Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 17:44, лекция
Сущность и сегменты международного рынка услуг.
Особенности формирования и развития международного рынка услуг.
Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг.
Государственное регулирование международной торговли услуг.
Серьезным конкурентом морскому транспорту за последние 30—40 лет стая воздушный транспорт, Учитывая преимущества авиатранспорта в скорости перемещения, он стал лидером в международных пассажирских перевозках. Причем по мере внедрения скоростных и широкофюзеляжных самолетов провозная способность довольно резко увеличилась. Только за период 1985-1995 гг. объем перевозок в международном воздушном сообщении возрос более нем вдвое. Вместе с тем по себестоимости этот вид транспорта является одним из самых дорогостоящих, 11'озтому его доля в общем объеме мировых грузоперевозок едва превышает 6%,
Наименьшее значение в транспортном обслуживании внешнеэкономических связей занимают автомобильный и речной транспорт. На них в целом приходите а около 5% объема внешнеторговых грузовых перевозок. Эти виды транспорта более локальны, чем вышеназванные, в силу своей технической сущности. Если железные дороги обслуживают внутриконтинентальные перевозки, то автомобильные к речные пути обеспечивают передвижение грузов, как правило, между государствами-соседями. Средняя протяженность международного рейса автомобиля не превышает 600 км.. Следует также упомянуть немалую роль трубопроводного транспорта. Его назначение связано с систематической и бесперебойной доставкой нефти и нефтепродуктов, природного газа. Специфика этого вида обусловлена высокой стоимостью ввода в действие трубопроводов и низкой себестоимостью эксплуатации. Выделяя объемы перегоняемой через трубопроводы продукции, отметим немалую роль этого вида транспорта в структуре международных грузовых перевозок — 7—8%.
Организация международных перевозок
Процесс транспортировки грузов, которые
перемещаются на основе заключенных внешнеторговых
контрактов, состоит из трех участков
движений. Первый участок движения — транспортировка
груза по территорий страны отправителя:
от пункта от грузки товара до границы.
Второй участок движения — транспортировка
груза до территории другой страны: от
границы
страны — отправителя 'груза к границе
страны — получателя груза. Этот участок
называется - транзитным. Такого варианта
может не быть в случае, когда внешнеторговыми
контрагентами выступают страны-соседи,
имеющие общую граниту. В этом случае -транзитный
участок отсутствует. Третий участок движения
- транспортировка груза но территории
страны-получателя; от
границы до пункта назначения..
Содержание понятая «международные транспортные операции» включает несколько взаимосвязанных этапов.
1, Фрахт транспортного средства. Как правило, грузоотправители и грузополучателя не имеют собственных транспортных средств, поэтому должны их арендовать (фрахтовать), В процессе осуществления международных транспортных связей важное место занимает рынок фрахтовых услуг, Крупнейшие экспортеры на мировом рынке не обладают полным набором транспортных средств. Такие страны, как США, Германия» Франция, Китай и др. на .80 -90% объема морских перевозок используют посредничество фрахтовых компаний, В начале 90-х годов стоимость фрахтовых сделок в год составляли 118-125 млрд доля, Главными поставщикамS! фрахтовых услуг являются японские, панамские и либерийские компании.
2. Доставка груза до магистральных транспортных средств. Такие услуги прёдоставл«ют местные транспортные компании, которые главным образом поставляют автомобили для доставки экспортируемых грузов в порты отправления зарубежным получателям.
3. Осуществление самого
4. Перегрузка транспортируемых товаров на другие виды транспорта. По существу, речь идет о посреднических услугах. в транзитных перевозках и перевалке грузов с одного вида транспорта на. другой. При любой международной перевозке грузы многократно (иногда более 10 раз) последовательно переходят от одних перевозчиков к другим. Гораздо экономичнее осуществлять такую процедуру при посредничестве одной ой какой-нибудь фирмы, которая берет на себя комплекс услуг по перевалка грузов, хранению их в грузовых терминалах в промежутке времени между перевозкой одним транспортом, а потом другим. Здесь очень актуальным cтановится вопрос о а защите коммерческих интересов грузовладельцев. Ведь грузы во время длительной транспортировки фактически отчуждены от грузовладельцев и находятся в ведении перевозчиков, Следовательно, процесс транспортировки груза должен обязательно сопровождаться страхованием.. 5. Экспедиторские услуги. . Грузовладелец не может иметь своих представителей во всех пунктах, где осуществляются операции с его грузами. Поэтому, как правило, грузовладельцы используют услуги экспедиторских фирм.
Мировой рынок информации
Современная научно-техническая революция коренным образом изменила значение информации в общественном производстве. По мнению многих специалистов, экономическая роль государства в мире определяется теперь не количеством производимых станков, оборудования, стали и т.п., а объемом используемой информации и знаний.
