Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:44, лекция

Краткое описание

Сущность и сегменты международного рынка услуг.
Особенности формирования и развития международного рынка услуг.
Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг.
Государственное регулирование международной торговли услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Международный рынок услуг.docx

— 69.25 Кб (Скачать файл)

Лизинг объединяет в себе черты кредитной и арендной операций, но не тождественен им. В отличие от кредита после окончания срока лизинга и выплаты всей обусловленной договором суммы объект лизинга остается собственностью лизингодателя (если договором не предусматривается выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передача в собственность лизингополучателю). В отличие от традиционной аренды в лизинге непосредственно    задействованы    три    участника:    лизингодатель, лизингополучатель и продавец, которым обычно является предприятие — изготовитель необходимого имущества.

Финансовый лизинг (financial leasing) предусматривает в течение периода действия контракта выплату арендатором сумм, которые покрыли бы полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя.

Разновидностью финансового лизинга является возвратный лизинг. При этом собственник оборудования продает его лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор лизинга на оборудование, выступая в роли пользователя. Таким образом, первоначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования, сохраняя за собой право владения и лишь периодически выплачивая платежи за пользование оборудованием.

Если лизинговой компании не хватает собственных средств для осуществления крупномасштабной финансовой аренды, она привлекает заемные средства. Эта разновидность финансового лизинга получила название лизинг с дополнительным привлечением средств. По сути, этот вид лизинга означает объединение нескольких финансовых учреждений для финансирования крупной операции по лизингу, что не под силу каждому из этих учреждений в отдельности.

Порядка 85% лизинговых сделок является сделками с привлечением заемных средств.

При лизинге с дополнительным привлечением средств объектами сделок чаще всего являются суда, железнодорожные вагоны, грузовые автомобили, оборудование предприятий коммунального обслуживания.

Операционный лизинг (operation leasing) характеризуется тем, что оборудование используется в течение значительно меньшего времени, чем срок экономической службы оборудования. Чтобы возместить стоимость оборудования, лизинговая компания сдает его во временное пользование несколько раз и обычно разным пользователям. Ремонт, техническое обслуживание, страхование при операционном лизинге обеспечивает лизинговая компания. Объекты операционного лизинга — обычно оборудование с высокими темпами морального старения.

В зависимости от конкретных условий заключения сделки могут выделяться другие разновидности лизинга.

Лизинг на налоговой основе предполагает в качестве основной или дополнительной цели сделки максимизацию налоговых льгот, приобретаемых лизингодателем и/или лизингополучателем.

Компенсационный лизинг предполагает, что часть арендной платы производится поставками продукции, выпущенной на взятом в лизинг оборудовании.

Групповой лизинг предполагает участие нескольких компаний в роли лизингодателей. Используется при сдаче в аренду крупных объектов (бурового, железнодорожного оборудования) и требует, как правило, привлечения заемных средств.

В зависимости от объекта сделок выделяется:

- лизинг  движимого имущества, включающий  лизинг дорожного, воздушного и  морского транспорта, вагонов, контейнеров, техники связи;

- лизинг  недвижимого имущества, включающий  лизинг торговых и конторских  зданий, производственных помещений, складов и т.д. В этом случае  лизингодатель строит или покупает  недвижимость по  поручению лизингополучателя.

В зависимости от объема предоставляемых дополнительных услуг выделяются:

- чистый  лизинг — техническое обслуживание  и ремонт осуществляется самим  пользователем;

- лизинг  с дополнительными услугами —  лизингодатель берет на себя  ответственность по ремонту и  техническому обслуживанию оборудования;

- лизинг  с полным набором услуг —  услуги лизингодателя не только  по ремонту и обслуживанию  оборудования, но и по его страхованию  и уплате налогов на собственность. В последнее время лизинговые  операции все чаще носят международный  характер. Международный лизинг  характеризуется тем, что лизингодатель  и лизингополучатель, лизингодатель  и продавец или же все три  участника сделки находятся в  разных странах. Приведенная выше

классификация лизинговых операций используется и в международном лизинге. Но только в международном лизинге выделяют:

- экспортный  лизинг — лизингодатель покупает  оборудование у национальной  фирмы, а затем предоставляет  его зарубежному арендатору;

- импортный  лизинг — лизингодатель покупает  оборудование у зарубежной   фирмы,   а  затем   предоставляет   его   отечественному лизингополучателю.

По правилам МВФ лизинговые обязательства не учитываются при определении   величины   внешней   задолженности   страны,   поэтому международный лизинг активно поддерживается правительствами как развитых, так и развивающихся стран.

Консультационные услуги

Возникновение и развитие отрасли управленческих консалтинговых услуг практически неизбежно для экономики, в которой производственные отношения регулируются не адресным воздействием на них командной системы управления, а путем создания политических, экономических, правовых, социальных и технологических условий, в которых происходит саморегулирование этих отношений в соответствии с действием объективных экономических законов. Достаточно проанализировать, кто, когда и с какими намерениями привлекает консультантов по управлению, чтобы понять их макроэкономическую функцию в рыночной экономике.

Во-первых, услуги консультантов по управлению — это товар, предназначенный для использования руководством компаний - лицами, принимающими решения, имеющие отношение к деятельности организации в целом.

Во-вторых, консультантов привлекают тогда, когда нуждаются в помощи и поддержке при разработке и принятии ответственных решений, развитии и реорганизации бизнеса.

В-третьих, привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него какие-то суждения по существу своих вопросов; экспертные заключения в отношении каких-то решений или ситуаций; новые идеи; результаты вполне определенного исследования; обсудить с ним, как с коллегой, свои проблемы или, наконец, просто поучиться или перенять у него определенные профессиональные навыки.

