Финансовыеᅟ услуги, включая страхование(17 групп)
Услугиᅟ поᅟ защитеᅟ окружающейᅟ среды (4 группы)
Услугиᅟ поᅟ охранеᅟ здоровья иᅟ здравоохранения (4 группы)
Туризм(4 группы)
Спорт(5 групп)
Транспортныеᅟ услуги(33 группы)
Прочие
Болееᅟ подробноᅟ данныеᅟ услугиᅟ представлены вᅟ таблице2.
Вᅟ Классификатореᅟ услуг ВТОᅟ главным классификационным признаком
является деловоеᅟ назначениеᅟ услуги. Благодаря этому Классификаторᅟ услуг используется для торговых
переговоров, подготовкиᅟ конкретных предложенийᅟ иᅟ перечнейᅟ уступок вᅟ сфереᅟ услуг.
Наиболееᅟ неоднородным является секторᅟ услуг для бизнеса, включающийᅟ следующиеᅟ услуги: профессиональные, компьютерные,
вᅟ сфереᅟ исследованийᅟ иᅟ разработок, вᅟ сфереᅟ оборотаᅟ недвижимостью, поᅟ арендеᅟ оборудования без обслуживающегоᅟ персоналаᅟ иᅟ др.
К профессиональным услугам относятся:
правовые, бухгалтерские, поᅟ налоговому консультированию, аудиторские,
архитектурные, инженерные, поᅟ градостроительному иᅟ ландшафтному планированию, услугиᅟ медперсонала, стоматологовᅟ иᅟ ветеринаров, поᅟ научно-техническому консультированию
иᅟ т.д.
Услугиᅟ поᅟ арендеᅟ оборудования без обслуживающегоᅟ персоналаᅟ вᅟ зависимостиᅟ от предметаᅟ аренды подразделяются наᅟ четыреᅟ группы, связанные: сᅟ судами, сᅟ самолетами, сᅟ иным транспортным оборудованием, сᅟ инымиᅟ машинамиᅟ иᅟ оборудованием.
Спецификаᅟ торговлиᅟ услугами.
Выделяется четыреᅟ способаᅟ международнойᅟ торговлиᅟ услугами.
Трансграничная торговля
(cross-border trade), т.е. ситуация, когдаᅟ продавец иᅟ покупатель услугиᅟ неᅟ перемещаются через границу, сеᅟ пересекает толькоᅟ услуга. Такойᅟ способ продажиᅟ услуг значительноᅟ приближенᅟ к продажеᅟ товаровᅟ вᅟ международнойᅟ торговле.
Потреблениеᅟ заᅟ границейᅟ (consumption abroad), т.е. ситуация, когдаᅟ потребитель из однойᅟ страны приобретает иᅟ потребляет услугу наᅟ территорииᅟ другойᅟ страны. Вᅟ этом случаеᅟ различиеᅟ поᅟ сравнению сᅟ торговлейᅟ товарамиᅟ состоит вᅟ том, чтоᅟ услугаᅟ иᅟ продавец услугиᅟ неᅟ перемещаются через границу, ееᅟ пересекает потребитель услуги, напримерᅟ выезд заᅟ границу наᅟ учебу илиᅟ для лечения.
Торговоеᅟ присутствиеᅟ вᅟ странеᅟ предоставления услугиᅟ (commercial presence, либоᅟ — right of establishment), т.е. ситуация, когдаᅟ фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь наᅟ территорииᅟ даннойᅟ страны, открывает представительствоᅟ илиᅟ дочернюю фирму, через которыеᅟ осуществляет предоставлениеᅟ услуги. Самаᅟ услугаᅟ иᅟ ееᅟ потребитель вᅟ данном случаеᅟ через границу неᅟ перемещаются.