В настоящее время деятельность любой фирмы немыслима без широкого изучения и использования различного вида информации. Информация оказывает влияние на рост производительности труда, применение новейших техники и технологии производства, сроки проектирования и строительства, качество товаров н услуг.
Следует отметить, что темпы роста средств информатики в последние годы значительно превышают темпы роста таких основных экономических показателей, как ВВП, объем промышленного производства и внешней торговли. Особенно быстро развивается программное обеспечение, которое является базой новой технологии в информационных системах (табл. 12.1).
Мировой рынок информационных услуг стал создаваться быстрыми темпами в конце 80-х годов, что было связано с ухудшением экономической ситуации, обострением конкурентной борьбы, усложнением структуры управления компаниями и производством в целом. Из таблицы видно, что все структурные элементы рынка услуг развиваются высокими темпами, но особенно быстро растут услуги, связанные с программным обеспечением.
В информационный рынок входит экономическая, правовая, медицинская, научная и другая информация для специалистов и массового потребителя.
Владельцами информации являются научно-исследовательские организации и институты, издательские организации, обладающие мощной финансовой и технической базой. Они занимаются сбором, обработкой, хранением и передачей информации на коммерческой основе посредникам и пользователям. В этой связи наиболее сложным вопросом для владельцев является выбор техники и методики обработки, хранения и поиска данных.
Объем производства средств информатики в мире
Средство информации |
Объем производства, млрд долл. |
Среднегодовые темпы прироста, % | ||
1986г. |
1990г. |
1995г. | ||
Оборудование Программное обеспечение Телекоммуникационные и компьютерные услуги |
224 84 85 |
353 174 107 |
621 433 143 |
12 20 6 |
Всего |
393 |
634 |
1197 |
13 |
Важную роль играет появление сетей ЭВМ, обеспечивающих сбор, хранение, обработку и передачу больших массивов информации.
Примерно 75% современного мирового рынка информационных услуг приходится на пять экономически наиболее развитых стран. При этом доля США составляет свыше 50%, что значительно больше их доли в мировой торговле традиционными товарами (12%). На втором месте стоит Япония, доля которой равна 10%.
Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации. Возрастанию роли обмена информацией способствовало решение ВТО о распространении режима либерализации на рынок телекоммуникаций в 1998 г.
Из всего вышесказанного следует вывод о том, что сфера услуг занимает значительное место в мировом хозяйстве, причем роль ее неукоснительно возрастает.
4. Государственное регулирование МТУ.
Защита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляется с помощью так называемых специфических обязательств. Последние представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке.
В целях регулирования государство может проводить следующие мероприятия:
• устанавливать максимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;
• регламентировать правила учреждения и деятельности иностранных компаний;
• ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;
• вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг;
• устанавливать предварительные тарифы, дискриминационные налоги и минимальные цены на импортные услуги;
• регламентировать правила перевода финансовых средств за границу,
• вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д.
Несмотря на значительный арсенал и дискриминационный характер мер, предпринимаемых для защиты внутреннего рынка услуг, на международном уровне, ранее на двусторонней основе, на современном этапе больше в рамках ГАТТ/ВТО, предпринимаются шаги по либерализации сферы услуг.
Либерализация МТТ началась еще в 1948 г с момента вступления в силу Генерального Соглашения по тарифам и торговле. Регулирование же и либерализация МТУ — явление новое. В январе 1995 г. вступило в действие Соглашение об учреждении ВТО. Среди принятых на Уругвайском раунде соглашений, образующих основы функционирования ВТО, было и Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС).
ГАТС содержит :
1) положения,
определяющие основные
2) приложение
о специальном статусе
3) списки
первоначальных взаимных
4) определяет
принципы использования
режима и режима наибольшего благоприятствования в
сфере МТУ.
Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг. В дополнение к нему 13 декабря 1997 г. в Женеве страны-члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. Оно вступило в силу с 1 марта 1999 г., после ратификации. Соглашение, подготовка которого велась в течение 6 лет, предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках. Пакт откроет доступ гигантским западным финансовым фирмам на рынки развивающихся стран.
Регулированием международной торговли услугами в рамках отдельных отраслей занимаются специализированные межправительственные организации, действующие под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), — это, например: ИКАО — организация международной гражданской авиации; ИМО — Международная морская организация; ВТО — Всемирная туристская организация. Так, ВТО устанавливает стандарты содержания гостиниц и ресторанов, а ИКАО унифицирует правила перелетов и эксплуатации воздушного транспорта и т.д.
Таким образом, международное сообщество предпринимает усилия, чтобы стимулировать еще больший рост МТУ, максимизировав при этом прибыльность данной сферы Мирового хозяйства.