Самые лучшие возможности для организации продаж находятся среди уже имеющихся клиентов фирмы в форме расширения объемов работ действующих проектов или в форме выполнения для них разработок в совершенно новых областях.

Так как крупные консалтинговые фирмы предлагают широкий круг услуг, у них, обычно, больше возможностей предложить свои услуги в сферах, выходящих за рамки уже существующих проектов. Маленькие фирмы, работающие с клиентом, узнав о возможности заключения договора, который они не могут осилить самостоятельно, могут выступить в качестве посредников для других фирм (в надежде на quid pro quo в будущем).

Состояние и факторы развития туризма

Значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами составляет туризм.      

Туристом, в соответствии с международной статистикой, является любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой.

Рекреационный туризм — это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками.

Научный туризм — это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях.

Деловой туризм — это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контрактов.

За последние годы темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составляли 5,1% ежегодно, а валютных поступлений — 14%. Например, в 1992 г. было зарегистрировано 476 млн. прибытий туристов, а доход составил 279 млрд. долл. США.

Международный туризм является одной из трех крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности. В начале 90-х годов суммарный доход всех стран мира от международного туризма составил примерно 7% общего объема мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг. Для многих государств иностранный туризм является важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Например, 50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма составляют около 19 млрд долл. (около 5% ВВП страны), США — 45,2 млрд долл. (свыше 5% стоимости экспорта), Турции — 2,7 млрд долл. (20% стоимости экспорта). Следует отметить, что международный туризм в мире распределяется крайне неравномерно вследствие различий в уровнях социально-экономического развития отдельных стран и регионов. На промышленно развитые страны приходится 70—75% всех совершаемых в мире зарубежных поездок, при этом на долю стран Европейского союза приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции — одежду и косметику, в Италии — обувь, в Швейцарии — часы. Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информацией, научными знаниями.

Индустрия туризма в целом отличается достаточно высокой капиталоемкостью. При этом в крупных туристических центрах в структуре затрат 50—60% составляют затраты на размещение и питание. Хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числу наиболее перспективных, но в связи с высокой капитало-и трудоемкостью, а также сезонностью отрасли капитал довольно избирательно относится к сфере туризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, оборудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычно финансируется государством, а частный капитал финансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслуживанию туристов.

В последние годы первостепенным фактором, влияющим на развитие туризма, стала индивидуальная туристическая активность. Так, в 90-х годах примерно 40% туристов из государств с развитой экономикой предпочли самостоятельно организовывать свои поездки, 60% частично или полностью пользовались услугами фирм. Отличительной чертой туризма является его сезонность, что приводит к периодическому простаиванию материальной базы и рабочей силы и при этом требует ресурсов для их поддержания. Кроме того, конъюнктура туристического бизнеса изменчива и находится под значительным влиянием стихийных бедствий, транспортных катастроф, террористических актов, войн и др. Система реализации туристического продукта включает сеть сбыта, состоящую из оптовых фирм (туроператоров) и различных фирм (турагентов), охватывающих все сегменты туристического рынка.

Все большее распространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей туристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издательства и другие предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть.

Сущность и виды международных транспортных операций

Транспортные связи - важная и непременная составляющая функционирования международных экономических отношений. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг на мировых рынках от поставщиков к потребителям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сливаясь с ним полностью. Вне транспортного обслуживания трудно себе представить процесс обращения товаров и услуг.

Транспортировка товаров и услуг как бы продолжает процесс производства. Затраты, на транспортировку созданной продукции добавляются к общим затратам данного товара и входят в себестоимость и цену. Они составляют дополнительные издержки обращения и выступают в качестве важного компонента цены. При этом доля транспортных затрат в цене может быть весьма существенной (до 30% себестоимости продукции). Поэтому успех внешнеторгового контракта я его экономическая эффективность в немалой степени зависят от того» как перевозится тот или иной груз, использованы ли для перевозки самые экономичные и быстроходные транспортные средства.

Транспортный фактор всегда рассматривался в качестве валяной предпосылки интенсификации мировой торговли. Великие географические открытия XVI-XVIII веков были непосредственно обусловлены ростом морского судоходства, что дало мощный толчок развитию мировой торговли. Овладев силами паровой и электрической энергии в XIX веке, человечество существенно усовершенствовало средства транспорта. Парохода, железные дороги сделали настоящую революцию на транспорте. Все это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию мирохозяйственных связей,

Международные хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды транспорта (за 6исключением морского) имеют прежде всего  внутрихозяйственные цели для своего функционирования.. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки, По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи-.

Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются:

1} темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;

2) научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств,

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осуществляется в двух направлениях: перевозки товарных грузов и перевозке пассажиров.

Среди всех видов транспорта самыми распространенным в международной торговле является .морской транспорт. Этот вид транспорта обеспечивает примерно 65% объема международных грузовых перевозок. Основной ассортимент перевозок составляют наливные и навалочные грузы, т.е. все те же топливно-сырьевые товары» составляющие около 40% объема морских перевозок. Остальные 604.. приходятся на генеральные грузы (готовая промышленная продукция, товары потребительского назначения, продовольствие),

На железнодорожный транспорте приходится примерно 15-17% объема международных перевозок. Он, как правило, используется для внутриконтинентальных перевозок. Если средняя протяженность морской внешнеторговой перевозки составляет 2500-3000 км, то железнодорожной ~ примерно 800-1100 км.

Информация о работе Международный рынок услуг