Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является изучение денежно-кредитной системы как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- определить сущность денежно-кредитной системы и ее цели;
- рассмотреть механизм функционирования денежно-кредитной системы;
- выявить воздействие денежно-кредитной системы на реальный сектор экономики;
- определить направления по совершенствованию денежно-кредитной системы.

Содержание

Введение
3
1.
Сущность, цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы

5
1.1
Сущность денежно-кредитной системы государства
5
1.2
Цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы
9
1.3
Типы денежных систем
11
2.
Национальный банк РБ и его роль в формировании денежно-кредитной системы страны

13
3.
Денежно-кредитная система страны и ее воздействие на реальный сектор экономики

16
3.1
Теоретическая основа трансмиссии
16
3.2
Воздействие на реальный сектор экономики денежно-кредитной системы

17
4.
Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта

22
4.1
Процесс становления денежно-кредитной политики в РБ
22
4.2
Основные направления по совершенствованию денежно-кредитной системы страны

23
4.3
Основные показатели эффективности проведения ДКП за 2009 – 2011 гг.
27

Заключение
32

Список используемых источников
34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

В 2011-2012 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.

Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

Применение и развитие инструментов денежно–кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.

Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2012 год уровня инфляции к концу 2012 года ставка рефинансирования может составить 8 — 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 процентов годовых.

Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков [9, c.14].

Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.

Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

 В 2011-12 году параметры денежно–кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 — 26 процентов, рублевой денежной массы — 27 — 29 процентов, широкой денежной массы — 25 — 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей.

Реализация мер денежно–кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе — до 26,7 процента[4].

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.

Денежно–кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011-2012 года. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.

Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

Развитие банковского сектора будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. При формировании условий деятельности банков, прежде всего контролируемых государством, возрастет роль рыночных механизмов, что потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления в этих банках.

Предпринимаемые шаги положительным образом скажутся на устойчивости банковского сектора, а также позволят повысить эффективность регулирования деятельности банков.

Ожидается, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2011-2012 года важнейшие показатели финансовой устойчивости банковского сектора будут характеризоваться общей позитивной динамикой.

За 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15 — 21 процент. Доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов.

Масштабы кредитных операций банковского сектора будут определяться платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширится доступ к кредитованию частного сектора экономики.

Прирост активов банков сложится на уровне 21 — 22 процентов, что составит 72 процента к ВВП. Требования банков к экономике возрастут на 24 — 25 процентов и достигнут 58 процентов к ВВП.

 Национальный банк  продолжит проводить мероприятия, направленные на дальнейшую либерализацию  валютного законодательства, совершенствование  деятельности банков в сфере  предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и  финансирования террористической деятельности[4].

 В 2011 году в целях  формирования стабильного конкурентоспособного  и ликвидного финансового рынка  продолжится работа по совершенствованию  уже существующих и созданию  новых инструментов и механизмов  привлечения внешних и внутренних инвестиций.

 Развитие национальной  платежной системы будет направлено  на дальнейшее повышение ее  эффективности, надежности и безопасности. В 2011-2012 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно–технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой[20, c. 41-43].

В 2012 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами — участниками Содружества Независимых Государств.

 Продолжится взаимодействие  Национального банка и банковского  сектора Республики Беларусь  с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

 В 2011-2012 году денежно–кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста.

Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.

Таким образом, можно выделить основные меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны [21, c.5-7]:

-обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;

-постепенный переход в рамках привязки к корзине иностранных валют к более гибкому формированию обменного курса по мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов;

-формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны;

-совершенствование системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы;

-поддержание процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

-необходимо обеспечить внедрение Международных стандартов финансовой отчетности не только в банковской системе, но и в экономике в целом.

-следует последовательно проводить политику ужесточения бюджетных ограничений для предприятий всех отраслей.

-очень важно обеспечить развитие системы банковских услуг, включая их качество и разнообразие.

 

4. 3  Изменения денежно-кредитной политики РБ за 2008-2011гг.