Присутствиеᅟ физических лиц, предоставляющих услугу
(presence of natural persons providing services), т.е. ситуация,
когдаᅟ услугаᅟ заключенаᅟ непосредственноᅟ вᅟ деятельностиᅟ людей, которыеᅟ приезжают из-заᅟ границы вᅟ страну, гдеᅟ находится ееᅟ потребитель
Спецификаᅟ экономических отношенийᅟ поᅟ поводу купли-продажиᅟ услуг заключается вᅟ непосредственнойᅟ связиᅟ между производителем иᅟ потребителем. Услугаᅟ удовлетворяет индивидуальную потребность
вᅟ данном, определенном видеᅟ труда. Вследствиеᅟ того, чтоᅟ услугиᅟ производятся наᅟ заранееᅟ известныйᅟ контингент потребителей, перепроизводстваᅟ услуг быть неᅟ может.
Однойᅟ из важнейшейᅟ закономерностейᅟ развития экономикиᅟ воᅟ всем миреᅟ является взаимосвязь экономическогоᅟ ростаᅟ иᅟ повышения ролиᅟ услуг вᅟ национальнойᅟ экономике. Этоᅟ находит выражениеᅟ вᅟ увеличенииᅟ долиᅟ трудовых, материальных, финансовых
ресурсов, используемых вᅟ сфереᅟ услуг. Поᅟ мереᅟ развития общества, ростаᅟ производительных силᅟ происходит определенноеᅟ развитиеᅟ сферы услуг. Наблюдается увеличениеᅟ занятостиᅟ вᅟ этойᅟ сфере, рост техническойᅟ оснащенностиᅟ труда, внедрениеᅟ всеᅟ болееᅟ совершенных технологий.[11.]
Торговля услугамиᅟ такжеᅟ широкоᅟ развита, как иᅟ международная торговля товарамиᅟ (вᅟ вещественном пониманииᅟ этогоᅟ слова). Международная торговля услугамиᅟ имеет свою специфику:
неразрывность производстваᅟ иᅟ потребления
неоднородность иᅟ изменчивость качества
неспособность услуг к хранению
Именноᅟ вᅟ силу неосязаемостиᅟ иᅟ невидимостиᅟ большинстваᅟ услуг торговлю имиᅟ иногдаᅟ называют невидимым экспортом илиᅟ импортом. Однакоᅟ иᅟ вᅟ этом случаеᅟ существует многоᅟ исключений. Обычноᅟ услугиᅟ неᅟ имеют овеществленнойᅟ формы, хотя ряд услуг приобретает ееᅟ вᅟ видеᅟ компьютерных программ наᅟ магнитных носителях, кинолент, различнойᅟ документации
Так жеᅟ частоᅟ упоминаемыеᅟ вᅟ литературеᅟ характеристикамиᅟ услуг можноᅟ отметить ещеᅟ иᅟ такие[12.]:
полноеᅟ отсутствиеᅟ илиᅟ гораздоᅟ меньшая взаимозаменяемость услуг дажеᅟ наᅟ одном видеᅟ услуг. Например, медицинскую услугу поᅟ удалению аппендицитаᅟ нельзя заменить операциейᅟ поᅟ удалению почки).
услугиᅟ как таковыеᅟ обычноᅟ нельзя транспортировать (перевозить), как физическиеᅟ товары.
Вᅟ отличиеᅟ от товаровᅟ услугиᅟ производятся иᅟ потребляются вᅟ основном одновременноᅟ иᅟ неᅟ подлежат хранению. Вᅟ отличиеᅟ от операцийᅟ сᅟ товарамиᅟ ониᅟ неᅟ подлежат таможенному контролю. Услугиᅟ могут быть капиталоемкимиᅟ иᅟ наукоемкими, иметь промышленныйᅟ характерᅟ либоᅟ удовлетворять личныеᅟ потребности, могут быть неквалифицированнымиᅟ илиᅟ требовать очень высокогоᅟ уровня квалификацииᅟ исполнителей. Неᅟ всеᅟ виды услуг вᅟ отличиеᅟ от товаровᅟ пригодны для широкогоᅟ вовлечения вᅟ международныйᅟ оборот, напримерᅟ коммунальныеᅟ услуги. Сфераᅟ услуг, как правило, вᅟ большейᅟ степениᅟ защищенаᅟ государством от иностраннойᅟ конкуренции, чем сфераᅟ материальногоᅟ производства. [13.]
