Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и прогнозирование государственной торговли в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить государственные торговые предприятия и их роль в экономике.
2. Проанализировать результаты работы государственного торгового предприятия УП «Универмаг Беларусь».
3. Изучить основные направления развития УП «Универмаг Беларусь».
Рисунок 2.2 - Источники прибыли УП «Универмаг Беларусь»
Таким образом, Унитарное коммунальное предприятие «Универмаг Беларусь» является одним из крупнейших универмагов г. Минска. В своей деятельности предприятие УП «Универмаг Беларусь» подведомственно Главному управлению потребительского рынка Мингорисполкома. Имущество предприятия находится в коммунальной собственности г. Минска, право собственника, которого осуществляет Минский городской совет депутатов в лице минского городского исполнительного комитета. Форма собственности предприятия – государственная.
Общий объем товарооборота в действующих ценах в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,8%, а розничный товарооборот в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрос на 17,1%. Доходы от реализации товаров в 2010 году составили 17136 млн. р., а в 2011году-19159 млн. р., что на 2423 млн. р. больше. Расходы на реализацию товаров увеличились в абсолютном размере на 2095 млн. р. а их уровень уменьшился на 0,2%. Уровень прибыли от реализации остался на прежнем уровне и в 2011 году был равен 2,2%.
Абсолютный размер прибыли за отчетный период увеличился с 922 млн. р. до 1194 млн. р., ее уровень увеличился с 1% до 1,1%.
Основной тенденцией развития розничной торговли должно стать ее динамичное развитие и увеличение доли отрасли в ВВП.
Рост благосостояния населения повлечет ряд структурных преобразований, в первую очередь, смещение потребительского спроса в сторону непродовольственных товаров. Увеличится потребление сложно-бытовой техники, мебели, теле- радиотоваров, строительных материалов, одежды и обуви, товаров для спорта и отдыха, ювелирных изделий и других.
Улучшится также структура питания населения за счет увеличения потребления на душу населения более ценных в биологическом отношении продуктов (овощей, фруктов, ягод, рыбы и рыбопродуктов и других продуктов).
Торговая сеть будет расширяться за счет реконструкции, а также строительства торговых объектов по следующим основным направлениям:
укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров, формирование крупных розничных торговых структур, работающих по технологии торговых сетей;
размещение в жилых кварталах городов магазинов шаговой доступности, применение понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы при использовании под объекты торговли нежилых помещений первых этажей зданий.
В зонах размещения торговых объектов предусматривается приоритетное выделение земельных участков для организации достаточного количества парковочных мест.
В крупных городах будут создаваться торгово-развлекательные комплексы, включающие, кроме магазинов, ресторанов и кафе, также объекты службы быта, проката, проведения досуга, кинотеатры, отели, спортивные, культурные и другие объекты.
Получит дальнейшее развитие сетевой принцип организации торговли, будут привлекаться крупные компании, занимающиеся созданием и эксплуатацией торговых сетей. Предполагается появление и развитие международных розничных сетей. В целях недопущения завоеваниями ими большей части рынка и защиты национальных торговых сетей необходимо принятие мер по антимонопольному регулированию розничной торговли. Одним из путей снижения влияния международных сетей должно стать развитие отечественных сетей, в том числе за счет слияния и поглощения мелких торговых организаций, в частности за счет франшизы.
Для развития отечественных торговых сетей будут привлекаться субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие право использования товарного знака либо фирменного наименования субъекта торговли, организовавшего торговую сеть, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).
Развитие фирменной торговли будет осуществляться по следующим основным направлениям:
Дальнейшее развитие получат социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры) с минимальными торговыми надбавками. Также развитие получат так называемые, ”социальные полки“, с размещением на них ассортимента товаров, реализуемых со скидками.
Субъекты малого предпринимательства будут вовлекаться в развитие торговой инфраструктуры малых и средних городских поселений, в том числе за счет предоставления им на конкурсной основе права торгового обслуживания.
Наряду с магазинными формами торговли предполагается дальнейшее развитие и других форм.
Широкое распространение получит дистанционная торговля, в том числе через интернет-магазины, с предоставлением возможности заключения договора розничной купли-продажи иными способами (телемагазины, по каталогам, почте и др.), что объясняется их преимуществами (более широкий ассортимент, потребителям удобно выбирать товар дома, отсутствие затрат на аренду торговых площадей и др., что позволяет применять более низкие цены).
