Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является изучение денежно-кредитной системы как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- определить сущность денежно-кредитной системы и ее цели;
- рассмотреть механизм функционирования денежно-кредитной системы;
- выявить воздействие денежно-кредитной системы на реальный сектор экономики;
- определить направления по совершенствованию денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение
3
1.
Сущность, цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы

5
1.1
Сущность денежно-кредитной системы государства
5
1.2
Цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы
9
1.3
Типы денежных систем
11
2.
Национальный банк РБ и его роль в формировании денежно-кредитной системы страны

13
3.
Денежно-кредитная система страны и ее воздействие на реальный сектор экономики

16
3.1
Теоретическая основа трансмиссии
16
3.2
Воздействие на реальный сектор экономики денежно-кредитной системы

17
4.
Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта

22
4.1
Процесс становления денежно-кредитной политики в РБ
22
4.2
Основные направления по совершенствованию денежно-кредитной системы страны

23
4.3
Основные показатели эффективности проведения ДКП за 2009 – 2011 гг.
27

Заключение
32

Список используемых источников
34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

Итак, кредитно-финансовые институты подразделяются на:

-центральные банки;

-коммерческие банки;

-специализированные кредитно-финансовые институты.

Центральные банки - это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место и являются, как правило, государственными учреждениями.

Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов[24, c.269].

Выделяют несколько их функций:

-аккумулирование бессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных на эти банки.

-предоставление кредитов предпринимателям.

Особая заслуга коммерческих банков также состоит в осуществлении расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские и небанковские организации, специализирующиеся на определенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются на кредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании - на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).

Кредитные организации возникли в XIX веке. Длительное время они играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам, однако их роль резко возросла в странах с рыночной экономикой после Второй Мировой войны. Что объясняется, с одной стороны, усилением значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой - проникновением их в сферу действия коммерческих банков. Например, пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия и которые являются на Западе одним из крупнейших покупателей ценных бумаг.

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

Инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.

Обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной сфере благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.

Существуют различные типы сберегательных учреждений:

а) сберегательные банки и кассы;

б)взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США);

в) доверительно-сберегательные банки (в Великобритании);

г) ссудно-сберегательные ассоциации (Соединенные Штаты);

д) кредитные кооперативы (союзы, ассоциации) и другие.

Страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств - продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.

Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности - банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.

Инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал [24, c. 272].

Таким образом, денежно-кредитная система состоит, во-первых, из банковской системы, имеющей обычно два уровня:

-центральный банк;

-коммерческие банки.

Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):

-Казначейство;

-12 окружных федеральные резервных банков;

-5000 банков-членов.

И, во-вторых, кредитная система состоит из кредитно-финансовых институтов, занимающих третий и четвертый ее этажи.

Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутри данной структуры создает возможности для ее широкого использования, позволяет своевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-денежных рычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему. Из чего следует комплексный характер кредитной политики.

 

    1. Цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы

 

Денежно-кредитная политика — важнейший элемент современной макроэкономической политики и представляет собой совокупность мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей (укрепление денежной единицы, стабилизация цен и темпов экономического роста и пр.). Денежно-кредитная политика — политика правительства и центрального банка страны, направленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.

Конечные цели денежно-кредитной системы: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной системы является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной системы реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка.

Достижение основных целей денежно-кредитной системы осуществляется посредством общих и селективных инструментов. Общие инструменты кредитно-денежной системы влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной системы регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.[ 8, c.452].

Общими инструментами регулирования выступают:

1. Учетная политика. Одна  из функций центрального банка — предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у центрального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокращению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денежного предложения. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

2. Проведение операций  на открытом рынке. В настоящее  время основным инструментом  регулирования денежного предложения в развитых странах являются операции на открытом рынке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке — покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, возможности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

3. Установление норм, обязательных  резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков — денежный капитал, конторы й может быть отдан в кредит. Обязательные резервы коммерческих банков — часть резервов, которую коммерческие банки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммерческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов — процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия денежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платежных обязательств, а во-вторых, являются инструментом центрального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков — резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы [8, c.473].

Селективными методами регулирования являются:

1. Контроль по отдельным  видам кредитов. Этот контроль  часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.

2. Регулирование риска  и ликвидности банковских предприятий. Существует множество правительственных  положений, регулирующих операционную  деятельность банков. Основное внимание  в этих положениях уделяется  риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

3. Предписываемая законом  маржа. Фондовая биржа — необходимый  институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставляет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потребительского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже используют предписываемую законом маржу. Маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая оплачивается из собственных средств покупателя. Маржа повышается, когда желательно ограничить спекулятивную скупку акций, и понижается — для оживления рынка.

4. Увещевания. Руководящие  кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

 

    1. Типы денежных систем

 

С учетом природы используемых денег выделяют две системы денежного обращения [25, c.432]:

а) систему металлического обращения;

б) систему кредитно- бумажных денег.

Система металлического обращения базируется на исполнении в качестве денег благородных металлов. Если роль денег одновременно закреплялась за золотом и серебром, то приходилось иметь дело с биметаллизмом. Монометаллизм – денежная система, при которой только один благородный металл выступает в роли всеобщего эквивалента. Истории известны золотой и серебряный монометаллизм. В эволюции золотого металлического обращения в свою очередь выделяются золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный стандарт.

Надо признать, что система металлического обращения уже осталась в прошлом. Нынешние национальные денежные системы по своей природе имеют кредитно-бумажный характер.

Система кредитно- бумажных денег. Такая система характеризуется следующими основными чертами:

-золото окончательно  уходит из денежного оборота;

-государство монополизирует функцию регулирования денежного хозяйства;

-основу для выпуска денег в обращение образуют кредитные операции банков;

-доминирует безналичный  денежный оборот.

Бумажные деньги – это декретные наличные деньги, т.е. искусственно наделенные государством силой платежного средства. В рамках современных денежных систем бумажные деньги вытесняются безналичными деньгами и так называемыми «электронными деньгами».  Такие изменения свидетельствуют о стремлении рационализировать денежное обращение, избежать непроизводительных затрат.

Современные деньги имеют кредитный характер. По форме они могут быть наличными и безналичными кредитными деньгами.

Раскрывая кредитную природу современных денег можно выделить два важных момента:

а) современные деньги есть своеобразное долговое обязательство того субъекта, который выпустил их в обращение. Это – денежное требование по адресу эмитента.

б) современные деньги поступают в каналы обращения прежде всего в процессе совершения кредитных операций. это означает, что в современных условиях между деньгами и кредитом, между денежными и кредитными отношениями существует тесное взаимодействие.

Кредитные деньги, возникая и совершая свое движение по определенному маршруту, отражают активность хозяйствующих субъектов. По своему происхождению современная денежная система немыслима без кредитных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Национальный  банк РБ и его роль в формировании  денежно-кредитной системы страны

 

Национальный банк — центральный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь [1].  

Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

Информация о работе Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта