Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:07, реферат
В работе анализируется соотношение основных экономических факторов объединения и разъединения новых независимых государств и на основе данного анализа рассматриваются перспективы и наиболее вероятные варианты структурирования постсоветского пространства.
Введение
1. Теоретические основы интеграции
1.1 Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы при вступлении в союзы
1.2 Этапы интеграции
1.3 Экономические группировки в мире
2. Экономическая интеграция стран СНГ: опыт, проблемы и перспективы
3. Республика Беларусь: векторы интеграции
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Теоретические основы интеграции
1.1 Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы при вступлении в союзы
1.2 Этапы интеграции
1.3 Экономические группировки в мире
2. Экономическая интеграция стран СНГ: опыт, проблемы и перспективы
3. Республика Беларусь: векторы интеграции
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
В Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО (1997) прозвучали простые, но мудрые слова: правительствам мира надо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит в ХХI веке учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. Это означает, что в новом столетии во внешней политике государства первостепенную важность приобретает его способность органично влиться в мировое сообщество. В данном направлении особую роль играют международные интеграционные процессы, так как, в рамках интеграционного объединения у любого государства-участника имеется значительно больше возможностей оказывать политико-экономическое воздействие на общие условия хозяйствования, нежели если бы это государство пыталось самостоятельно действовать на мировом рынке.
В данном контексте в работе рассматривается проблема интеграции на постсоветском пространстве. Распад СССР стал одним из крупнейших геополитических событий в мировой истории XX столетия. Одномоментное превращение границ между республиками единого государства в межгосударственные положило начало подрыву ранее целостного народохозяйственного комплекса, что повлекло за собой громадные экономические, социальные и политические издержки для ставших суверенными государств. В данной ситуации рационально было бы объединить усилия для поднятия национальных экономик, защиты национальных интересов на мировой арене и эффективного включения в международные экономические отношения. Являясь геополитическим и социокультурным звеном между объединившейся Западной Европой и стремительно развивающимся Азиатско-Тихоакеанским регионом, интегрирующиеся Содружества Независимых государств в состоянии активно влиять в своих интересах на взаимодействие основных мировых экономических центров и тем самым – на всю систему международных экономических и политических отношений начала XXI столетия.
Однако взаимоотношения
бывших советских республик носят сложный
противоречивый характер. Эти взаимоотношения
характеризуются, с одной стороны, сохранением
глубокой взаимозависимости их субъектов
вплоть до безальтернативной дополняемости,
вытекающей из десятилетиями создававшихся
производственно-
В работе анализируется соотношение основных экономических факторов объединения и разъединения новых независимых государств и на основе данного анализа рассматриваются перспективы и наиболее вероятные варианты структурирования постсоветского пространства.
Кроме того, на примере Республики Беларусь исследуются перспективы участия стран СНГ в других международных интеграционных объединениях. Существуют различные подходы к данному вопросу. Так, многие западные ученые и политики считают, что СНГ восстанавливает бывшую империю, угрожает независимости новых суверенных государств и делает невозможным их вступление в Евросоюз. Сторонники данной позиции не видят объективной возможности и необходимости сотрудничества новых независимых государств постсоветского региона в формах неполной социально-экономической интеграции, не исключающей участие стран СНГ в других межгосударственных объединениях. В то же время события начала XXI века, в частности кардинальное продвижение России в развитии партнерских отношений с ЕС и НАТО, свидетельствует о том, что именно сотрудничество с Россией может помочь странам СНГ стать равноправными участниками международных интеграционных объединений.
В этой связи в работе рассматривается вопрос последствий и возможностей межрегионального взаимодействия между ЕС и Россией для Беларуси. В частности, анализируется такая ситуация, при которой Беларусь могла бы находиться одновременно с одним из центров силы (Россией) в состоянии союзных отношений, а с другим (ЕС) – в состоянии ассоциированного членства.
1. Теоретические основы
Состояние современного мирового хозяйства
характеризуется наличием в нем
двух противоположных тенденций. Одна
из них – возрастающая глобализация
и превращение мировой
Международная экономическая интеграция является основной характерной чертой современной мировой экономики. Она представляет особый, новый этап в интернационализации мирового хозяйства.
Международная экономическая интеграция
– это высшая на современном этапе
ступень интернационализации
Международная экономическая интеграция
– это процесс хозяйственного
и политического объединения
стран на основе развития глубоких
устойчивых взаимосвязей и разделения
труда между национальными
Бурное развитие межфирменных связей
порождает необходимость
Одно из первых определений интеграции было дано Яном Тинчом. Он определяет экономическую интеграцию как процесс и проводит различие между негативной интеграцией как процессом устранения дискриминационных и ограничительных институтов и введения свободы экономических сделок, с одной стороны, и, с другой стороны, позитивной интеграцией как процессом приспособления существующих и установления новых политик и институтов, наделенных силой принуждения.
