Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:01, доклад
Международная торговля: ее сущность, роль и показатели
Динамика развития международной торговли
Теории международной торговли
Типы внешнеторговой политики
Тарифные инструменты регулирования торговой политики государства
Нетарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой политики
ТЕМА 2: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ
ПЛАН:
1. Традиционной и наиболее
развитой формой международных
экономических отношений
Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI—XVIII веках. Её развитие — один из важных факторов развития мировой экономики нового времени.
Преимущества участия в международной торговле
а) преодолеваются ограниченность национальной ресурсной базы и узость внутреннего рынка;
б) интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах;
в) на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
г) международная конкуренция
вызывает необходимость
д) экспортная выручка служит источником накопления капитала, направленного на промышленное развитие.
На современном этапе международная торговля играет важную роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества:
а) внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста;
б) зависимость стран от международного товарообмена значительно повысилась.
Основные факторы, влияющие на рост международной торговли:
а) развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
б) НТР;
в) деятельность транснациональных корпораций ТНК.
Международная торговля
— система международных
Под международной торговлей понимается международный обмен товарами в их натурально-вещественной форме посредством их вывоза (экспорта) и ввоза (импорта).
В фиксированный таможенной статистике объем экспорта товаров в зависимости от их происхождения и назначения входят:
1. Вывоз товаров, изготовленных
(произведенных и
2. Вывоз отечественных
товаров, особенно сырья и
3. Реэкспорт вывоз товаров, ранее ввезенных из-за рубежа, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.д.
4. Поставки в рамках
транснациональных корпораций (ТНК),
а также вывоз продукции в
порядке прямых
В объем импорта входит:
1. Ввоз из-за границы товаров для реализации на рынке.
2. Реимпорт обратный
ввоз из-за границы
3. Импорт товаров (сырья,
полуфабрикатов, узлов, деталей)
для переработки в данной
4. Импортные поставки продукции в рамках ТНК.
В международном обмене
участвуют торгуемые товары, которые
могут перемещаться между различными
странами. К торгуемым товарам
относится продукция
Товар входит в международный обмен при пересечении границы.
Перемещение различных видов оборудования из одной страны в другую обычно сопровождается такими услугами, как монтаж, эксплуатация, ремонт, подготовка кадров и др., стоимость которых входит в цену товара.
Стоимость экспорта и импорта подсчитывается в большинстве стран по контрактным ценам, приведенным к единому базису, а именно: экспортным – по ценам ФОБ, импортным – по ценам СИФ.
Статистическая оценка товаров на условиях ФОБ (free on board – свободно на борту) включает в себя, помимо стоимости самого товара, все расходы, связанные с его доставкой до борта корабля, включая погрузку на борт.
Цена СИФ (cif – cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт) включает в себя стоимость товара на условиях ФОБ – порт отправления плюс расходы по страхованию товара в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения.
В состав мирового товарооборота включаются все товарные потоки, обращающиеся между странами, независимо от того, проданы они на рыночных или иных условиях или остаются в собственности поставщика.
1. Основу международной
торговли составляет
Традиционная торговля сыграла важнейшую историческую роль в развитии других форм МЭО, втянув в международный обмен сначала денежные отношения и услуги по обслуживанию купли-продажи товаров, а затем капитал, технологию и др. Удельный вес коммерческой торговли в товарообороте между странами снижается. Современная торговля обслуживает и другие формы международных экономических отношений, если эти отношения связаны с пересечением национальных границ товарами в их натуральной форме.
2. Кроме коммерческой
торговли в состав
3. Особое место в
международной торговле
4. В составе международной
торговли учитываются и товары,
поставленные безвозмездно, например
в качестве гуманитарной
Таким образом, обмен товарами между странами осуществляется на коммерческой и некоммерческой основе. Коммерческий обмен может быть эквивалентным и неэквивалентным. Обмен на основе закона стоимости в соответствии с интернациональными издержками производства следует считать эквивалентным, хотя при этом страны с низкой производительностью труда и соответственно с высокими издержками производства больше отдают, чем получают. Неэквивалентный обмен основан на произвольном назначении завышенных или заниженных цен в зависимости от интересов монополиста.
Показателем выгодности и невыгодности обмена служит соотношение экспортных и импортных цен, которое называется "условиями торговли". Показатель "условий торговли" выше 1, рассчитанный по индексам экспортных и импортных цен, указывает на благоприятное соотношение цен для данной страны, ниже 1 - на неблагоприятное соотношение цен.
Сумма экспорта и импорта образует товарооборот, а разница между экспортом и импортом представляет собой торговый баланс. Торговый баланс может быть положительным (активным) или отрицательным (дефицитным, пассивным).
На темпы расширения международной торговли оказывает существенное воздействие изменение товарной структуры экспорта и импорта. Товарная структура рассчитывается по доле групп товаров в стоимости экспорта или импорта в текущих ценах за данный год.
