• Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран-членов Европейского союза (ЕС).
В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают:
Свободная торговля— политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Протекционизм— государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.
Методы регулирования международной торговли разделяются на две большие группы, это - тарифные методы и нетарифные:
Методы |
Инструмент торговой политики |
Регулирует преимущественно | ||
1. Тарифные |
Таможенные пошлины Тарифная квота |
импорт импорт | ||
2. Нетарифные |
Количественные |
Квотирование Лицензирование "Добровольные" ограничения экспорта |
экспорт экспорт экспорт |
импорт импорт |
Скрытые |
Технические барьеры Внутренние налоги и сборы Государственные закупки Требование о содержании местных компонентов |
импорт импорт импорт импорт | ||
Финансо-вые |
Субсидии Экспортное кредитование Демпинг |
экспорт экспорт экспорт |
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться :
• С точки зрения международной макроэкономики это - инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
• С точки зрения внешнеэкономической
практики это - свод ставок таможенных
пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу, систематизированный
в соответствии с товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельнос
• С точки зрения экономического анализа это - конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
В подавляющем большинстве стран таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты тем самым внутреннего рынка. Поэтому далее проанализируем именно импортные тарифы.
Тарифные методы основаны на использовании таможенного тарифа, в составе этой группы можно выделить таможенные пошлины и тарифные квоты.
Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый органами таможни при импорте или экспорте товаров как условие импорта или экспорта.
Классификация таможенных пошлин по способу взимания:
Специфическая пошлина – начисляется в установленном размере за единицу облагаемого товара (напр., 10 дол. за 1 т). Обычно накладывается на стандартизированные товары. Преимущества: просты в администрировании и не оставляют места для злоупотреблений. Недостаток: уровень таможенной защиты с помощью С.П. сильно зависит от колебания цен на товары.
Адвалорная пошлина– начисляется в процентах к таможенной
стоимости облагаемых товаров (напр., 20%
от таможенной стоимости). Адвалорные
пошлины аналогичны пропорциональному
налогу на продажу и применяются обычно
при обложении товаров, которые имеют
различные качественные характеристики
в рамках одной товарной группы. Достоинство:
А.П. поддерживают одинаковый уровень
защиты внутреннего рынка независимо
от колебания цен на товар, изменяются
лишь доходы бюджета. Недостаток: А.П. предусматривают
необходимость таможенной оценки стоимости
товара для целей обложения пошлиной,
что оставляет место злоупотреблениям.
Тарифная квота - разновидность таможенной пошлины, ставка которой зависит от объемов импорта товаров; при импорте в указанном количестве товар облагается налогами по базовой ставке, а при превышении указанного количества - ставка повышается.
2. Нетарифные методы регулирования МТ
Количественные ограничения (
Количественные ограничения
Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
По направленности их действия квоты разделяются на:
По охвату квоты делятся на:
Лицензирование (licensing) — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:
• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
• генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
• глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
“Добровольное” ограничение
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
Помимо защиты внутреннего рынка от импорта из-за рубежа с помощью количественных и скрытых нетарифных методов торговой политики в практике международной торговли активно используются методы расширения экспорта, большая часть которых основана на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров. Финансирование экспорта направлено на снижение стоимости экспортируемого товара и повышение тем самым его конкурентоспособности на мировом рынке. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.