Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:07, реферат
В работе анализируется соотношение основных экономических факторов объединения и разъединения новых независимых государств и на основе данного анализа рассматриваются перспективы и наиболее вероятные варианты структурирования постсоветского пространства.
Введение
1. Теоретические основы интеграции
1.1 Цели и предпосылки интеграции. Плюсы и минусы при вступлении в союзы
1.2 Этапы интеграции
1.3 Экономические группировки в мире
2. Экономическая интеграция стран СНГ: опыт, проблемы и перспективы
3. Республика Беларусь: векторы интеграции
Заключение
Список использованных источников
Итак, в силу самых разнообразных объективных и субъективных обстоятельств попытки активизировать сотрудничество стран СНГ на многосторонней основе не смогли остановить дезинтеграцию постсоветского пространства. И сегодня, судя по всему, она достигла предела, который определяется потреблением энергоресурсов, поставляемых из России и некоторых других стран Содружества. Падение ниже этого предела чревато окончательной деградацией национальных экономик.
Вместе с тем в
Государствам Содружества нет необходимости убеждать друг друга в важности развития взаимовыгодного экономического сотрудничества, призывать всех участников подписывать и ратифицировать соглашения, в том числе для формирования зоны свободной торговли. Настала пора определиться: всем ли государствам Содружества нужен режим свободной торговли? Кто реально, а не на словах готов создавать его? Решающим критерием участия в развитии интеграции становится экономическая целесообразность, желание и объективная готовность к многостороннему сотрудничеству.
В ближайшей перспективе наиболее велики шансы на успех экономической интеграции у трех-четырех более развитых государств - России, Белоруссии, Украины и Казахстана. На них приходится почти 90% совокупного ВВП Содружества, 92.6% внутрирегионального экспорта и 89.3% импорта [18, с.96].
Образование Организации региональной интеграции (ОРИ) можно рассматривать как поиск оптимального формата, очередную попытку и реальную возможность экономической интеграции постсоветских стран. Участникам Организации предстоит договариваться об открытии своих рынков друг для друга, формировать национальные структуры производства, которые бы дополняли друг друга с учетом сравнительных преимуществ каждой страны-участницы. Баланс интересов даже в новом формате четырех найти будет непросто. Предстоит разработать механизмы согласованного снижения тарифных барьеров и ограничений во взаимной торговле, способы учета интереса всех участников, механизмы компенсации потерь менее развитым странам от открытия национальных рынков.
Учитывая сложившуюся в
Для того, чтобы формировать общее
экономическое пространство, кроме
объективных факторов готовности и
экономической
Не исключено, что ратификация соглашения о создании Единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном может быть заблокирована украинским парламентом. При отказе Украины участвовать в ОРИ возможна интеграционная комбинация из трех государств (России, Казахстана и Белоруссии), которая, скорее всего, станет последней в поиске оптимального формата для создания единого экономического пространства.
Оценивая перспективы
Перспективы отдельных региональных группировок государств Содружества также весьма неоднозначны. Появление Организации региональной интеграции означает, что проще создавать новое экономическое объединение постсоветских стран, чем пытаться реформировать уже существующие. Цели и задачи ЕврАзЭС и ОРИ примерно одинаковы. Если в рамках нового объединения государств будут решаться поставленные задачи, то сохранять ЕврАзЭС не будет смысла. Центральноазиатское экономическое сообщество и альянс ГУУАМ по своей сути – "экономические пустоцветы" и по объективным причинам не способны в ближайшем будущем реализовать поставленные задачи. Подлинная интеграция постсоветских государств, новая структура связей и состав участников более реально определится только на основе взаимной выгоды, хода экономических и политических реформ в этих государствах, а также развивающихся в мире процессов взаимосвязи и взаимозависимости.
3. Республика Беларусь: векторы интеграции
Процесс формирования новой геополитической структуры мира и, в частности, европейского и евразийского регионов в начале XXI века вступает в новую фазу. Каковы же основные факторы, позволяющие говорить об этом? Во-первых, Россия воспряла после глубочайшего кризиса и последствий распада СССР и активно включается в формирование нового миропорядка. Во-вторых, складывается новое взаимодействие партнерского характера между двумя центрами силы – ЕС и Россией.
Внешнеполитический прорыв России произошел одновременно на двух уровнях: глобальном и региональном.
На глобальном – это партнерский характер отношений с США и НАТО, обретение статуса страны с рыночной экономикой, укрепление позиций в "большой восьмерке".На региональном уровне - кардинальное продвижение в развитии партнерских отношений с ЕС и НАТО, создание на постсоветском пространстве Евразийского экономического сообщества [8, с.109].