 

В январе – июне 2008 г. макроэкономическая ситуация в стране по  сравнению с аналогичным периодом 2007 года характеризовалась поддержанием  высоких темпов экономического роста, сохранением высокой инвестиционной  активности в большинстве отраслей экономики, ростом реальных денежных  доходов населения, а также ускорением инфляционных  процессов,  существенным отрицательным сальдо внешнеторговых операций. В первом полугодии 2008 г. монетарная политика проводилась в  соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики   Республики  Беларусь  на 2008 год,  утвержденными  Указом  Президента  Республики Беларусь от 30 декабря 2007 г. № 687 (Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 5, 1/9276). Курсовая политика. Официальный курс белорусского рубля к доллару  США на 1 июля 2008 г. составил 2 125 рублей за 1 доллар США и с начала  2008 года укрепился на 1,2 процента.  Началось ускорение инфляции, 2008 -2009 г увеличилась более чем в 2 раза (с 6,6 до 13,3% в год). Ставка рефинансирования Национального банка практически не менялась в номинальном выражении, в реальном (впервыес 1999 г.) - она стала отрицательной. Белорусские банки начали увеличивать ставки по кредитам, что отрицательно сказывалось на состоянии реального сектора экономики. В связи с этим Национальный банк ввел ограничительную маржу на кредитные ставки к уровню ставки рефинансирования (в настоящее время данная мера отменена). Начался медленный процесс обратной долларизации экономики. Соответствующий коэффициент после снижения в течение шести  лет  начал возрастать[28,с.123] .

Со 2 января 2009 года Национальный банк Республики Беларусь перешёл к механизму привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, одновременно девальвировав его на 20,5 % по отношению к доллару США.

Курсы изменились таким образом (в скобках для сравнения — на 1 января):

1 доллар США — 2650 (2200)

1 евро — 3703 (3077,14)

1 российский рубль — 90,16 (76,89)

1 украинская гривна — 329,19 (273,29)

По состоянию на 1 марта 2008 года, международные резервные активы Белоруссии, рассчитанные по методике МВФ, составили $4 млрд 352,9 млн, увеличившись с начала года на 4,1 %. Международные резервные активы в национальном определении увеличились за этот же период на 9,1 %, до $5 млрд 446,6 млн.

Инфляция в январе-апреле 2010 года 3,1 % (6,5 % за аналогичный период 2009 года)[28.c.25]

Объём чистой покупки иностранной валюты субъектами хозяйствования — резидентами в январе—марте 2010 составил 1 млрд. 497,1 млн долларов США (значительно выше, чем за аналогичный период 2009 года — 955,4 млн долларов США)

Для 2011 года характерно резкое ослабление курса национальной валюты.

 Среди основных причин  возникновения ряда трудностей  во внешнеэкономической сфере  и на валютном рынке Белоруссии следует выделить следующие:

-Во-первых, рост внешних  цен на ресурсы и прежде  всего на энергоносители. Республика  Беларусь имеет открытую экономику, у которой внешнеэкономический  оборот существенно превышает  объем ВВП. Во многом это обусловлено отсутствием в стране значительных запасов ресурсов и в первую очередь энергоносителей, которые приходится импортировать при непрерывно возрастающих ценах.

-Во-вторых, в 2011 году негативным  фактом стал ажиотажный импорт  автомобилей, возникший на фоне  объявленного вступления в силу с 1 июля 2011 года соглашений по Таможенному союзу трех стран — России, Казахстана и Белоруссии.

-В-третьих, высокий уровень  инвестиций, направленных для ускоренного  роста производства. В среднем  за 2006–2010 годы доля накоплений в используемом ВВП составляла более 37%. Это позволило в 2010 году произвести ВВП, превышающий на 42% его объем в 2005 году. За прошедшее пятилетие выпуск промышленной продукции увеличился на 47%. Происходило технологическое обновление экономики.

-В-четвертых, масштабное кредитование экономики — для поддержания высоких темпов ее роста на основе увеличения внутреннего спроса. Например, в 2010 году удельный вес кредитов банков в источниках финансирования инвестиций в основной капитал достиг 32% и увеличился по сравнению с 2005 годом в два раза. В целом за 2006–2010 годы внутренний спрос — потребление плюс накопление, — сформированный за счет всех источников, в том числе и эмиссионных, превысил почти на 8% произведенный ВВП. Понятно, что данное превышение было покрыто импортируемыми товарами и услугами.

Информация о работе Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта