Международная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение нынешнего уровня интеграции России в мировую экономику, а так же анализ взаимоотношения России с соседними странами и экономическими объединениями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность интеграции и различные подходы к её определению;
- выявить современное положение России в многополярном мире;
- показать роль России в мире, перспективы её развития, а также развитие мира в целом, в условиях интеграции и многополярного мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..2
1. Сущность международной экономической интеграции……….…………4
Причины и формы развития международной экономической
Интеграции…………………………………………………….……………….4
Предпосылки интеграции……………………………………………….…8
Факторы интеграции……………………………………………………....13
Этапы развития международной экономической интеграции…..….…..15
2. Нормативно-законодательное регулирование………………...…….……17
3. Россия и экономическая интеграция…………………..…………..………23
3.1 Взаимоотношения России и ВТО………………………….……..……….23
3.2 Дальнейшее развитие экономических отношений…..……….……...…..30
3.3Взаимодействие России и Азербайджана...….……………...……………34
Заключение………………………………….…….……….………………..…38
Список литературы……………………….……….…………….….…………40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

 Это территориальная  близость государств, ресурсная,  производственная и научно-техническая  взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Географическую, территориальную близость необходимо рассматривать с учетом развитости инфраструктуры транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов сближающихся стран;

Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном  континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих  на одном языке. К изначальной  группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного  объединения, подключались другие соседние государства.

3.  Общность экономических  и иных проблем, стоящих перед  странами в области развития, финансирования, регулирования экономики,  политического сотрудничества и  т.д.

Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые  реально стоят перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой  и пищей, не могут сочетаться с  государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала [2, С.56].

4.  Это так же демонстрационный  эффект.

В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные  экономические сдвиги (ускорение  темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое  воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран  бывшей рублевой зоны как можно быстрее  стать членами ЕС, даже не имея для  этого сколько-нибудь серьезных  макроэкономических предпосылок.

5. Так же стоит выделить  и «Эффект домино».

После того как большинство  стран того или иного региона  стали членами интеграционного  объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные  с переориентацией экономических  связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся  за пределами интеграции. Некоторые  из них, даже не имея существенного  первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в  подключении к интеграционным процессам  просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли - НАФТА.

6. Еще одной немаловажной  предпосылкой является культурно-этническая  близость. Процессы экономического  сближения идут значительно быстрее,  если между населением участвующих  в них стран нет существенных  различий в языке, национальных  культурах, традициях и обычаях.

7. Общие исторические  корни народов сближающихся стран.  Если в прошлом народы этих  стран жили в едином государстве  или тесно связанных между  собой государствах, то для экономического  сближения появляются дополнительные  предпосылки;

8. Социально-политические  предпосылки. Для осуществления  процессов экономического сближения  необходимо стремление к объединению  со стороны подавляющей части  населения этих стран, а также  (что весьма существенно) политическая  воля их руководства. Действительно,  без учета последнего фактора  экономическое сближение государств  невозможно, так как в ходе  этого процесса им приходится  поступаться определенной частью  своего суверенитета и передавать  решение целого ряда очень  важных для страны вопросов  наднациональным органам управления  образующегося объединения. Роль  политического руководства в  данном случае состоит в том,  чтобы изначально выяснить и  определить цели, которые могут  быть достигнуты с помощью  экономического сближения, его  результаты и последствия, а  также объемы необходимых затрат  и сроки их окупаемости, т.е.  решить все проблемы экономической  целесообразности экономического  сближения и объединения [4, С.14].

Для политического руководства  центральным является вопрос о том, какие полномочия можно и нужно  передать органам нового межгосударственного  объединения или союза, а какие  необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.

Как выяснилось по ходу исследования, реальное интегрирование возможно лишь при наличии трех основных условий:

1. Нужен достаточно высокий  уровень развития промышленности, делающий национальные хозяйства  взаимодополняющими, все более заинтересованными  в сотрудничестве друг с другом. Интегрирование возможно и необходимо  лишь между странами, имеющими  развитую обрабатывающую промышленность, особенно её высокотехнологичные  отрасли. Что же касается менее  развитых стран, производящих  и экспортирующих преимущественно  базовые товары, то они выступают  по отношению друг к другу  не как взаимодополняющие, а  как конкурирующие хозяйственные  системы. Им почти нечего предложить  друг другу: в сырье они почти  не нуждаются из-за отсутствия  собственной обрабатывающей промышленности, а немногие производимые ими  готовые изделия по качеству  значительно уступают тем, какие  можно ввезти из развитых стран.  К тому же из-за постоянных  финансовых трудностей они ограничены  в предоставлении друг другу  как правительственных, так и  коммерческих экспортных кредитов. Взаимная торговля между ними  развита очень слабо: и как  экспортеры, и как импортеры они  гораздо сильнее привязаны к  промышленно развитым странам,  чем друг к другу [12, С.27].

2. Даже достаточно развитые в промышленном отношении страны способны к интегрированию друг с другом лишь при условии, что их экономика является не командно-распределительной и жестко централизованной, где действуют искусственные цены, плановые издержки производства и государственная монополия внешней торговли, а рыночной и децентрализованной, где главными действующими лицами являются не чиновники, а частные предприниматели.

