Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:02, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение денежно-кредитной системы как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы предопределяются целью, и состоят в том что бы:
- определить сущность денежно-кредитной системы и ее цели;
- рассмотреть механизм функционирования денежно-кредитной системы;
- выявить воздействие денежно-кредитной системы на реальный сектор экономики;
- определить направления по совершенствованию денежно-кредитной системы.
Введение
3
1.
Сущность, цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы
5
1.1
Сущность денежно-кредитной системы государства
5
1.2
Цели и механизм функционирования денежно-кредитной системы
9
1.3
Типы денежных систем
11
2.
Национальный банк РБ и его роль в формировании денежно-кредитной системы страны
13
3.
Денежно-кредитная система страны и ее воздействие на реальный сектор экономики
16
3.1
Теоретическая основа трансмиссии
16
3.2
Воздействие на реальный сектор экономики денежно-кредитной системы
17
4.
Меры по совершенствованию денежно-кредитной системы страны с учетом мирового опыта
22
4.1
Процесс становления денежно-кредитной политики в РБ
22
4.2
Основные направления по совершенствованию денежно-кредитной системы страны
23
4.3
Основные показатели эффективности проведения ДКП за 2009 – 2011 гг.
27
Заключение
32
Список используемых источников
34
Все это отразилось на внешнеторговом балансе страны, дефицит которого нарастал, достигнув в 2010 году 13,6% ВВП, но не компенсировался поступлениями внешних средств. Соответственно возрастал спрос на валютном рынке при отставании роста предложения валюты, то есть увеличивался ее дефицит. Результатом и стало произошедшее ослабление белорусского рубля.
С начала 2011 года официальный обменный курс белорусского рубля снизился ко всем валютам, входящим в состав корзины валют, в том числе к доллару США - на 183,3 процента до 8 500 рублей за 1 доллар США, к российскому рублю - на 188,5 процента до 284 рублей за 1 российский рубль, к евро - на 203,1 процента до 12 040 рублей за 1 евро. В сентябре 2011 г. индекс реального эффективного курса белорусского рубля по сравнению с сентябрем 2010 г. снизился на 6,1 процента, по отношению к декабрю 2010 г. - на 7,3 процента, реальный курс белорусского рубля к доллару США - на 2,5 и 5,4 процента, к российскому рублю – на 6,4 и 7,5 процента, к евро – на 7,5 и 8,3 процента соответственно.[30]
Курсы Br с мая по декабрь 2011г.
Дата
Валюта |
1.05.11 |
1.06.11 |
1.07.11 |
1.08.11 |
1.09.11 |
1.10.11 |
1.11.11 |
1.12.11 |
1 доллар США |
3 013 |
4 970 |
4 945 |
4 958 |
5107 |
5640 |
8450 |
8590 |
1 евро |
4471.89 |
7159.2 |
7168.27 |
7084.98 |
7373.49 |
7626.41 |
11850 |
11410 |
1 рос-сийский рубль |
109.55 |
177.62 |
177.41 |
179.12 |
176.54 |
175.65 |
281 |
271 |
Вместе с тем целесообразно назвать первые положительные результаты принятых экономических и монетарных мер. Поступление в страну валютной выручки за семь месяцев 2011 года возросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти на 60%. При этом за май–июль 2011 года иностранной валюты поступило на 1,1 млрд долларов больше, чем израсходовано. Тем самым постепенно формируется экономическая основа для стабилизации валютного рынка и обменного курса белорусского рубля.
Ставка рефинансирования
в размере 10,5% годовых, установленная
в конце 2010 года, была сопоставима
с уровнем инфляции за
Что касается текущего уровня ставки рефинансирования, то на данный момент она ниже сложившейся инфляции. Однако Национальный банк в сложившейся экономической ситуации, с учетом, кстати, мировой практики центральных банков, придерживается взвешенного подхода при повышении ставки рефинансирования. Учитываются интересы как вкладчиков, так и кредитных заемщиков. Постепенное повышение ставки рефинансирования, с одной стороны, увеличивает доходность по вкладам в белорусских рублях, усиливая их защиту от инфляции, а с другой — предоставляет кредитным заемщикам время для адаптации к новым экономическим условиям. Кроме того, такой подход позволяет уменьшить риски в части проблемных кредитов.
Ужесточение денежно-кредитной политики, в том числе поэтапное повышение ставки рефинансирования, которое происходит в настоящее время (12.12.2011-45% ;Постановление Нацбанка от 06.12.2011 № 564), вероятнее всего, будет продолжено. При этом величина изменения ставки будет во многом определяться развитием экономической ситуации, эффективностью всего комплекса задействованных монетарных и общеэкономических мер по снижению инфляции и стабилизации валютного рынка.
Важно не только установить единый обменный курс белорусского рубля на всех сегментах внутреннего валютного рынка, но и обеспечить его дальнейшую стабильность на основе устойчивого развития всех секторов экономики страны. А это системная задача, которая сейчас интенсивно решается согласованными действиями в общегосударственном масштабе.
Кроме того, важно подчеркнуть, что будет продолжена активная процентная и жесткая эмиссионная политика, которая, как известно, существенно воздействует на сбалансированность всех сегментов валютного рынка, включая и биржевые торги.
Поэтому правительство и Национальный банк намерены обеспечить достижение ценовой стабильности в 2012 году всеми мерами экономической и монетарной политики.
В частности, в 2012 году все инструменты денежно-кредитной политики будут направлены на снижение инфляции и обеспечение устойчивости обменного курса национальной валюты. При этом обменный курс белорусского рубля предполагается формировать исходя из спроса и предложения иностранной валюты при минимальном участии Национального банка. Кредитная эмиссия будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием общепринятых в мировой практике инструментов регулирования ликвидности банков. Усилится роль процентной политики, ориентированной на поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне.