Все основные международные события начала XXI века свидетельствуют о том, что наступает новая фаза большой политической игры, связанной с оформлением новой роли России и новых отношений двух центров силы - Евросоюза и России (в перспективе ЕвразЭС). В эту игру неизбежно будет втянута и Беларусь. Объективные факторы, которые определяют характер участия РБ в этой игре, следующие: нарастающая регионализация-глобализация, от которой не уйти, расширение Европейского союза на Восток и нахождение Беларуси на линии межцивилизационного разлома и взаимодействия двух центров силы. Специфическое геополитическое положение страны создает проблемы для ее внешней политики. В частности, существует объективная тенденция поглощения Беларуси, то есть превращения ее либо в северо-западную, либо в северо-восточную окраину одного из центров силы.
Уникальная роль "стыковой" страны побуждает Беларусь искать пути и прилагать усилия для извлечения максимально возможной выгоды для себя. В этом плане показателен пример Украины, которая также находится на линии геополитического соприкосновения России и ЕС. Большая геополитическая гибкость Украины позволяет ей выстраивать отношения стратегического партнерства одновременно и с Россией, и с Евросоюзом, более умело использовать свой транзитный ресурс (создание с РФ газового консорциума и подписание соглашения о транспортировке российского газа в Европу через Украину) [8, с.111].
Геополитическая зажатость Белоруссии между двумя центрами силы, объективная роль геополитического "стыка" на межцивилизационной линии соприкосновения предполагает особую гибкость внешней политики страны.
Внешнеэкономические приоритеты Беларуси
должны базироваться на многовекторности,
которая предполагает одновременное
развитие сотрудничества с Россией
и странами СНГ и активное участие
в общеевропейских
Основной приоритет торгово-экономических интересов Беларуси связан с Россией, что обусловлено исторически сложившимися хозяйственными, экономическими, культурными и иными связями. Развитие интеграционных процессов с этой страной отвечает национальным экономическим интересам в долгосрочной перспективе.
Союз Беларуси и России основывается на приоритете экономических интересов. Для Белоруссии огромное значение имеет бесперебойное снабжение (причем на льготных условиях) российским сырьем и топливом, а также, подключение ее к энергетической системе России. Кроме того, емкий российский рынок является основным потребителем продукции белорусской промышленности. В долгосрочной перспективе для Беларуси объединение с Россией означает повышение эффективности экономики и обеспечение стабильной финансово-кредитной системы.
Для России союз с Беларусью сохраняет
свою геополитическую значимость и
возможность обеспечения
Экономические цели Союзного государства заключаются в создании благоприятных и равных условий хозяйственного развития Беларуси и России, в повышении благосостояния обоих государств.
Основной целью развития Союза Беларуси и России в социально-экономической сфере является повышение жизненного уровня населения на основе объединения и наиболее полного использования в первую очередь производственного и научно-технического потенциалов, извлечения дополнительных преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперации производства, устранения дублирующих производств и распыления финансовых и инвестиционных ресурсов.
Однако эти объективные
Тем не менее, белорусско-российский союз является на сегодня единственной работающей межгосударственной структурой на постсоветском пространстве. От ее реального становления зависит интенсивность интеграционных процессов в рамках всего СНГ.
Следующая интеграционная группировка, участником которой является Беларусь – Таможенный союз (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Туркменистан). Основные внешнеэкономические интересы Беларуси в рамках Таможенного союза на современном этапе заключаются в создании на основе этого союза единого экономического пространства.
Последовательная реализация положений Договора о Таможенном союзе позволит создать на территориях пяти государств однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах, гармонизированные правовые нормы, единую инфраструктуру, а также позволит проводить согласованную налоговую, денежно-кредитную, валютно-финансовую, торговую и таможенную политику, обеспечивающую свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Кроме того, Таможенный союз должен стать
тем объединением, посредством которого
экономики государств-
К сожалению, Таможенный союз (в рамках "пятерки") остается пока недостаточно эффективной структурой. "Пятерка" не выходит на запланированные цели. В то же время при всех ограниченных возможностях этой структуры для Беларуси она необходима и незаменима в качестве моста между Беларусью и центрально-азиатскими республиками, прежде всего Казахстаном. Важно и то, что государства "пятерки" оказывают (в отличие от СНГ) реальную поддержку друг другу в международных организациях. Так, одной из основных целей созданной на основании Таможенного союза новой региональной группировки – Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - является выработка единой позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО и другими международными экономическими организациями [14, с.1].