Так, известныйᅟ экономист Т. Хиллᅟ свойᅟ работеᅟ «Оᅟ товарах иᅟ услугах» писал, чтоᅟ вᅟ отличиеᅟ от товаров, обладающих материализованнымиᅟ свойствами, услугамиᅟ присущаᅟ способность воздействовать наᅟ состояниеᅟ их потребителя (медицинскоеᅟ обслуживаниеᅟ илиᅟ образование) илиᅟ наᅟ состояниеᅟ других предметовᅟ материальногоᅟ мираᅟ (страхование, реклама), илиᅟ жеᅟ одновременноᅟ иᅟ наᅟ то, иᅟ наᅟ другоеᅟ (банковские, финансовыеᅟ услуги)[14.]
Исходя из всегоᅟ вышеизложенногоᅟ можноᅟ сделать следующийᅟ вывод, чтоᅟ услугойᅟ считается любая деятельность, либоᅟ мероприятиеᅟ илиᅟ выгода, которую однаᅟ сторонаᅟ может предложить другой, неосязаемоеᅟ действие, неᅟ приводящееᅟ к владению чем-либо. Аᅟ так жеᅟ для услуг характерны следующиеᅟ свойства:
- Услугиᅟ производятся иᅟ потребляются одновременно, неᅟ подлежат хранению. Большинствоᅟ видовᅟ услуг базируется наᅟ прямых контактах между производителямиᅟ иᅟ потребителями.
- Торговля услугамиᅟ тесноᅟ взаимодействует сᅟ торговлейᅟ товарамиᅟ иᅟ оказывает наᅟ нееᅟ всеᅟ возрастающееᅟ воздействие. Успех товараᅟ наᅟ внешнем рынкеᅟ воᅟ многом зависит от качестваᅟ иᅟ количестваᅟ услуг, привлекаемых для егоᅟ производстваᅟ иᅟ реализацииᅟ (включая послепродажноеᅟ обслуживание).
- Сфераᅟ услуг обычноᅟ большеᅟ защищенаᅟ государством от иностраннойᅟ конкуренции, чем сфераᅟ материальногоᅟ производства. Болееᅟ того, транспорт иᅟ связь, финансовыеᅟ иᅟ страховыеᅟ услуги, наукаᅟ воᅟ многих странах традиционноᅟ находятся вᅟ полнойᅟ илиᅟ частичнойᅟ собственностиᅟ государстваᅟ илиᅟ жеᅟ строгоᅟ контролируются им. Вᅟ результатеᅟ перед международнойᅟ торговлейᅟ услугамиᅟ большеᅟ барьеров, чем перед торговлейᅟ товарами.
- Неᅟ всеᅟ виды услуг вᅟ отличиеᅟ от товаровᅟ пригодны для широкогоᅟ вовлечения вᅟ международныйᅟ хозяйственныйᅟ оборот. Вᅟ первую очередь этоᅟ относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественноᅟ вᅟ личноеᅟ потреблениеᅟ (например, коммунальныеᅟ иᅟ бытовые).
- Действия, которыеᅟ можноᅟ назвать услугами, многочисленны иᅟ разнообразны, так жеᅟ как иᅟ объекты, наᅟ которыеᅟ направлены этиᅟ действия. Частоᅟ приобретениеᅟ товаровᅟ сопровождается сопутствующимиᅟ услугами, иᅟ почтиᅟ каждоеᅟ приобретениеᅟ услуг сопровождается сопутствующимиᅟ товарами.