Что касается изменения режима денежно-кредитной политики на инфляционное таргетирование, то в настоящее время пока отсутствуют необходимые экономические, организационные и институциональные условия. Требуется время для выполнения мероприятий, направленных на усиление рыночных институтов, либерализацию цен и других экономических условий, снижение монополизации. Предполагаются более жесткие ограничения в бюджетной политике, в том числе недопущение превышения размеров дефицита бюджета, согласованного с целью по инфляции, и существенное сокращение государственной поддержки неэффективных предприятий.
В части целевых установок по уровню инфляции на 2011 и 2012 годы в настоящее время правительством Республики Беларусь совместно с Национальным банком проводится работа по их оценке в рамках разработки прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год.
В силу сохранения высокой открытости экономики Белоруссии — а в первом полугодии 2011 года ее внешнеэкономический оборот составлял более 160%, — это может сказаться на реализации планов РБ, послужив в первую очередь фактором для сдерживания нашего экономического развития.
Поэтому нужно быть готовыми к реализации различных мировых сценариев и принять все необходимые меры для снижения негативных последствий внешних рисков. Думаю, что ключ к успеху лежит в области ускоренного проведения в стране мероприятий по модернизации, повышению эффективности и конкурентоспособности белорусской экономики[29,c.537].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрена денежно-кредитная система Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.
В последние годы особенностью денежно-кредитной политики Республики Беларусь была нацеленность на преодоление негативных явлений и стабилизацию национальной денежной единицы. Несмотря на определенные успехи, в денежно-кредитной сфере существуют и проблемы. Их можно сгруппировать в четыре блока:
Во-первых, это проблемы, возникшие из-за того, что стабилизация белорусского рубля до сих пор в значительной степени связывалась с факторами чисто денежного характера.
Во-вторых, проблемы связанные с возросшей сложностью и масштабностью решаемых задач. К ним относятся достижение международных стандартов в области гарантий надежности банковской системы, повышение качества банковских услуг и технологического потенциала банков, обеспечение устойчивой стабильности денежной системы.
В-третьих, недостаточный финансовый потенциал банковской системы.
Важно также выделить следующие аспекты, которым необходимо уделить особое внимание:
-обеспечение прозрачности денежно-кредитной политики и повышения доверия к ней;
-взаимодействие денежно-кредитной, фискальной и социально-экономической политики для формирования наиболее благоприятных условий социально-экономического развития;
-использование современных экономико-математических методов и моделей для обработки, анализа и прогнозирования тенденций в денежно-кредитной сфере и оценки их влияния на реальный сектор экономики;
-совершенствование институциональной и функциональной структуры банков;
-совершенствование принципов и инструментов банковского надзора на основе внедрения международных стандартов;
-операционная надежность, эффективность и безопасность платежной системы;
-развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек;
-управление финансовыми рисками;
-развитие и совершенствование правовой базы банковской деятельности.
Решение вышеуказанных проблем создаст условия для повышения эффективности монетарной политики, проводимой Национальным банком.
К основным тенденциям в области денежно-кредитной политики Республики Беларусь можно отнести следующие:
-повышение роли денежно-кредитной политики в обеспечении внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;
-ориентация политики обменного курса белорусского рубля на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов;
-использование показателей внешней торговли при формировании валютного курса белорусского рубля;
-повышение роли показателей темпов наращивания денежного предложения в белорусских рублях;
-проведение Национальным банком операций на открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностранной валютой, с целью регулирования текущей ликвидности банков;
-проведение политики снижения норматива резервных требований к привлеченным банками депозитам;
-увеличение золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования в целях обеспечения внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;
-отказ от установления индивидуальных нормативов деятельности банков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Банковский кодекс РБ от 25 октября 2000 г. №441-3
Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года
Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года
2 Закон Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. "О республиканском бюджете на 2011 год"
3 Программа социально- экономического развития на 2006-2010 годы (проект, принятый на Всенародном собрании Республики Беларусь)
4 Указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 г. № 597* Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год
5 Концепция развития банковской системы республики Беларусь на 2001-2010 гг.-Режим доступа: http://www.nbrb.by.-Дата доступа 20.11.2011.
6 Бриштелев А. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь//Банковский вестник. 2004. №31. с.35-38
7 Бриштелев А. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь//Банковский вестник. 2009. №1. с.26-31
8 Деньги, кредит, банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 527 с.
9 Калечиц С. Выбор целевого ориентира денежно-кредитной политики Республики Беларусь//Банковский вестник. 2008. №1. с. 14-15
10 Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: уч. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ Б.Т. Кузнецов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-463с.
11 Лобанов А. Калечиц С. Механизм обеспечения стабильности национальной валюты//Банковский вестник. 2008. №34. с. 8-11
12 Макроэкономика: социально-ориентированный подход: учеб. пособие / под ред. Э.А. Лутохиной. - Минск: Тесей, 2003. - С. 181-193.
13 Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев [и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П.Гурко. - 2-е изд., перераб. - Минск: БГЭУ, 2000. -С. 135-168.
14 Макроэкономика: учеб. пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Минск: Новое знание, 2002. - С. 113 - 129.
15 Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий ; под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2004. - С. 238 - 302.
16 Моисеев С.Р. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики/ Бизнес и банки.-2006.-№45.-с.1-5.
17 Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович и др.; Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 844 с.
18 Организация деятельности Центрального банка: Учеб. метод. пособие/ И.Н. Тищенко. – Мн.: БГЭУ, 2003 – 39 с.