Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 23:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей мировой торговли услугами. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определение места мирового рынка услуг и его роли в международной экономике;
2. изучение особенностей мировой торговли услугами;
3. выяснение места Республики Беларусь на мировом рынке услуг.
Введение
3
1 Услуги и их роль в экономике
4
1.1 Понятие услуги
4
1.2 Виды услуг и их особенности
6
2 Мировой рынок услуг
7
2.1 Международная торговля услугами и её особенности
7
2.2 Отраслевая структура мирового рынка услуг
14
3 Рынок услуг в Европе
19
4 Беларусь на мировом рынке услуг
23
Заключение
33
Список использованных источников
35
Транспортные услуги занимают наибольший удельный вес как в экспорте, так и в импорте услуг. Так, в экспорте транспортные услуги в 2010 году составили 67,1%, в импорте - 49,1%. Беларусь в 2010 году увеличила экспорт транспортных услуг по сравнению с 2009-м на 31,4% до 3006,9 млн. долларов США.
В структуре экспорта транспортных услуг наибольший удельный вес занимают услуги трубопроводного транспорта (27,7%), железнодорожного (27,3%), автомобильного (22,7%) и морского транспорта (15,1%).
Импорт транспортных услуг увеличился на 65,7% и составил 1368,5 млн. долларов США. В том числе услуг по перевозке грузов импортировано на сумму 1073,6 млн. долларов США (рост в 1,8 раза). В структуре импорта транспортных услуг преобладают услуги морского транспорта (37,2%), железнодорожного (32,4%) и автомобильного (20,7%).
Сальдо внешней торговли транспортными услугами в 2010 году сложилось положительное и составило 1638,4 млн. долларов США, что почти на 12% больше уровня 2009 года.
Белорусский рынок туристических услуг.
Туризм считается высокорентабельной отраслью. Несмотря на выгодное рекреационно-географическое положение и значительный природный и историко-культурный потенциал, по объему экспорта туристских услуг Беларусь уступает большинству европейских государств, но туристическая сфера в нашей стране развивается не спонтанно: есть государственная программа, которая утверждается каждые пять лет.
В 2009 г. Беларусь посетило 4,9 млн. туристов. Основным «поставщиком» является Российская Федерация. Это несомненный лидер, за которым с огромным отрывом следуют Турция, Великобритания, Германия, Украина.
В 2010 году возросло число "диких" туристов из Беларуси. Но из-за кризиса белорусы все чаще отдыхают дома и предпочитают белорусские агро- и экоусадьбы. В 2009 году за 9 месяцев белорусские туроператоры оказали услуг на 169 млрд. белорусских рублей, в 2010 году - на 191 млрд. белорусских рублей.
Беларусь делает ставку на сельский туризм, охоту, рыбалку, заповедники и заказники. Там сезонность отдыха не так ощутима, отсутствие европейского комфорта и сервиса воспринимается как местная экзотика.
Новый импульс туризму в нашей стране дают проекты, которыми занимается Министерство спорта и туризма. Идет работа по созданию на границе с Литвой 50-километровой зоны для свободного перемещения живущих в приграничье граждан с включением в нее городов Ошмяны и Вильнюс. Министерство работает над упрощением визового режима для иностранцев, над созданием агротуристического курорта в Россонском районе. Курорт может быть создан на базе 36 находящихся в этом районе агроусадеб.
Очень высоким спросом пользуется отдых в белорусских санаториях и домах отдыха. В санаториях практически удалось преодолеть сезонность. За первое полугодие 2010 в них оздоровилось 699,3 тыс. человек, причем 51,3 тыс. - иностранцы, которых приехало в наши санатории на 11 тысяч больше, чем за тот же период 2009 года.
Успешно развивается направление активного туризма. Это пешеходные и водные маршруты (Августовский канал, Нарочанский край, Браславщина), а также горнолыжный отдых. В Беларуси действует более 1000 туристско-экскурсионных маршрутов, которые охватывают четыре национальных парка, все заказники. Планируется создание безвизовой 30-50-километровой зоны с Польшей и Литвой. Беларусь заинтересована в организации совместных маршрутов с соседями, например, пути «Из варяг в греки». Есть еще один интересный маршрут - «Августовский канал», который пересекает Польшу, Беларусь и Литву. Для туристов делаются специальные пункты получения виз по пути следования. К сожалению, эти маршруты пока не носят массового характера.