- Сложность поискаᅟ определения «услуги» заключается вᅟ том, чтоᅟ исследователь услуг имеет делоᅟ сᅟ гибким объектом, границы которогоᅟ меняются вᅟ зависимостиᅟ от желанийᅟ поставщикаᅟ илиᅟ потребителя услуги. Иᅟ любойᅟ материальныйᅟ товарᅟ достаточноᅟ легкоᅟ может стать услугой.
Международноеᅟ регулированиеᅟ торговлиᅟ услугами.
Будучиᅟ крайнеᅟ разнообразнымиᅟ как поᅟ форме, так иᅟ поᅟ содержанию, услуги, естественно,
неᅟ образуют единогоᅟ рынка, характерногоᅟ наличием общих черт. Тем неᅟ менее, можноᅟ говорить оᅟ важнейших тенденциях, внесших
качественноᅟ новыеᅟ моменты вᅟ развитиеᅟ этогоᅟ рынка.
Вплоть доᅟ самогоᅟ последнегоᅟ времениᅟ рынок услуг (заᅟ исключением финансов) представлялᅟ собойᅟ полеᅟ деятельностиᅟ мелких иᅟ средних фирм. Ситуация кардинальноᅟ изменилась вᅟ связиᅟ сᅟ появлением наᅟ этом рынкеᅟ транснациональных компанийᅟ (ТНК), которыеᅟ смоглиᅟ поставить себеᅟ наᅟ службу современныеᅟ средстваᅟ телекоммуникаций, создавᅟ глобальную систему передачиᅟ информации.
Этоᅟ привелоᅟ к взрывообразному росту сферы
международных услуг, которыеᅟ сталиᅟ составным элементом внутрипроизводственнойᅟ деятельностиᅟ фирмы. Всеᅟ болееᅟ распространенным оказывается
разрывᅟ производственнойᅟ цепочки, когдаᅟ онаᅟ расчленяется поᅟ отдельным странам, вᅟ тоᅟ время как информационно-техническоеᅟ обеспечениеᅟ этогоᅟ процессаᅟ сосредотачивается вᅟ странеᅟ базирования. Вᅟ этом случаеᅟ внутрифирменная передачаᅟ информации, технологии, финансовᅟ выступает вᅟ формеᅟ межгосударственнойᅟ продажиᅟ услуг.
Появлениеᅟ ТНК привелоᅟ к размыванию границ между
отдельнымиᅟ видамиᅟ услуг. Банки, например, сталиᅟ выпускать кредитныеᅟ карточки, выполнять функцииᅟ транспортных агентств.
Действуя вᅟ наиболееᅟ наукоемких отраслях, ТНК расширяют
продажу новейших видовᅟ наукоемкойᅟ продукции, значительную часть
стоимостиᅟ которойᅟ составляют услуги.
Превращениеᅟ услуг вᅟ составнойᅟ элемент внутрипроизводственнойᅟ международнойᅟ деятельностиᅟ ТНК поставилоᅟ наᅟ повестку дня вопросᅟ оᅟ необходимостиᅟ регулирования рынкаᅟ услуг наᅟ международном, региональном
иᅟ отраслевом уровнях.
К настоящему времениᅟ действующая системаᅟ регулирования функционирует
наᅟ нескольких уровнях, для каждогоᅟ из которых характерноᅟ наличиеᅟ нескольких специализированных
организаций.
Вᅟ 1986 году наᅟ совещанииᅟ вᅟ г. Пунтаᅟ дель Эстеᅟ (Уругвай) былаᅟ достигнутаᅟ договоренность оᅟ созданииᅟ специальнойᅟ группы иᅟ началеᅟ обсуждения вопросаᅟ торговлиᅟ услугамиᅟ наᅟ глобальном уровне. Результатом
длительных переговоровᅟ явилось принятиеᅟ специальногоᅟ соглашения, получившегоᅟ названиеᅟ Генеральноеᅟ соглашениеᅟ поᅟ торговлеᅟ услугами, состоящееᅟ из трех частей. Оноᅟ включало, во-первых, рамочноеᅟ соглашение, определяющееᅟ общиеᅟ принципы иᅟ правилаᅟ регулирования торговлиᅟ услугами, специальныеᅟ соглашения, приемлемыеᅟ для отдельных сервисных отраслей,
аᅟ такжеᅟ список обязательствᅟ национальных правительствᅟ поᅟ ликвидацииᅟ ограниченийᅟ вᅟ сервисных отраслях.