3. Интегрирование может  стать устойчивым и необратимым  процессом лишь при наличии  в государствах-партнерах высокоразвитой  и прочно укоренившейся политической  демократии, способной учитывать  и обеспечивать экономические,  социальные и культурные интересы  различных групп населения. В  противном случае и внутренняя  ситуация, и внешняя политика  остаются спонтанными, трудно  предсказуемыми и не внушающими  доверие со стороны других  стран-партнеров. А в таких  условиях невозможно ни открытие  таможенных границ, ни формирование  и проведение совместной экономической  политики, ни создание наднациональных  фондов для финансирования мероприятий  такой политики [1, С.29].

Опираясь на указанные  предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике  и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели.

1.3. Факторы интеграции

Важным фактором международной  экономической интеграции стала  развернувшаяся после второй мировой  войны научно-техническая революция. Она создала широкие возможности  для повышения как уровня производства, так и уровня потребления. Но использовать ее возможности в полной мере отдельным странам в одиночку оказалось непросто. Многие ее направления требовали огромных средств и огромных усилий в рамках международной кооперации.

Несомненно, что экономической  интеграции на международном уровне способствовала и международная  конкуренция. Например, западноевропейская интеграция помимо прочего явилась  реакцией на конкуренцию на рынках Европы сначала со стороны компаний США, а затем и Японии. Кроме  того, она оказалась необходимой  и для противостояния с восточноевропейской интеграционной группировкой – Советами экономической взаимопомощи (СЭВ).

Немаловажным фактором интеграции стало развитие ТНК, которое характеризовалось  распространением их влияния на экономики многих стран, углублением внутри их разделения труда с учетом требования международной кооперации.  Следует так же учитывать и такой фактор, как необходимость экологического выживания. Природа едина и она требует целостного подхода к себе. Узкий, сугубо национально-государственный подход наносит ей ущерб, который переносится и на другие страны. Например, от сброса отходов швейцарскими предприятиями в верховье Рейна страдает не только Швейцария, но и Германия, Франция, Голландия. Похожие проблемы возникают при загрязнении морей. Возникло такое явление, как трансграничное загрязнение атмосферного воздуха. Стала реальной угроза истощения природных ресурсов. Обнаружилось, что решить ресурсно-экологические проблемы в рамках отдельных стран нельзя – они требуют совместного решения.

Отдельного внимания заслуживает  такой фактор международной экономической  интеграции как переход к международным  экономическим связям между странами. Такой переход выявил дополнительные резервы по сравнению с двусторонними  связями. Это можно увидеть на следующем простом примере.

Представим две страны А и В. Одна может производить на экспорт нефть, а другая древесину. Но потребности в импорте у них не совпадают с экспортными возможностями. Страна А готова продать нефти стране В на 100 млн. долл. На такую же сумму может продать страна В древесины и купить столько же нефти. Но стране А нужна древесина на сумму лишь в 50 млн. долл. Из-за этого общий товарооборот между этими странами составит всего 100 млн. долл. = 50млн. + 50 млн. Образование этой суммы показано на следующей схеме (рис. 1):

 

Нефть – 50 млн. долл.

                    


Древесина – 50 млн. долл.

Рис. 1.  Пример товарооборота  между двумя странами

Теперь представим, что  к этим странам присоединилась третья страна С, которая готова купить на 50 млн. долл. древесины и у страны В и продать стране А пшеницу на 50 млн. Последняя эту пшеницу готова купить. В этом случае резко взрастает объем внешней торговли. Приведенная ниже схема показывает. Что общий товарооборот между тремя странами составляет 250 млн. = 100 млн. + 50 млн. + 50 млн. + 50 млн. Это в 2,5 раза больше, чем был у двух стран, хотя присоединилась к ним всего одна страна.

Нефть – 50 млн. долл.


                 


Древесина – 50 млн. долл.


   Зерно – 50 млн. долл.                                                             Древесина – 50 млн. долл.

 


Рис. 2. Пример товарооборота  между тремя странами

Вовлечение в товарооборот новых стран еще больше увеличивает  внешний товарооборот, а главное  – более полно удовлетворяются  потребности всех стран. Не удивительно, что именно развитие многосторонних экономических связей явилось мощным толчком к созданию первых интеграционных союзов.

1.4. Этапы развития международной  экономической интеграции

Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и  разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический  обмен и сферу производства, она  ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов [11, С.91].

Международная экономическая  интеграция (МЭИ) - процесс хозяйственного и политического объединения  стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными  хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных  сферах.

Экономисты различают  следующие ступени или последовательные этапы развития интеграционных процессов

  • зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами;
  • таможенный союз, предполагающий наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран;
  • единый или общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики;
  • экономический и валютный союз, являющийся высшей формой межгосударственной экономической интеграции, и совмещающий все другие формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики;
  • политический союз.

На каждой из этих ступеней устраняются определенные экономические  барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного  блока складывается единое рыночное пространство, все страны-участницы  выигрывают за счет повышения эффективности  деятельности фирм и понижения государственных  расходов на таможенный контроль [3, С.64].

 

2. Нормативно-законодательное регулирование

 

 

Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с законодательством о таможенном деле. Общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.

"Внешняя"  направленность таможенного дела  нашла свое выражение в статье 4 Таможенного кодекса РФ, допускающей  в интересах развития и укрепления  международной экономической интеграции  создание таможенных союзов России  с другими государствами, зон  свободной торговли, а также заключение  международных договоров и соглашений  по таможенным вопросам в соответствии  с нормами международного права.

Информация о работе Международная экономическая интеграция