Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 20:36, курс лекций
Предмет МЭО изучает экономические связи между государствами, точнее, между хозяйствующими субъектами различных стран, и механизмы реализации этих связей.
МЭО изучает многие вопросы, связанные с функционированием государств, компаний и т.д. – Широкий круг вопросов.
Курс «мировые рынки», «мировое налогообложение» и т.д. входят в МЭО
Все больше страны зависят от экономических отношений с другими странами.
Механизм МЭО – система экономических методов, организационных инструментов и институтов, обеспечивающих функционирование МЭО.
С помощью этого курса - понимание, почему государства ведут себя определенным образом. Повышение эффективности компаний. Решение проблем экономической политики.
Раунды переговоров – для решения различных проблем. До сих пор прошло 8 раундом ГАТТ, включая последний Уругвайский раунд. В настоящее время – переговоры в рамках 9-го раунда ГАТТ – Дохийского раунда.
При создании ГАТТ в нем участвовало участвовало 23 страны, сейчас – 153 страны. 95% мировой торговли регулируется в рамках ГАТТ.
1а. Принцип наибольшего
Все льготы, преимущества или изъятия, которые предоставлены или будут предоставлены в будущем одной из договаривающихся сторон любой третьей стороне, должны быть немедленно распространены на другую договаривающуюся сторону.
Действует в отношении всех стран – членов ВТО.
Исключения
а) Возможность использования
б) Соображения государственной безопасности;
в) Образование таможенных союзов или зон свободной торговли;
г) «Разрешающая оговорка»
Как правило, по отношению к развивающихся стран (?)
д) Пограничная торговля
1б. Национальный режим
Предоставление национальным и импортным товарам одинакового режима в отношении внутренних налогов и торговых правил после прохождения таможенной очистки.
Для развивающихся стран
Путем связанности и
Связанность – в одностороннем порядке страны не имеют право повысить тарифы, т.е. тарифы являются связанными
Транспарентность –
Важна справедливая конкуренция.
Развитые страны обязались максимально содействовать доступу товаров из развивающихся (особенно наименее развитых) стран на свои рынки.
Первые шесть раундов ГАТТ: главный вопрос – снижение торговых тарифов. Начиная с создания ГАТТ до настоящего момента торговые тарифы упали в среднем до 3%. В результате – бурный рост мировой торговли.
Токийский раунд ГАТТ (7ой) – вопрос применения нетарифных ограничений. В ходе раунда заключены кодексы по субсидиям, по правилам таможенной оценки и др.
Уругвайский раунд – пересмотр старых и создание новых правил мировой торговли. Переговоры начались по инициативе американских ТНК, развивающиеся страны – против переговоров.
Причины проведения новых переговоров (недостатки ГАТТ)
Длился 7 лет (1986 – 1993). Закончился в апреле 1994 г. С 1 января 1995 г. начала работать ВТО, которая заменила ГАТТ с 1 января 1996 г.
Соглашения Уругвайского раунда
Высокие ставки на промышленные товары (хотя средняя ставка была 4,5%). Задача – их снижение. Все равно – даже сейчас на некоторые промышленные товары пошлины в 8 раз превышают пошлины на сырьевые товары.
Огромное влияние на мировой рынок
Развитые страны – политика аграрного протекционизма à значительные разногласия. К 2001 г. (для развивающихся стран к 2005 г.) все нетарифные ограничения должны были быть заменены на тарифные (так и не было сделано). Экспортные субсидии должны были быть сокращены и в основной сведены к тарифам. Можно субсидировать экологию, научные исследования в с/х и развитие регионов.
Запрещены меры, не регулирующиеся ВТО, временные рамки – 8 лет.
ВТО поощряет страны ориентироваться на международные стандарты.
Не содержит рекомендации странам
воздерживаться от демпинга. Можно
применять антидемпинговые
Основные правила ГАТТ распространяются на торговлю услугами
Конкретные положения в отношен
Обновленное ГАТТ, ГАТС и все другие соглашения, достигнутые в ходе Уругвайского раунда. ЕС – самостоятельный член ВТО
Субсидии: запрещенные (экспортные + субсидии, направленные на импортозамещение), запрещенные при определенных условиях (действие которых приводит к серьезному ущербу интересов другой страны), разрешенные (на научные исследования, экологию; не могут облагаться компенсационными пошлинами).
