Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 10:28, реферат
Торговля является традиционной и древнейшей формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий назад, она и поныне продолжает сохранять важные позиции в общем комплексе мирохозяйственных связей.
Партнеры по международной торговле, в роли которых могут выступать государства, фирмы или отдельные индивидуумы, должны быть резидентами разных стран, что принципиально важно для разграничения внутренних и внешних сделок.
Международную торговлю образуют два встречных потока товаров и услуг - импорт и экспорт. В соответствии с принятыми нормами ключевым моментом в осуществлении международной торговли является факт пересечения товаром таможенной границы государства и регистрация этого пересечения в таможенной службе.
Введение.
1. Международная торговая политика.
2. Характеристика торговли услугами.
3. Место торговли услугами в международных отношениях.
Заключение.
Литература.
Наконец, заметным явлением стало образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю "пакет" услуг, дающий возможность использовать одного поставщика услуг, не обременяя себя ведением дел с поставщиками других конкретных вспомогательных услуг. По такому принципу действуют крупные транспортные компании, берущие на себя все связанные с транспортной цепочкой и входящие в нее поставки услуг и предоставляющие потребителю транспортной услуги возможность доставки груза "от двери до двери" и "точно в назначенное время".
В итоге развился многоплановый, многофункциональный мировой рынок услуг и возникла острая потребность в создании адекватной системы многостороннего регулирования международной торговли услугами. Так, в середине 80-х годов впервые международный обмен услугами стал предметом комплексных международных переговоров, а с января 1995 г. начало действовать в составе Всемирной торговой организации (ВТО) первое в истории Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
Товары и услуги в международной торговле тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, и в этом одна из причин включения услуг в круг ведения ВТО. Многие виды услуг выделились в самостоятельные сектора международной торговли на определенной ступени развития обмена товарами. Так, возникли международный транспорт, банковское дело и страхование, логистика и многие другие отрасли услуг. Однако они сохранили тесную связь с торговлей товарами. Любая внешнеторговая операция с товарами была бы невозможной без использования транспортных, телекоммуникационных, банковских услуг, страхования, электронных систем хранения и обработки информации и многих других. С одной стороны, многие виды услуг востребованы, поскольку они обслуживают торговлю. Поэтому при обслуживании международной торговли товарами международный обмен услугами зависит от темпов роста, структуры и географического распределения товарных потоков в международной торговле. С другой стороны, было бы серьезной ошибкой не отметить, что развитие международной торговли товарами и услугами зависит от целого ряда общих глубинных, глобальных процессов, происходящих в мире.
3. Место торговли услугами в международных отношениях
Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).
Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей природе они участвуют в международной торговле; другими словами их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.
По оценкам некоторых специалистов услуги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной промышленной классификации ООН, услуги относятся к так называемым не торгуемым товарам, т. е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть групп (4-9 категории официальной классификации товаров международной торговли):
· коммунальные услуги и строительство;
· оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристические базы и кемпинги;
· транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;
· оборона и обязательные социальные услуги;
· образование, здравоохранение и общественные работы;
· прочие коммунальные, социальные и личные.
В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги. Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства.
Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25% общей величины мирового экспорта. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя.
Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.
Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной.
Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими в свою страну.
Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).
Из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.
В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50%.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США,
Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром.
Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма.
Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт.
Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
Заключение
Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт.
Тем не менее, можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации. Это привело к взрывообразному росту сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам, в то время как информационно-технологическое обеспечение этого процесса сосредоточивается в стране базирования. В этом случае внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.
Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг.
Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.
Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги.
Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций. Специализированные межправительственные организации как, например, ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ВТО (Всемирная туристическая организация), ИМО (Международная морская организация), сосредоточены на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т.д.
Довольно распространенными были двусторонние договоры. Так, например, американо-канадское соглашение о свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с Израилем.
На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющихся крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; в дальнейшем вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ.
Основная идея заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: не дискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.
В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям. На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм. Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области транспорта. Проведя дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании оказались вынужденными конкурировать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.