Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа
В век высоких технологий и революционных изобретений эта отрасль международных экономических отношений становится все более актуальной, в том числе и для экономики России, страны, которая обладает весьма значительным потенциалом нематериальных активов, хоть и пока не имеет эффективно отлаженной системы торговли технологиями и ноу-хау с зарубежными партнерами, т. к. в обозримом прошлом эта сфера деятельности полностью находилась в безраздельном ведении государства. Однако есть вполне отчетливые перспективы для развития и есть основания полагать, что постепенно Россия выйдет на один уровень с наиболее развитыми странами в области международного экспорта и импорта лицензий, т.к. это просто необходимо для полноценного развития экономики страны.
Введение………………………………………………………………….....3
1 Особенности мирового рынка технологий…………………5
2 Основные формы международной передачи технологий………………………………………………………………………………….16
2.1 Лицензионная торговля…………………………….…………………...16
2.2 Франчайзинг……………………………………………………………….22
2.3 Инжиниринг……………………………………………………………….23
2.4 Консалтинг………………………………………………………………...24
2.5 Контракты «под ключ»…………………………………………………...24
2.6 Контракты на управление………………………………………………...25
2.7 Международное техническое содействие……………………………….26
3 Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности………………………………………28
4 Международное сотрудничество республики беларусь в области связи и информатизации………………………………….40
4.1 Международные организации……………………………………………40
4.2 Двустороннее сотрудничество…………………………………………...46
4.3 Внешнеэкономическая деятельность……………………………………49
Заключение……………………………………………………………….50
Список использованных источников………………
При такой форме
международной передачи
Практически единственной
проблемой для заказчика
В роли подрядчика
выступают на только крупные
фирмы развитых стран мира. В
последние годы большую
2.6 Контракты на управление
Контракты на управление (management contracts) являются специфической формой международной передачи технологий, суть которой состоит в том, что фирма одной страны направляет своих менеджеров в зарубежную фирму для выполнения управленческих функций на определенный срок и за определенную плату.
Необходимость в заключении контрактов на управление порождается рядом ситуаций в международном бизнесе. Прежде всего, она возникает в случае, когда существует настоятельная потребность добиться существенного повышения эффективности функционирования действующего предприятия, а местные управленцы не в состоянии справиться с решением данной задачи. Иностранные менеджеры и специалисты, как показывает опыт, способны быстро и действенно оказать необходимую помощь, достичь желаемого результата.
Далее, заключение контрактов на управление иногда связано с осуществлением прямых зарубежных инвестиций. Когда за рубежом создается новый промышленный объект или реконструируется действующее предприятие, от фирмы-поставщика нового технологического оборудования требуют оказания помощи в виде управленческих услуг.
И, наконец, контракты
на управление иногда
Срок контрактов на управление обычно составляет от 3 до 5 лет, а оплата иностранных менеджеров определяется либо в фиксированной сумме, либо зависит от объема производства.
2.7 Международное техническое содействие
Специфической разновидностью
международной передачи
Эти программы, осуществляемые
на двух- или многосторонней основе,
призваны оказать техническое
содействие развивающимся
Техническое содействие
определяется как передача ноу-
Если к оценке эффективности
технического содействия
С помощью всех рассмотренных видов деятельности (лицензионные соглашения, франчайзинг, инжиниринг, контракты «под ключ» и др.) фирмы одной страны получают доступ к технологии и управлению, созданным в других странах. Поэтому международная передача технологий способствует повышению конкурентоспособности фирм на внутреннем и мировом рынках. Чем более совершенен рыночный механизм передачи технологий, тем более эффективно распределение этого фактора производства в обществе и тем большую выгоду получает как продавец, так и покупатель технологически применимого знания.
3. Государственное регулирование рынка объектов интеллектуальной собственности
В современной стратегии развития государств ключевая роль отводится созданию интеллектуальной собственности (ИС) и управлению ею. Значимость ИС становится еще более очевидной при изучении всех аспектов, связанных с ее коммерциализацией. И дело здесь не только в факторе роста торговли лицензиями (превышающем в несколько раз ежегодный рост международной торговли в целом), но и в вытекающих из международных нормативно-правовых актов возможностях, которые позволяют субъектам, располагающим значительным научно-техническим потенциалом, обеспечивать эффективную защиту прав на объекты интеллектуальной промышленной собственности, повышать конкурентоспособность своей продукции.
К объектам интеллектуальной
собственности в мировой
– ноу-хау, патенты, конструкторскую и иную документацию;
– технологии, технологический комплекс или его отдельные составляющие;
– узлы и агрегаты, готовые изделия (по результатам опытного производства);
– техническую и
технологическую документацию
– методики, расчеты,
рекомендации и другие
Известно, что конкурентоспособность
продукции на рынке в
В конкуренции между государствами, корпорациями, предприятиями в настоящее время лидируют уже не те, кому удалось успешно реализовать отдельные инновации, а те, кто сумел выработать и реализовать соответствующую политику в области управления ИС, получить на основе патентной защиты и монопольного освоения наукоемкой продукции максимальную прибыль. Исходя из значимости ИС и управления ею в обеспечении конкурентоспособности продукции, индустриальные страны осуществляют сегодня не только государственную поддержку научно-исследовательского сектора экономики, но и применяют весь спектр стимулирования создания и использования в производственно-торговой деятельности объектов промышленной собственности.
Оценить положение
дел в области создания ИС,
управления ею, а также в области
патентно-лицензионного
Международная статистика
показывает, что в большинстве
стран мира число
Второй вывод, который
можно сделать на основе
Особого внимания заслуживает
патентно-лицензионная
Японская система защиты прав на ИС имеет ряд особенностей. Так, самая высокая в мире стоимость патентования (к примеру, рассмотрение заявки на изобретение, выдача охранной грамоты и поддерживание патента в силе в течение всего срока его действия составляют 70 – 80 тыс. долл. США), а также сроки, необходимые для регистрации патента, способствуют осуществлению японскими субъектами контроля за внутренним рынком. Следствием проводимой в Японии в области промышленной собственности политики является тот факт, что на иностранных заявителей приходится только около 4 % общего числа выдаваемых в Японии патентов.
Соответствующий субъект
Японии проводит активную
В 1998 г. расходы на НИОКР в США составили около 150 млрд. долл., причем почти половина этой суммы – бюджетные средства. При этом торговля интеллектуальной собственностью является приоритетной частью внешней торговли США, а поступления в американскую казну от экспорта патентов и лицензий соизмеримы с долей текстильной или табачной отраслей промышленности в ВНП. Во внешнеторговых операциях с ИС в США преобладает внутрикорпоративная торговля – 80% экспорта и 74% импорта, что отражает стремление компаний сохранить и по возможности расширить на основе владения и управления ИС свои рынки сбыта. При этом следует иметь ввиду, что средний возраст технологий американских фирм на дату их первой передачи в филиал в развитой стране составляет около 6 лет, в развивающейся – около 10 лет, при лицензировании сторонним фирмам и совместным предприятиям – более 13 лет.
Особая сила патентов
проявляется в деятельности