Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение денежно-кредитной системы как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- определить сущность денежно-кредитной системы и ее цели;
- рассмотреть механизм функционирования денежно-кредитной системы;
- выявить воздействие денежно-кредитной системы на реальный сектор экономики;
- определить направления по совершенствованию денежно-кредитной системы.
Введение
3
1.
Сущность, цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы
5
1.1
Сущность денежно-кредитной системы государства
5
1.2
Цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы
9
1.3
Типы денежных систем
11
2.
Национальный банк РБ и его роль в формировании денежно-кредитной системы страны
13
3.
Денежно-кредитная система страны и ее воздействие на реальный сектор экономики
16
3.1
Теоретическая основа трансмиссии
16
3.2
Воздействие на реальный сектор экономики денежно-кредитной системы
17
4.
Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта
22
4.1
Процесс становления денежно-кредитной политики в РБ
22
4.2
Основные направления по совершенствованию денежно-кредитной системы страны
23
4.3
Основные показатели эффективности проведения ДКП за 2009 – 2011 гг.
27
Заключение
32
Список используемых источников
34
-утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
-назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
-определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
-утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения центральных органов Национального банка — город Минск.
Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.
Национальный банк Республики Беларусь самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставленных ему настоящим Законом, другими законами Республики Беларусь, постановлениями Верховного Совета Республики Беларусь и своим Уставом. Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка Республики Беларусь, осуществляемую в рамках его полномочий. Национальный банк Республики Беларусь ежегодно до 1 ноября представляет в Верховный Совет Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год, а также ежеквартально информирует Верховный Совет Республики Беларусь о состоянии денежной эмиссии. Верховный Совет Республики Беларусь обсуждает Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год и принимает постановление, в котором высказываются рекомендации Национальному банку Республики Беларусь[1].
Национальный банк Республики Беларусь имеет уставный, резервный и другие фонды, которые служат обеспечением его обязательств, создает иные фонды различного назначения. Виды, размеры, порядок образования и использования фондов регулируются Уставом Национального банка Республики Беларусь. Высшим органом руководства Национального банка Республики Беларусь является Правление Национального банка Республики Беларусь. Председатель Правления избирается Верховным Советом Республики Беларусь по представлению Президента Республики Беларусь сроком на шесть лет. Члены Правления избираются Верховным Советом Республики Беларусь по представлению Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь. Кроме этого, в состав членов Правления избирается по одному представителю Верховного Совета Республики Беларусь и Кабинета Министров Республики Беларусь, кандидатуры которых предлагаются соответствующими органами.
Основными целями деятельности Национального банка являются [26, c.481]:
-защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
-развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
-обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Роль Национального банка предопределяется функциями которые он выполняет.
Национальный банк выполняет следующие функции:
-разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
-осуществляет эмиссию денег;
-регулирует денежное обращение;
-регулирует кредитные отношения;
-является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
-осуществляет валютное регулирование;
-организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
-выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
-осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
-организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
-консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
-осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
-осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
-устанавливает порядок осуществления банковских операций;
-регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
-разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
-определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
-осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
-организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
-принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса Республики Беларусь;
-создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;
-устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
-организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
-осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
-заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств.
3Денежно-кредитная система страны и ее воздействие на реальный сектор экономики
3.1Теоретическая основа трансмиссии
Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики впервые появился в кейнсианском анализе. Трансмиссионным или передаточным механизмом (transmission mechanism of monetary policy) Кейнс назвал систему переменных, через которую предложение денег влияет на экономическую активность. Последователи Кейнса изучают влияние денежного предложения на экономическую деятельность с помощью структурных моделей, отражающих функционирование экономики, в виде системы уравнений, которые описывают поведение фирм и потребителей в различных секторах национального хозяйства. Эти уравнения характеризуют каналы, по которым осуществляется воздействие денежно-кредитной политики. В рамках монетаристского анализа исследователи не ставят себе задачу показать, посредством чего денежное предложение влияет на экономику. Эффекты денежно-кредитной политики изучаются путем проверки тесноты связи изменений предложения денег и валового выпуска (или совокупных расходов). Опираясь на сокращенный способ доказательства, монетаризм рассматривает экономику как «черный ящик», внутри которого проходят неизвестные процессы. Таким образом, в монетаристской теории трансмиссионный механизм как таковой отсутствует. С течением времени экономисты перестали рассматривать денежное предложение в качестве главной детерминанты макроэкономических изменений, включая цены. Место денежного таргетирования стало постепенно занимать прямое таргетирование инфляции. По этой причине в настоящее время трансмиссия денежно-кредитной политики определяется как механизм, посредством которого применение инструментов центрального банка влияет на экономику в целом и инфляцию в частности [12, c.58-72].
