Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 08:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение и прогнозирование государственной торговли в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить государственные торговые предприятия и их роль в экономике.
2. Проанализировать результаты работы государственного торгового предприятия УП «Универмаг Беларусь».
3. Изучить основные направления развития УП «Универмаг Беларусь».
5. Планирование объема и
С учетом основной цели и задач строится система управления товарооборотом на предприятии, определяется конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления.
Планирование объема и структуры реализации товаров представляет наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом. Это объясняется высокой ролью этих показателей в системе планов экономического и финансового развития предприятия.
Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. На рост товарооборота положительное влияние оказывают завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров, и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.
Росту товарооборота способствует правильное распределение товарных ресурсов между отделами и другими торговыми подразделениями. Особое внимание следует уделять изучению источников поступления товаров, реализовывать возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов.
В увеличении товарооборота предприятия большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Важным вопросом является соблюдение частоты и своевременности завоза товаров.
Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров.
Изменение товарооборачиваемости в днях в целом по торговому предприятию складывается под воздействием двух факторов:
1) изменения структуры
2) изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров. В связи с тем, что каждая товарная группа имеет различную товарооборачиваемость, изменение структуры товарооборота оказывает определенное влияние на время обращения товаров по торговому предприятию в целом. Если в товарообороте возрастает доля товаров с ускоренной товарооборачиваемостью, то за счет этого общая (средняя) товарооборачиваемость ускорится, и наоборот.
Таким образом, рост товарооборота и ускорение товарооборачиваемости являются весьма важными факторами, влияющими на повышение рентабельности торгового предприятия.
Выполнение прогнозных показателей развития товарооборота на УП «УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ»напрямую зависит от того, какой товар, какой ассортимент и по каким ценам предприятие получит от промышленности и предложит покупателю.
Реальные доходы населения по прогнозу возрастут только на 5-6%. Удельный вес потребительской статьи «Одежда, обувь и белье» составит в 2011г. 20,1% (2010г. – 21,6%) в среднедушевом бюджете семьи.
Это крайне малая сумма для приобретения товаров по этой статье.
Это заставляет более пристальное внимание уделять ассортименту, объему и особенно качеству обуви.
Разнообразие предлагаемых моделей достаточно велико, при этом одним из основных недостатков является цветовое решение: ориентировочно около 70-75% предлагаемой обуви – черного цвета. Цветность обуви приводит к ее удорожанию, что и определяет выбор производителей в погоне за конкурентностью цен на собственную продукцию. На прилавках отделов хотелось бы видеть большой выбор обуви по цветовой гамме, более высокому уровню моделирования и дизайнерских решений. Это позволило бы привлечь покупателя. Предприятию надо чаще напоминать об этом промышленности, предоставляя им периодически соответствующую информацию.
Несмотря на объективные причины, коллективу предприятия необходимо изыскать и мобилизовать все резервы на повышение товарооборота, ускорение товарооборачиваемости и обеспечение устойчивого финансового состояния УП «Универмаг Беларусь».
Для этого предлагается:
1. В условия развивающейся конкуренции находить рынки сбыта товаров не только в городе Минске и Минской области, но и за ее пределами по увеличению поставки мелким и средним торговым организациям через опт.
2. На качественно новый уровень
поставить работу с поставщикам
3. Расширять перечень
4. Постоянно проводить работу
по изысканию новых
5. Проводить работу с банком по снижению процентных ставок за пользование кредитом.
6. Проводить повседневную работу
по экономии издержек
7. В условиях обесценивания
8. С целью сохранения оборотного капитала и ускорения его оборота, необходимо выявить явно убыточные группы товаров и исключить их из структуры продаж или заменить новыми.
9. Улучшить финансовую
10. Продолжать сдавать в аренду помещения и оказывать услуги по хранению товаров и тыс.д.
11. Продолжить работу с администрациями соответствующих районов города Минска по снижению ставок арендной платы.