Несмотря на то, что сегодня далеко не все проблемы белорусской туристической отрасли решены, наша страна пользуется все большей популярностью у зарубежных гостей (особенно если к иностранцам причислить россиян). Сегодня в республике работает около 1000 турфирм. Представлены как небольшие предприятия, так и крупные иностранные туроператоры с российским и турецким капиталом - сильные организации, у которых есть свой менеджмент качества. [9, C.6-7]
Белорусский рынок ИТ-услуг.
Очень перспективной областью является экспорт ИТ-услуг. В Республике Беларусь насчитывается более 500 ИТ-компаний. Среди них около 200 можно отнести к области IT-Outsourcing (ITO). По данным агентства Market-Visio Consulting/Gartner, объем экспорта ИТ-услуг в 2006 г. составил порядка 200 млн. долл. США, а в 2007 г. увеличился на 25% до $250 млн. В 2008 г. этот суммарный показатель эффективности работы белорусских программистов составил $300-350 млн. (Диаграмма 3).
Диаграмма 3 - Динамика экспорта ИТ-услуг в 2003-2008 гг., млн. долл. США
Рынок экспортно-ориентированного программирования развивается довольно быстрыми темпами, но его доля в структуре экспорта услуг продолжает оставаться низкой. Лишь с 2003 г. она начала превышать 1%. Республика Беларусь смогла повысить удельный вес экспорта ИТ-услуг до 4,9% уровня только в 2010 г.
Самыми сильными ИТ-компаниями в Беларуси являются две компании - EPAM Systems и IBA, удерживающие за собой более половины белорусского рынка разработки ПО. На основе рейтинга, составленного журналом Global Services Magazine и консалтинговой компанией neoIT, EPAM Systems второй год подряд была признана №1 в категории «Пять ведущих аутсорсинг-компаний в Центральной и Восточной Европе». Она также была включена в список «Десять лидеров в области разработки специализированных приложений» среди ежегодно присуждаемого рейтинга крупнейших мировых поставщиков аутсорсинг-услуг по версии Global Services 100.
Зарубежные аналитики считают белорусский рынок ИТ-услуг более консолидированным по сравнению с российским, поскольку он в большей степени представлен крупными ИТ-компаниями. Эта ситуация благоприятно сказывается на развитии экспорта ИТ-услуг, так как зарубежные заказчики заинтересованы в сотрудничестве с крупными фирмами, обладающими достаточными финансовыми и трудовыми ресурсами для заключения долгосрочных контрактов.
Сегодня долю Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг можно оценить на уровне 0,3—0,5%. Для сравнения: Индии принадлежит около 40—45% экспортных разработок, Китаю — 10%, России — порядка 5%.
Государственное регулирование и стимулирование экспорта ИТ-услуг должно помочь устранению препятствий на пути развития рынка, обеспечить создание благоприятной правовой и налоговой среды, инфраструктуры для расширения экспортного потенциала отрасли. [10, C.22]
Для дальнейшего эффективного развития сферы услуг в республике Министерством экономики Республики Беларусь совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом разработана и введена в действие комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2011-2015 годы. В Комплексной программе дана оценка современного состояния сферы услуг в Республике Беларусь, определены цели, задачи, основные направления и важнейшие параметры развития сферы услуг на 2011-2015 годы с учетом перехода на ОКЭД.
Основной целью развития сферы услуг являются рост объемов и повышение качества услуг для достижения экономического роста национальной экономики, обеспечение ценовой и территориальной доступности услуг для населения, ускоренное развитие экспорта услуг. [11, C.6]
Кроме этого программой предусмотрены мероприятия по развитию сферы услуг в регионах:
В Брестской области приоритетное развитие получат транспортные услуги, туристические и экскурсионные, услуги физической культуры и спорта.
В Витебской области преимущественное развитие получат услуги культуры, туристические и экскурсионные услуги.
В Гомельской области намечено преимущественное развитие туризма, услуг физической культуры и спорта, а также услуг образования и медицинских услуг.
Приоритетное развитие в Гродненской области получат туристические и экскурсионные услуги, а также услуги физической культуры и спорта, придорожный сервис.
В Минской области приоритетными направлениями будут развитие услуг физической культуры и спорта, а также санаторно-оздоровительных услуг.
Развитие сферы услуг в Могилевской области будет направлено на преимущественное развитие культуры и искусства, туристических и экскурсионных услуг.
Приоритетное развитие в г. Минске получат услуги образования и гостиничного хозяйства. [11, C.34-35]
В таблице № 11 приведены основные показатели развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2011–2015 годы
Таблица 11 - Основные показатели развития сферы услуг в Республике Беларусь на
2011-2015 годы.