Показатели международной торговли:
Показатель, отражающий темны роста мировой торговли - показатель темпов роста мирового экспорта (Т):
Тэ = (Э1:Э0 ) * 100%;
где Э1 - экспорт текущего периода,
Э0 - экспорт базисного периода.
Показатель отражающий зависимость экономики страны от внешней торговли: а) экспортная квота (Кэ):
Кэ = (Э / ВВП) * 100%,
где Э - стоимость экспорта,
ВВП - валовой внутренний продукт страны за год;
б) импортная квота (Ки);
Ки = (И / ВВП) * 100%,
где И - стоимость импорта.
ВВП - валовой внутренний продукт страны за год.
2.Динамика развития международной торговли
Зародившись в глубокой древности, мировая торговля достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв.
Мощным импульсом этого процесса послужило создание в ряде промышленно более развитых стран (Англии, Голландии и др.) крупного машинного производства, ориентированного на масштабный и регулярный импорт сырья из экономически менее развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, и экспорт в эти страны промышленных товаров, преимущественно потребительского назначения.
В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг., он привел к длительному и глубокому нарушению мирового товарооборота, продолжавшемуся до окончания Второй мировой войны, которая до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы. Следует отметить, что все эти кризисы были преодолены.
В целом характерной чертой послевоенного периода явилось заметное ускорение темпов развития мировой торговли, достигших наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Причем темпы роста мировой торговли превысили темпы роста мирового ВВП.
Со второй половины XX века, когда международный обмен по определению М. Пебро приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами.
В период 1950—1998 гг. мировой экспорт вырос в 16 раз. По оценке западных специалистов период между 1950 и 1970 годами можно охарактеризовать как «золотой век» в развитии международной торговли.
В 70-е годы мировой экспорт снизился до 5 %, еще больше сократившись в 80-е годы.
В конце 80-х он продемонстрировал заметное оживление.
В 90-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США.
К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг Тайвань.
Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США. Доля группы товаров составляет 80% услуг 20% от общего объема торговли в мире.
Пока развивающиеся страны в основном остаются поставщиками сырья и продовольствия и сравнительно простых изделий готовой продукции на мировой рынок. Стремление развивающихся стран диверсифицировать свой экспорт за счет товаров промышленной группы зачастую встречает в той или иной форме противодействие промышленно развитых стран.
По прогнозам специалистов в первые годы XXI столетия наиболее конкурентоспособными будут США и азиатские государства. В 2030 г. в числе наиболее конкурентоспособных государств предполагается увидеть три государства - США, Японию и Китай. Далее в этом долгосрочном прогнозе идут Германия, Сингапур, Южная Корея, Индия, Тайвань, Малайзия и Швейцария.
Что касается товарной структуры международной торговли, то за 1955-1999 гг. доля продовольствия в мировом экспорте снизилась с 21,9 до 8,0%, сельскохозяйственного сырья - с 13,0 до 2,0%. Доля энергоносителей и топлива с 1955 до 1985 г. поднялась с 11,0 до 18,5%, а затем снизилась к 1999 г. до 7,3%, что объясняется резкими колебаниями мировых цен на нефть. За рассматриваемый период (1955-1999 гг.) доля промышленных изделий в мировом экспорте устойчиво возрастала и составила в 1999 г. 76,5%; при этом доля машин, оборудования и транспортных средств поднялась в 2 раза, автотранспортных средств - почти в 3 раза.
Основной статьей мирового товарооборота являются готовые изделия, доля которых даже в экспорте из развивающихся стран (за счет в основном азиатских экспортеров) увеличилась с 19% в 1980 г. до 70% в 1997 г., из развитых - с 71 до 80%.; стран Центральной и Восточной Европы - с 75 до 80%.
Увеличение готовой продукции в мировом товарообороте осуществляется за счет машин, оборудования, транспортных средств. Расширяется торговля полуфабрикатами, промежуточными товарами, отдельными частями конечного продукта, доля которых составляет около 1/3 мирового импорта, а в торговле машинами, оборудованием и транспортными средствами - около 40%.
Общее направление структурных сдвигов в мировой торговле состоит в следующем:
а) происходит снижение удельного
веса сельскохозяйственного и
б) увеличивается доля готовой продукции, особенно машин и оборудования и высокотехнологичных товаров за счет высоких темпов расширения их экспорта и импорта.
Украина
Внешнеторговая сфера стала
каналом распространения
Чрезмерная экспортная ориентированность в условиях падения мировых цен на сырье и свертывания мирового спроса, привели к резкому сокращению объемов отечественной промышленности, которая лишь в последние месяцы демонстрирует незначительный рост. Так, в июне 2009 г. падение производства промышленной продукции составило – 27,5% относительно аналогичного периода 2008 г.