Порог субсидий – 1 % (компенсационные пошлины не применяются)
Основные соглашения ВТО:
Страны – члены ВТО обязаны использовать механизм разрешения споров.
Высший орган ВТО –
Соглашения ВТО+ - стороны участвуют в соглашениях на добровольной основе (по телекоммуникациям и проч.
Торговые раунды ГАТТ и ВТО
Год |
Место проведения |
Обсуждавшиеся вопросы |
Число
стран- |
1947 |
Женева |
Тарифы |
23 |
1949 |
Аннеси |
Тарифы |
13 |
1951 |
Торки |
Тарифы |
38 |
1956 |
Женева |
Тарифы |
26 |
1960-1967 |
Женева (раунд Диллона) |
Тарифы |
26 |
1973 - 1979 |
Женева (раунд Кеннеди) |
Тарифы и антидемпинговые меры |
62 |
1973 -1979 |
Женева (Токийский раунд) открыт в Токио |
Тарифы, нетарифные меры и "рамочные" соглашения |
102 |
1986 - 1993 |
Женева (Уругвайский раунд) открыт в Пунта-дель-Эсте, Уругвай |
Тарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности., урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы |
123 |
2001- н/в |
Женева (Доха раунд) открыт в столице Катара – Дохе [1] |
Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Либерализация тарифных и нетарифных барьеров. Вопросы нормализации условий сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами |
149 |
13 октября 2009 г.
Лектор: Татьяна Михайловна
Торговая политика на каждом этапе и в каждой стране отражает задачи макроэкономического развития. Торговая политика – внешний инструментарий развития национальной экономики.
Чувствительные отрасли – свои у каждой страны и у каждого рынка.
Чтобы понять торговую политику, необходимо рассмотреть рынок страны и его положение в мировой экономике.
Торговая политика ЕС – не совсем точное название, вернее будет говорить европейских сообществ (т.е. отдельных стран).
Компании, действующие на рынке ЕС, далеко не всегда однонациональные.
США – идея прагматизма, в то время как европейцы разрываются между стремлением получить прибыль и своей культурой, духовными ценностями. Присоединение стран ЦВЕ к ЕС – важно культурная составляющая, но «нерентабельная сделка».
Многие проблемы ЕС решаются за счет централизованных ресурсов.
Показатель наукоемкости производства (наукоемкие отрасли / ВВП) – примерно 3,5%. Высокий показатель в Германии, низкий – в странах Южной Европы и ЦВЕ.
ЕС вынужден тратить средства на решение проблем интеграции.
Европа традиционно характеризуется отрицательным сальдо торгового баланса (это не обязательно плохо, важна структура импорта и экспорта).
Доля ЕС в мировом экспорте и импорте – порядка 18%, с учетом внутренней торговли между странами ЕС – около 44%
Основные партнеры ЕС (2008) – по импорту из страны в ЕС:
По экспорту из ЕС в страну:
Товарная структура импорта ЕС
С/х продукция – 7,5%, Обрабатывающая промышленность – 56,1%, Сырье и топливо – 28,7%, прочие товары 7,7%.
Товарная структура экспорта ЕС
С/х продукция – 6,9%, Обрабатывающая промышленность – 81,2%.
Экспорт услуг в
Импорт услуг в ЕС из России – 14 млн. евро (3,2% импорта услуг ЕС).
Импорт транспортных услуг (например, передача газа по трубам из России).
Римский договор 1957 г. поставил задачу создания таможенного союза.
В сферу согласования должны были
входить не только торговые, но и
все внешнеэкономические
Согласование как тарифных, так и нетарифных методов торговой политики.
Свободная экономическая зона – анклав на территории страны с действующим на нем льготном режимом ведения хозяйственной деятельности (безналоговая, транспортная и т.д.)
Правовая база внешнеторговой политики
Основной принцип торговой политики ЕС – принимать участие в создании системы гармоничных международных торговых отношений и постепенно устранять торговые барьеры в мировой торговле.
Согласованные действия
Особенности торговой политики ЕС
США и ЕС – жесткая конкуренция, но в то же время – партнеры.
Построение отношений со странами бывшего СССР.
Построение отношений с
Инструменты ТП ЕС