12. Выйти с предложением к
отечественным производителям
Высокую рентабельность товара не может обеспечить только выгодная закупка. Немаловажную роль играет также и правильная сбытовая политика непосредственно на предприятии.
В частности, новых покупателей можно привлечь (более совершенной, чем у других предприятий выкладкой товаров), хорошей рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией торгового предприятия, дополнительными торговыми услугами. Рациональное размещение товаров с учетом того, что все товары имеют определенный уровень рентабельности, позволит максимизировать прибыль и минимизировать затраты. Следует отметить, что в отделах УП «УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ» размещением и выкладкой товара занимаются заведующие секциями, которые принимают во внимание удобство при рассмотрении товара и спрос на него со стороны покупателей. Показателями рентабельности заведующие секциями не владеют. Кроме того, об эффективности использования торговой площади и площади для выкладки товаров в отделах можно судить только по рассчитанным коэффициентам установочной и экспозиционной площадей, которые составляют 0,27 и 0,71 соответственно. Данные значения соответствуют нормативным. Однако на предприятии не уделяется должного внимания этим показателям, что в свою очередь может привести к «потере» дополнительных резервов роста товарооборота и, соответственно, рентабельности.
Масштабы предприятия также выступают долгосрочным фактором, влияющим на рентабельность предприятия. Оптимальным размером предприятия будет тот, который позволит приблизиться к оптимальному уровню рентабельности.
Рентабельность – это такой показатель, который подвержен существенному влиянию самых разнообразных и многочисленных факторов.
В УП «УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ» имеются ещё следующие резервы повышения рентабельности деятельности:
1. Реклама товаров, на которые
возможно установление
2. Снижение уровня расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за счет роста производительности труда (надо сократить потери рабочего времени и оптимизировать количество персонала, необходимо для выполнения поставленных задач, существующую систему премирования необходимо дополнить такими инструментами стимулирования производительности труда, как представление работникам кредитов для строительства жилья, оказание материальной помощи работникам.
4. Для снижения уровня расходов
на тару необходимо при выборе
поставщиков руководствоваться
не только такими критериями,
как цена и качество, но и
обеспечение ритмичности завоза
5. Увеличение фондоотдачи
Государственные торговые предприятия играли существенную роль в мировой торговле в течение многих десятилетий. Они признаются правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО и, в частности, положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве законных участников международной торговли. Однако деятельность государственных торговых предприятий вызывает серьезную озабоченность у сторонников либерального международного торгового режима.
Унитарное коммунальное предприятие «Универмаг Беларусь» является одним из крупнейших универмагов г. Минска. В своей деятельности предприятие УП «Универмаг Беларусь» подведомственно Главному управлению потребительского рынка Мингорисполкома. Имущество предприятия находится в коммунальной собственности г. Минска, право собственника, которого осуществляет Минский городской совет депутатов в лице минского городского исполнительного комитета. Форма собственности предприятия – государственная.
Общий объем товарооборота в действующих ценах в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,8%, а розничный товарооборот в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрос на 17,1%. Доходы от реализации товаров в 2010 году составили 17136 млн. р., а в 2011году-19159 млн. р., что на 2423 млн. р. больше. Расходы на реализацию товаров увеличились в абсолютном размере на 2095 млн. р. а их уровень уменьшился на 0,2%. Уровень прибыли от реализации остался на прежнем уровне и в 2011 году был равен 2,2%.
Абсолютный размер прибыли за отчетный период увеличился с 922 млн. р. до 1194 млн. р., ее уровень увеличился с 1% до 1,1%.
Основными направлениями развития оптовой торговли в Республике Беларусь станут:
- использование информационных технологий.
В УП «УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ» имеются ещё следующие резервы повышения рентабельности деятельности:
1. Реклама товаров, на которые
возможно установление
2. Снижение уровня расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за счет роста производительности труда (надо сократить потери рабочего времени и оптимизировать количество персонала, необходимо для выполнения поставленных задач, существующую систему премирования необходимо дополнить такими инструментами стимулирования производительности труда, как представление работникам кредитов для строительства жилья, оказание материальной помощи работникам.