Бела Баласса определял интеграцию и как процесс, и как состояние: понимаемая как процесс, интеграция означает устранение дискриминационных барьеров в, экономических отношениях между различными государствами, а как состояние - отсутствие различных форм дискриминации.
Под экономической интеграцией также понимается процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к либерализации международных экономических отношений, что находит отражение в уменьшении и снятии ограничений на их осуществление.
Можно выделить три основных подхода к либерализации мирохозяйственных отношений и, прежде всего, мировой торговли: международный, региональный и транснациональный.
Международный подход реализуется посредством проведения международных конференций (раундов) под эгидой Всемирной торговой организации, целью которых является сокращение тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле по всему миру.
Транснациональный подход активно
реализуется, в последнее время
в особенности, через производственно-
Региональный подход предполагает достижение соглашений между небольшим количеством государств, целью которых является установление между собой режима свободной торговли при сохранении торговых ограничений с остальными странами мира [11, с.66].
1.1 Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы при вступлении в союзы
Основной целью экономической интеграции является рост благосостояния наций, формирующих интеграционное объединение. Это становится возможным потому, что благодаря интеграции происходит расширение размеров рынка, позволяющее снизить транзакционные издержки и извлечь другие выгоды от использования экономии на масштабе производства. Вместе с тем экономическая интеграция может преследовать не только чисто экономические, но и другие цели (социальные, политические, военные, националистические) [7, с.16]. Все экономические объединения всегда имеют и положительные, и отрицательные, экономические последствия. Причем страны могут стремиться к экономической интеграции даже тогда, когда ожидаемые экономические выгоды будут очень невелики и даже когда с экономической точки зрения интеграция в целом окажется невыгодной. С другой стороны, значительные потенциальные экономические выгоды какой-либо страны от участия в экономическом блоке не приведут с необходимостью к ее членству в данном интеграционном объединении. Многие страны оценивают свою независимость более высоко, чем возможность роста благосостояния в результате участия в интеграционном объединении [9, с.5].
Сегодня нет единого мнения о предпосылках интеграционных процессов в мире. Одни считают, что все дело в стремлении некоторых стран к преодолению фактора ограниченности своих ресурсов при производстве специфических дорогих науко- и капиталоемких товаров либо в желании расширить технологический обмен, что дает возможность существенно экономить средства на НИОКР.
Другие выдвигают в качестве доминирующих предпосылок внеэкономические факторы, например укрепление коллективной обороноспособности. Третьи считают, что создание интеграционных группировок позволяет их участникам легче и быстрее достигать устойчивого роста производства, социальной стабильности и т. п.
К наиболее общим предпосылкам относят:
– интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами, находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими однородные хозяйственные системы;
– географическая близость интегрирующихся
стран, расположенных в одном
регионе и имеющих общую
– наличие между странами исторически сложившихся и достаточно прочных экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов и проблем [12, с.835].
Также следует отметить, что на процесс интеграции влияют успехи существующих интеграционных объединений, что приводит к желанию не входящих в них стран либо присоединиться к ним, либо создать собственный интеграционный блок (так называемый демонстрационный эффект). Движущей силой интеграции также является и "эффект домино": после вступления большинства стран какого-либо региона в экономическую группировку решения, принимаемые данным региональным объединением, неизбежно оказывают воздействие (зачастую негативное) на страны, не вошедшие в группировку, что вызывает стремление этих стран присоединиться к господствующему в регионе интеграционному объединению.
Выгоды и плюсы от интеграции имеют наибольшее значение для стран желающих вступить в ту или иную группировку.
Например, интеграция развивающихся стран основана не на возможностях получения статических выгод от изменений, связанных с усилением конкуренции в рамках существующей структуры производства и торговли. Она ориентирована на достижение динамических выгод от ускоренного развития региональных рынков, способствующего формированию новой структуры производства, генерирующей больший объем и разнообразие торговли. Следовательно, успех региональных экономических объединений (РЭО) в развивающихся странах может быть оценен только в долгосрочном периоде, после создания производственного сектора, способного реагировать на рост внутрирегионального спроса. Другим основанием для формирования РЭО среди развивающихся стран может быть то, что региональная кооперация может увеличить переговорную силу этих стран в их внешнеэкономических и нередко внешнеполитических отношениях.
В общем, экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон: Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки. Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран–участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения [13, с.67].