Структура трансмиссионного механизма состоит из каналов, которые представляют собой своеобразные цепочки макроэкономических переменных, по которым передается импульс изменений, генерируемый денежными властями посредством инструментов денежно-кредитной политики. В экономической литературе нет единства по поводу структуры трансмиссионного механизма и набора входящих в него каналов. Тем не менее, можно выделить две характерные черты, присущие всем теориям трансмиссии. Первая черта касается способности центрального банка регулировать предложение финансовых активов, по которым не существует субститутов, «внешних денег», как их иногда называют. Проводя операции на открытом рынке, денежные власти оказывают влияние на ликвидность банковской системы и процентные ставки, что позволяет контролировать цены на широкий спектр финансовых активов, как внутренних, так и иностранных. Вторая общая черта теорий трансмиссии - номинальные жесткости в национальной экономике, которые препятствуют моментальной корректировке цен. В качестве основных номинальных жесткостей выступают «липкие» товарные цены, негибкая заработная плата и несовершенства финансового сектора, ограничивающие доступ домохозяйств на финансовые рынки страны. Главными причинами «липких» цен и негибкой заработной платы выступают неявные и явные контракты, «замедленные издержки» и «перегиб кривой спроса», а источником несовершенств финансового сектора - неспособность домохозяйств немедленно корректировать структуру своих сбережений в ответ на экономические шоки [14,c.33-40].
3.2Воздействие на реальный сектор экономики денежно-кредитной системы
Современные социально-экономические преобразования в Белоруссии, ориентированные на создание эффективно функционирующего хозяйственного механизма, выдвигают в качестве одной из задач изучение и использование всех возможностей трансмиссионного механизма как его подсистемы, посредством которой в экономике обеспечивается воздействие проводимой монетарной политики на реальный сектор экономики.
Объем денежной массы, интенсифицируя или деформируя взаимодействия между субъектами рыночной экономики, оказывает значительное влияние на эффективность хозяйственных процессов. Требование оптимальности количества денег в обращении, а также возможности при помощи применения инструментов денежно-кредитного регулирования отслеживать их воздействие на реальный сектор экономики обуславливает необходимость изучения функционирования трансмиссионного механизма как подсистемы хозяйственного механизма. Анализ роли трансмиссионного механизма в экономической системе предполагает рассмотрение хозяйственного механизма общества, как механизма более высокого порядка, включающегося в себя, в том числе, и трансмиссионный.
Хозяйственный механизм в общем виде можно представить как «совокупность и взаимодействие экономических структур, институтов, принципов, форм и методов хозяйствования, посредством которых осуществляется согласование общественных, групповых и частных интересов и обеспечивается функционирование экономической системы» [13, c.20]. Хозяйственный механизм – многоуровневая структура. Исследователи в рамках процессуального подхода выделяют различные самостоятельные механизмы, обеспечивающие реализацию принятой обществом и хозяйством стратегии и цели. Таким образом, хозяйственный механизм состоит из совокупности механизмов, то есть подмеханизмов, которые, с одной стороны, отражают функционирование экономической системы в более конкретных, «узких» областях и тем самым предопределяют условия и направления деятельности всего хозяйственного механизма, а с другой – испытывают на себе его воздействие.
В сложном хозяйственном механизме, который является средой хозяйствования человеческого общества, его центрообразующей структурой, существует механизм, передающий изменение денежных параметров в реальный сектор экономики. Поэтому можно рассмотреть его отдельно в структуре хозяйственного механизма, обозначив, как трансмиссионный.
Учитывая то, что любой механизм можно определить как «систему движений и событий, а также устройство или приспособление, в котором или посредством которого они совершаются» [6, c.35-38], можно трактовать трансмиссионный механизм как «определенную последовательность движений, посредством которых осуществляется воздействие проводимых мер денежно-кредитной политики на национальную экономику страны».
В широком смысле денежный передаточный механизм работает на трех стадиях. На первой стадии Центральный банк, выбрав ориентир проводимой денежно-кредитной политики, регулирует предложение денежной массы, используя конкретные инструменты (операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, политика обязательных резервов). Это приводит к изменениям в финансовой конъюнктуре, что сказывается на рыночных процентных ставках, валютном курсе, ценах на активы и условиях кредитования. На второй стадии описанные процессы ведут к изменениям в совокупном спросе, предъявляемым субъектами экономики. Наконец, в процессе третьей стадии изменяется выпуск продукции, наблюдается корректировка темпов экономического роста (рис. 3.1).
Рис. 3.1Влияние денежной трансмиссии на реальный сектор экономики
Структура трансмиссионного механизма состоит из каналов, представляющих собой своеобразные цепочки макроэкономических переменных, по которым передаются изменения в денежно-кредитной политике, влияющие на реальный сектор экономики. Наиболее известны и исследованы следующие каналы трансмиссионного механизма: кредитный, канал процентных ставок, канал валютного курса.