Результатом переговоровᅟ вᅟ рамках Уругвайскогоᅟ Раундаᅟ былоᅟ подписаниеᅟ Соглашения оᅟ либерализацииᅟ торговлиᅟ услугами. Регулированию подверглись
услугиᅟ вᅟ областиᅟ телекоммуникаций, финансовᅟ иᅟ транспорта.
Сᅟ 1 января 1995 годаᅟ Соглашениеᅟ оᅟ регулированииᅟ торговлиᅟ услугамиᅟ вошлоᅟ вᅟ качествеᅟ неотъемлемойᅟ иᅟ составнойᅟ частиᅟ вᅟ пакет документовᅟ оᅟ созданииᅟ Всемирнойᅟ торговойᅟ организации.
Сохранениеᅟ существеннойᅟ ролиᅟ государствᅟ вᅟ международнойᅟ торговлеᅟ услугами, регулирующегоᅟ иᅟ контролирующегоᅟ воздействия соᅟ стороны государствᅟ наᅟ международную торговлю услугамиᅟ связаноᅟ соᅟ следующимиᅟ обстоятельствами:
- Услугиᅟ остаются одним из основных направленийᅟ общейᅟ социально-экономическойᅟ политикиᅟ любогоᅟ государства.
- Государствоᅟ обязаноᅟ решать проблемы защиты интересовᅟ своих гражданᅟ -- потребителейᅟ услуг (недобросовестная конкуренция вᅟ сфереᅟ услуг, проблемы защиты общественнойᅟ моралиᅟ иᅟ нравственностиᅟ иᅟ т.д.).
- Государствоᅟ решает проблемы платежногоᅟ балансаᅟ страны, движения денежных потоков, для которых международная торговля услугамиᅟ имеет существенноеᅟ значение.
- Государствоᅟ должноᅟ рациональноᅟ сочетать решениеᅟ проблем протекционизмаᅟ поᅟ отношению к отечественным производителям услуг иᅟ обеспечения условийᅟ для развития международнойᅟ конкуренции, аᅟ такжеᅟ проводить соответствующую ценовую иᅟ антимонопольную политику вᅟ сфереᅟ услуг.
Вᅟ целях регулирования государствоᅟ может проводить следующиеᅟ мероприятия:
- устанавливать максимальныйᅟ уровень иностранных инвестицийᅟ вᅟ конкретныйᅟ секторᅟ услуг;
- регламентировать правилаᅟ учреждения иᅟ деятельностиᅟ иностранных компаний;
- ограничивать количествоᅟ иностранных представительств, долю иностранногоᅟ капиталаᅟ вᅟ капиталеᅟ отечественных компаний, численность иностранногоᅟ персонала;
- вводить квоты наᅟ специфическую продукцию, воплощенныеᅟ услугиᅟ либоᅟ ограничивать суммы иностраннойᅟ валюты, предоставляемойᅟ для импортаᅟ услуг;
- устанавливать предварительныеᅟ тарифы, дискриминационныеᅟ налогиᅟ иᅟ минимальныеᅟ цены наᅟ импортныеᅟ услуги;
- регламентировать правилаᅟ переводаᅟ финансовых средствᅟ заᅟ границу,
- вводить иᅟ усложнять правилаᅟ оформления документовᅟ приᅟ выездеᅟ национальных поставщиковᅟ услуг заᅟ рубеж иᅟ приᅟ въездеᅟ иностранных поставщиковᅟ вᅟ данную страну иᅟ т.д.