В целях приближения товара к покупателю продолжится развитие мелкорозничной торговой сети, проведение ярмарок, выставок-продаж, расширенных продаж, сезонных и праздничных распродаж, распродаж товаров по сниженным ценам, школьных базаров, дегустаций, рекламных акций, будут приниматься иные меры, направленные на стимулирование спроса населения.
Еще одной тенденцией развития розничной торговли должно стать использование собственных торговых марок. Для развития этого направления необходимо взаимовыгодное сотрудничество с отечественными товаропроизводителями, в том числе в части лицензионного производства товаров известных брендов.
Предполагается широкое развитие оказания дополнительных видов торговых, бытовых и иных услуг населению в магазинах и в торговых центрах с торговой площадью свыше 1000 кв. метров (услуги парикмахерских (включая маникюр), граверные работы, подгонка и ремонт одежды, химчистка, подключение и ремонт сотовых телефонов, доставка продуктов, цветов, подарков на дом, садово-огородного инвентаря и минеральных удобрений садоводческим кооперативам, изготовление товаров по индивидуальным заказам и ряд других).
Получит дальнейшее развитие практика предоставления льготных потребительских кредитов гражданам на приобретение продукции отечественного производства.
Продолжится работа по упорядочению деятельности рынков, включая их поэтапное перепрофилирование в современные торговые центры. Рынки будут развиваться по пути создания условий для продажи сельскохозяйственной продукции ее производителями, а также предоставления возможности физическим лицам для продажи принадлежащих им вещей.
В результате прогнозируется уменьшение к 2015 году по сравнению с 2010 годом количества рынков на 30 единиц с одновременным увеличением торговых центров на 32 единицы, их площади на 29,6 тыс. кв. метров, количества торговых объектов в торговых центрах – на 1179 единиц.
Концепцией предусматривается выполнение прогнозных показателей по приросту количества магазинов, их торговой площади, количеству фирменных магазинов, количеству рынков и торговых мест на них, торговых центров, их торговой площади и количеству торговых объектов в них в разрезе областей и г. Минска согласно приложению 1 к Мероприятиям на 2011 – 2015 годы.
Указанными прогнозными показателями предусматривается увеличение количества магазинов к 2015 г. до 39,2 тысяч единиц, их торговой площади – до 4427 тыс. кв. метров.
За пять лет планируется увеличить объем розничного товарооборота торговли через все каналы реализации, а также на душу населения – в 1,7-1,8 раза. Рост товарооборота будет обеспечиваться за счет увеличения производительности труда работников на 70 процентов.
За этот период число новых рабочих мест увеличится на 35,8 тыс. единиц.
Основными направлениями развития оптовой торговли станут:
Развитию оптовой торговли будет способствовать реализация Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 223, 5/28285).
Предусматривается создание оптово-логистических центров, располагающих новейшей технологией, позволяющей эффективно сочетать складские, экспедиторские и транспортные функции и на этой основе обеспечивать рациональное распределение товарных потоков, оптимизацию транспортных маршрутов, полную загрузку транспортных средств.
Значительное внимание будет уделяться проведению модернизации материально-технической базы оптовых организаций, осуществляющих торговлю плодоовощной продукцией и картофелем, организации на них производств по предпродажной подготовке указанной продукции и ее переработке.
Большое значение для дальнейшего развития материально-технической базы по хранению плодоовощной продукции будет иметь финансирование из местных бюджетов оптовых организаций, осуществляющих закладку продукции растениеводства и животноводства на межсезонный период.
Предполагается, что участие организаций оптовой торговли во внешнеэкономической деятельности страны будет сконцентрировано на торговле потребительскими товарами. Продукция производственно-технического назначения, производимая в Республике Беларусь, реализуется за рубежом главным образом путем осуществления прямых поставок, через дилеров и товаропроводящую сеть. Основная доля импорта продукции производственно-технического назначения также поступает по прямым поставкам.
Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.
Развитию товарооборота торговых предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности придается большое значение в экономической и социальной политике Республики Беларусь. Это связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и других макроэкономических показателей. Не меньшую роль играет товарооборот и в деятельности конкретных торговых предприятий. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.
В системе показателей развития торгового предприятия товарооборот играет неоднозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). В то же время в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности и уровню его рентабельности.
Основной целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей.
В соответствии с этой основной целью перед управлением товарооборотом стоят следующие важнейшие задачи:
1. Увязка темпов развития
2. Планирование объема
3. Обеспечение в процессе
4. Обеспечение планирования