Целевые показатели |
Единица измерения |
Годы |
2015 в % к 2010 | ||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |||
Отчет |
Прогноз | ||||||||
Удельный вес услуг в ВВП |
|||||||||
Республика Беларусь |
% |
43,2 |
43,0 |
43,5 |
45,0 |
46,0 |
48,5 |
50,0 |
|
в том числе удельный вес услуг в ВРП |
|||||||||
Брестская область |
% |
41,4 |
41,3 |
43,2 |
44,8 |
45,8 |
48,7 |
50,4 |
|
Витебская область |
% |
33,7 |
37,4 |
39,8 |
41,4 |
43,0 |
46,1 |
48,4 |
|
Гомельская область |
% |
30,1 |
37,4 |
40,4 |
41,7 |
42,8 |
45,4 |
47,1 |
|
Гродненская область |
% |
37,5 |
39,3 |
41,4 |
43,0 |
44,0 |
46,7 |
48,3 |
|
Минская область |
% |
32,8 |
33,1 |
36,0 |
37,1 |
37,9 |
40,3 |
41,3 |
|
Могилевская область |
% |
40,5 |
40,8 |
42,9 |
44,4 |
45,3 |
47,8 |
49,6 |
|
г. Минск |
% |
55,2 |
47,7 |
49,9 |
51,7 |
52,6 |
55,1 |
56,6 |
|
Темп роста ВДС услуг, в сопоставимых ценах |
% |
100,6 |
105,8 |
111,0-112,0 |
111,6 -112,6 |
112,9- 113,9 |
113,7-114,7 |
114,4- 115,4 |
в 1,8-1,9 р. |
Темп роста экспорта услуг |
% |
83,7 |
127,8 |
120,0 |
125,0 |
125,0 |
126,0 |
126,0 |
в 3 р. |
Удельный вес численности занятых в сфере услуг в общей численности занятых |
- | ||||||||
Республика Беларусь |
% |
54,9 |
55,3 |
55,3 |
56,1 |
57,8 |
57,9 |
58,0 |
|
в том числе |
|||||||||
Брестская область |
% |
52,1 |
52,2 |
52,8 |
53,4 |
54,1 |
54,7 |
55,2 |
|
Витебская область |
% |
54,4 |
54,3 |
55,0 |
55,6 |
56,2 |
57,1 |
57,3 |
|
Гомельская область |
% |
52,2 |
52,1 |
52,9 |
53,5 |
54,3 |
54,9 |
55,5 |
|
Гродненская область |
% |
50,7 |
51,3 |
51,3 |
51,7 |
52,5 |
52,9 |
53,4 |
|
Минская область |
% |
48,0 |
48,4 |
48,5 |
49,1 |
50,4 |
51,2 |
51,8 |
|
Могилевская область |
% |
51,1 |
51,7 |
51,7 |
52,4 |
53,5 |
53,8 |
54,1 |
|
г. Минск |
% |
66,7 |
67,4 |
67,8 |
68,8 |
70,1 |
71,2 |
72,2 |
Так, за предстоящую пятилетку планируется повысить экспорт услуг в 3 раза и увеличить долю услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг с 15 до 20 процентов.
Реализация Комплексной программы позволит:
довести долю услуг в валовом внутреннем продукте до 50 процентов в 2015 году;
увеличить валовую добавленную стоимость услуг в 2015 году по сравнению с 2010 годом в 1,8–1,9 раза;
расширить спектр и обеспечить рост экспорта услуг в 3 раз.
Обеспечение опережающего развития сферы услуг будет способствовать повышению темпов экономического роста (прирост ВВП за счет прироста услуг за пятилетие может составить 40 процентов от общего прироста) и благосостояния населения. [11, C.41-42]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.
Многие потребляемые нами товары и услуги произведены за границей. Свободный импорт и экспорт выгоден гражданам всех стран. Торговля позволяет каждой стране специализироваться на производстве того, в чем она достигла лучших показателей, и предоставляет каждому человеку более богатый выбор товаров и услуг.
Торговля услугами — важная часть мирохозяйственных связей. Рост потребностей в услугах непосредственно связан с научно-техническим прогрессом и повышением экономической эффективности производства. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах.
Мировая торговля услугами развивается более динамичными темпами в отличие от торговли товарами; географическое распределение мирового экспорта услуг характеризуется ростом удельного веса развивающихся стран и стран с переходной экономикой и снижением удельного веса развитых стран при сохранении за ними преобладающей роли в мировой торговле услугами; высокой концентрацией мировой торговли услугами в небольшой группе государств. [6, C.22]
Информация о работе Международная экономика: мировой рынок услуг