Международная экономика: мировой рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей мировой торговли услугами. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определение места мирового рынка услуг и его роли в международной экономике;
2. изучение особенностей мировой торговли услугами;
3. выяснение места Республики Беларусь на мировом рынке услуг.

Содержание

Введение
3
1 Услуги и их роль в экономике
4
1.1 Понятие услуги
4
1.2 Виды услуг и их особенности
6
2 Мировой рынок услуг
7
2.1 Международная торговля услугами и её особенности
7
2.2 Отраслевая структура мирового рынка услуг
14
3 Рынок услуг в Европе
19
4 Беларусь на мировом рынке услуг
23
Заключение
33
Список использованных источников
35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Макроэкономике..doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

а) факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии (доходы на инвестиции, роялти и лицензионные платежи, зарплата нерезидентов);

б) нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги). [2, С.266]

В системе национальных счетов услуги подразделяются на:

а) потребительские (туризм, гостиничные услуги),

б) социальные (образование, медицина),

в) производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги),

г) распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые)

Следует отметить, что в последнее время при характеристике роста доли услуг в международной торговле не совсем обоснованно в перечень услуг включаются такие понятия, как "патенты и лицензии", "авторские гонорары и права", "ноу-хау" и т.п., поскольку последние представляют собой все же товар, пусть интеллектуальный, но никак не услуги.

 

2. Мировой рынок  услуг.

2.1. Международная торговля услугами и её особенности.

Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:

• услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;

• услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;

• путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;

• банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;

• заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по  сравнению  с традиционной торговлей товарами. [4, С.184]

Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся  и  потребляются  в основном одновременно и не  подлежат  хранению.  Поэтому  большинство  видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и  потребителями, что обособляет международную  торговлю  услугами  от  торговли  товарами,  в которой часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с  торговлей  товарами  и оказывает на  нее  все  возрастающее  воздействие.  Для  поставок  за  рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с  анализа  рынков  и  кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке  во  многом  зависит от  качества  и  количества  услуг,  привлекаемых  для  его  производства  и реализации (включая послепродажное обслуживание).

В-третьих,  сфера  услуг  обычно  больше   защищена   государством   от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.  Более  того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука  во  многих  странах традиционно находятся в полной или частичной собственности  государства  или же строго контролируются им. Импорт услуг в  значительных  масштабах  может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять  собой угрозу для их благосостояния,  суверенитета  и  безопасности.  В  результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед  торговлей товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в  отличие  от  товаров,  пригодны  для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В  первую  очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в  личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

Несмотря на всю условность определения понятия и классификации услуг, многие из них, особенно в последние десятилетия, являются предметом международной торговли, находят свое отражение на счете текущих операций платежного баланса и поэтому являются предметом рассмотрения наукой о международной экономике. [2, C.264]

По оценкам некоторых специалистов к концу 80-х годов услуги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во внешней торговле превышает 600.

Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.

Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.

Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной. Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими в свою страну.

Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).[5, C.20-25]

Из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье «услуги», не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40—50%.

Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика — на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.

Россия, другие государства СНГ и страны Балтии хотя и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.

Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50% экспортной выручки.

Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.

Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт - одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.

Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами – мировому “товару № 1”.

Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. человек.

Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу. Среди природных районов Европы наиболее привлекают туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.). Для некоторых западноевропейских стран туризм является одной из главных экспортных отраслей; у Испании и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости товарного экспорта. Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по числу занимаемых туристов.

В последние десятилетия в мире происходит настоящий туристский бум, что хорошо видно по данным Таблицы 1.

 

Таблица 1 - Развитие международного туризма в мире

Годы

Млн. чел.

Годы

Млн. чел.

1950

25

1980

285

1955

43

1985

330

1960

71

1990

420

1965

116

1995

550

1970

160

1996

600

1975

213

2010

950


 

Такое быстрое развитие международного туризма отражает рост производительных сил, совершенствование транспортных средств и в то же время является одним из следствий урбанизации, повышения благосостояния и культурного уровня людей. В соответствии с видами передвижения различают автомобильный, воздушный, речной и морской туризм. Одновременно растет и индустрия туризма - сеть туристских фирм, гостиниц, круизных судов, предприятий по производству сувениров и др.

Географическое распределение международного туризма отличается определенной постоянностью: на Европу, Америку и Восточную Азию приходится более 90 % всех туристских посещений и такая же доля доходов от туризма. Но в пределах этой "большой тройки" пропорции начинают изменяться: доля Европы снижается, а доля двух других регионов возрастает. Тем не менее, Европа была и остается главным туристическим регионом мира (Таблица 2).

 

 

 

Таблица 2 - Географическое распределение международного туризма (в %).

Европа

Азия

Северная Америка

Южная Америка

Африка

Австралия

59

16

15

6

3

1


 

В Европе же находятся шесть из десяти ведущих стран мира по приему иностранных туристов (Таблица 3).

 

Таблица 3 - Десять ведущих стран мира по приему иностранных туристов.

Страна

Число интуристов, в млн. чел.

Страна

Число интуристов, в млн. чел.

1. Франция

62

6. Великобритания

26

2. США

45

7. Мексика

22

3. Испания

41

8. Венгрия

21

4. Италия

36

9. Польша

19

5. Китай

26

10. Канада

17

Информация о работе Международная экономика: мировой рынок услуг