Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:01, доклад
Международная торговля: ее сущность, роль и показатели
Динамика развития международной торговли
Теории международной торговли
Типы внешнеторговой политики
Тарифные инструменты регулирования торговой политики государства
Нетарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой политики
Теорема Рыбчинского
Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.[1]
Теория Самуэльсона и Столпера
В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.
«Голландская болезнь»
Концепция торгуемых
и неторгуемых товаров и
Происшедший в результате этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промышленности и расширение импорта недостающих товаров. «Голландская болезнь» в различные периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и другие страны.
Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы.
4. Международная торговля
- это арена острой конкурентной
борьбы и соперничества между
товаропроизводителями и
В сфере внешней торговли государство в лице его исполнительной и законодательной власти призвано:
Государственное регулирование осуществляется административными и экономическими методами; автономно и на договорной основе (конвенционно) посредством заключения и выполнения двусторонних и многосторонних соглашений. В двусторонних договорах определяется режим для иностранных экспортеров. Наиболее распространен режим наибольшего благоприятствования или режим недискриминации, который предоставляет всем участникам равные условия.
Многостороннее регулирование осуществляется:
Большое воздействие на развитие международной торговли оказывают решения "большой семерки", Международного валютного фонда (МВФ), Всемирной торговой организации и других международных организаций.
Основные направления внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм.
Протекционизм в узком смысле - это защита национального производства от иностранной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках. Под протекционизмом в широком смысле следует понимать все меры государства, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Сторонниками протекционизма
являются менее развитые страны, которые
не выдерживают свободной
Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой - это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися - это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.
Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
* селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
* отраслевой протекционизм
- защищает определенные отрасли,
* коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
* скрытый протекционизм
- осуществляется методами
Мировой опыт показывает, что, как правило, страны, не задержавшиеся на стадии протекционизма и своевременно включившие свои отрасли в режим свободной конкуренции, добиваются положительных результатов. Селекционный или выборочный протекционизм широко использовался всеми странами в период создания новых отраслей, в том числе и азиатскими "тиграми", которые превратились в конкурентоспособных экспортеров промышленных товаров.
Свободная торговля
означает ослабление и отмену
мер протекционизма, т.е. либерализацию
внешней торговли вплоть до
полной отмены всех
Общая тенденция развития внешнеторговой политики после второй мировой войны - ослабление протекционизма и либерализация, особенно в рамках интеграционных объединений. В ЕС-15 взаимная торговля стран-членов осуществляется в режиме свободной торговли с 1993 г., когда был создан единый внутренний рынок. В последние годы развитие международной торговли осуществляется в условиях ускоренной либерализации; происходит усиление воздействия международного и регионального регулирования, ослабевает национальное регулирование.
Принимая решения об использовании тех или иных инструментов торговой политики, правительство страны обычно оценивает их совокупное воздействие на характер торговой политики страны и возможные ответные меры со стороны торговых партнеров. Для оценки мер торговой политики Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала в 1985 году индикативный вопросник, который широко используется в практической деятельности правительств. Список вопросов, на которые предлагается ответить прежде, чем вводить любые меры торговой политики, следующий:
•Какой ожидается
экономический выигрыш для
•Насколько увеличатся доходы бюджета или какие потребуются бюджетные расходы на осуществление этой меры?
•Насколько увеличатся внутренние цены и сократится потребление в результате применения данной меры?
•Каково воздействие предполагаемой меры на структуру соответствующего рынка и на конкуренцию на нем?
•Позволит ли данная мера
в долгосрочной перспективе обеспечить
структурную перестройку
•Какое влияние предлагаемая мера окажет на смежные отрасли, особенно те, которые покупают или продают свою продукцию той отрасли, на защиту которой она направлена?
•Как отреагируют другие страны на применение данной меры и каково ее потенциальное воздействие на них?
• Соответствует ли предполагаемая мера существующим многосторонним и двусторонним договорам, в которых участвует данная страна?
Рис. 6. Экономические последствия от введения импортной пошлины
Большинство стран мира являются малыми с точки зрения международной экономики, поскольку изменение спроса с их стороны на импортные товары не приводит к сколько-нибудь существенным сдвигам в мировой цене на них. Рассмотрим три стадии модели (рис. 6): до начала торговли, когда товар производится и потребляется только внутри страны; при свободе торговли, когда импорт товара из-за рубежа ничем не ограничен; и после введения импортного тарифа.
•До начала торговли. Малая страна производит и потребляет товар в точке Е, при этом линия S представляет собой прямую внутреннего предложения, а линия D — прямую внутреннего спроса. Страна производит и потребляет 50 единиц товара по цене 9,5 долл. за штуку.
•При свободе торговли. Страна открывается мировой торговле и обнаруживает, что мировая цена на ее товар ниже, чем ее внутренняя цена. Поскольку мировой рынок может поставить в данную страну неограниченное количество товара по цене P, кривая предложения будет представлена горизонтальной прямой S, которая покажет объем товара, доступный покупателям страны, как из внутренних, так и из внешних источников. Равенство спроса и предложения в условиях свободы торговли будет достигнуто в точке F, в которой объем спроса на товар составит Q5, тогда как его внутреннее предложение — только Q1. Недостающее количество товара Q1 Q5 импортируется. В результате импорта внутренняя цена товара упала с уровня Pd до уровня Pw, а местные производители продают на Q3 Q5 товара меньше, чем до торговли. При свободе торговли рыночная цена товара падает с 9,5 до 8 долл., потребление растет до 80 единиц, тогда как внутреннее производство сокращается до 20 единиц. Чтобы обеспечить потребление, страна импортирует 60 единиц товара.
• После введения тарифа. Правительство решает защитить местных производителей, которые несут убытки из-за наплыва более дешевого товара из-за рубежа, и вводит импортный тариф. Поскольку речь идет о малой стране, факт введения ею импортного тарифа не оказывает влияния на уровень мировых цен, который остается прежним. Это значит, что условия торговли страны не изменяются, а вырастает лишь внутренняя цена импортного товара на размер пошлины с Pw до Pw+t , за что расплачивается потребитель. Кривая совокупного предложения перемещается вверх на величину введенного тарифа (t) на уровень Sd+w+t. При новом уровне предложения равенство внутреннего спроса и совокупного (внутреннего и внешнего) предложения достигается в точке G, в которой под защитой импортного тарифа внутреннее производство увеличивается на Q1 Q2, а внутреннее потребление падает на Q5 Q4. Импорт сокращается с Q1 Q5 до Q2 Q4. В результате введения тарифа произошло сокращение внутреннего потребления и увеличение внутреннего производства товара, что, в свою очередь, привело к сокращению импорта. После введения тарифа внутренняя цена единицы товара возросла с 8 до 9 долл., его внутреннее потребление сократилось с 80 до 60 единиц, внутреннее производство возросло с 20 до 40 единиц и импорт сократился с 60 до 20 единиц.