Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:01, доклад
Международная торговля: ее сущность, роль и показатели
Динамика развития международной торговли
Теории международной торговли
Типы внешнеторговой политики
Тарифные инструменты регулирования торговой политики государства
Нетарифные инструменты государственного регулирования внешнеторговой политики
До обложения импорта тарифом излишек потребления составлял а+ b + c+d+e+f+g, то есть потребители могли потреблять товар в любых количествах, ограниченных кривой совокупного внутреннего и внешнего предложения и кривой внутреннего спроса. В результате того, что кривая предложения после обложения импорта тарифом переместилась вверх на величину тарифа, излишек потребления ограничился только сегментами e+f+g. Потеря излишка потребления составила a+b+c+d.
В целом в результате
обложения импорта тарифом
•эффект доходов (revenue effect) представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как размер импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины, и графически представляется четырехугольником с. Эффект доходов не представляет собой потерю для экономики страны, но является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета. Происходит перемещение доходов из частного в государственный сектор. На рисунке 6 эффект доходов составляет (60-40) $1 = $20;
•эффект передела (redistribution effect) представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Вычисляется как разность между дополнительной прибылью, получаемой производителями в результате введения импортного тарифа, и его дополнительными издержками на производство дополнительного количества товара и представляется графически четырехугольником а. На рисунке 6 под защитой импортного тарифа покупатели внутри страны купят 40 единиц товара по цене 9 долл., потратив на это 360 долл. В то же время, если бы тарифа не было, торговля осуществлялась по ценам свободного рынка, на покупку тех же 40 единиц товара по цене 8 долл. местные покупатели потратили бы только 320 долл. Таким образом, в результате обложения импорта тарифом местные производители получили $360-$320=$40 дополнительных доходов. Поскольку в результате введения тарифа на импорт местное производство растет с 20 до 40 единиц, возросшие доходы производителя приводят к росту его издержек производства на величину b или 0.5*(40 – 20)* $1=$10. Чистый рост дохода производителей составит $40-$10=$30. Перераспределительные эффекты не приводят к ухудшению экономического положения страны в целом;
•эффект защиты (protective effect) показывает экономические потери страны, возникающие в результате необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. По мере того как растет защита внутреннего рынка с помощью тарифов, все большее количество ресурсов, не предназначенных специально для производства данного товара, задействуется для его производства. Это приводит к более высоким издержкам производства по сравнению с теми, которые страна понесла бы, покупая товар по более низкой цене у иностранного поставщика. Эффект защиты возникает в результате того, что более эффективные в производстве иностранные товары замещаются на внутреннем рынке менее эффективными в производстве местными товарами. Рисунок 6 показывает, что затраты на увеличение внутреннего производства товара с 20 до 40 штук растут вдоль кривой Sd с 8 долл. до 9 долл. за единицу. В то же время такое же увеличение предложения могло бы быть достигнуто за счет поставки из-за рубежа дополнительных 20 штук товара вдоль кривой Sd+w по цене 8 долл. за единицу. Потери экономики представлены треугольником b и составляют $9-$8=$1 на каждую единицу товара;
•эффект потребления (consumption effect) возникает в результате того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке. На рисунке 6 этот эффект показан треугольником d, представляющим 0.5*(80-60)* $1=$10 потерь, возникающих в результате того, что потребители из-за введения тарифа не могут приобретать товар по более низкой мировой цене.
5. Государственное регулирование
внешней торговли
К тарифным средствам
регулирования относятся
Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Она устанавливается на основе таможенного тарифа.
В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.
Таможенный тариф любой
страны состоит из конкретных ставок
таможенных пошлин, которые используются
для целей налогообложения
Таможенный тариф –
это свод ставок таможенных пошлин,
применяемых к товарам, перемещаемым
через таможенную границу, систематизированный
в соответствии с товарной номенклатурой
внешнеэкономической
Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов:
1) товарной номенклатуры;
2) ставок пошлин.
Систематизация ставок пошлин в тарифе осуществляется согласно дифференцированного списка товаров товарной номенклатуры.
Характерными чертами любой товарной номенклатуры является системность описания товаров и присвоение кода каждой товарной позиции.
В зависимости от назначения товарной номенклатуры существуют такие ее виды:
В наше время большинство стран используют комбинированные товарные номенклатуры, построенные на основе Гармонизированной системы описания и кодировки товаров (ГС), принятой в рамках Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодировки товаров и подписанная в Брюсселе 14 июня 1983 году.
Под ГС понимается номенклатура, которая включает в себя товарные позиции, субпозиции и цифровые коды, а также к ним относятся, примечания к разделам, группам, субпозициям, а также основные правила интерпретации ГС.
ГС вступила в силу 1 января 1988 года. Украина также присоединилась к этой Конвенции и применяет ГС с 1 января 1991 года.
Украинская классификация
товаров внешнеэкономической
Структура десятизнакового цифрового кодового обозначения товаров в УКТВЭД включает код группы (первые два знака), товарной позиции (первые четыре знака), товарной подпозиции (первые шесть знаков), товарной категории (первые восемь знаков), товарной подкатегории (десять знаков).
Например:
Группа 22: Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус
Код УКТ ВЭД |
Название |
Льготная ставка таможенной пошлины, % |
Полная ставка таможенной пошлины, % |
2201 |
Вода, включая естественные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подсахаривающих или ароматизирующих веществ; лед и снег |
||
2201 10 |
-воды минеральные и газированные |
||
2201 10 11 00 |
- - - негазированные |
0,6 евро за 1 л |
1,2 евро за 1 л |
2201 10 19 00 |
- - - другие |
0,6 евро за 1 л |
1,2 евро за 1 л |
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
Классификации таможенных пошлин.
1. По способу взимания:
2. По объекту обложения:
3. По характеру:
Размер пошлины зависит от того, откуда поступает товар: имеются ли с этой страной договорные отношения, является ли она членом Всемирной торговой организации (ВТО). Государство устанавливает размер пошлин самостоятельно или по договоренности с другими странами. Уровень пошлин зависит также от степени обработки товара: сырье продается беспошлинно, на высокотехнологичные товары устанавливаются самые высокие пошлины.
6. Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики — тарифный или нетарифный — использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.
Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.
Квота - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
1. По направленности их действия квоты разделяются на:
2. По охвату квоты делятся на:
Тесно связан с квотированием
другой вид государственного регулирования
внешнеэкономической
Лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм: