Место и роль республики беларусь в мировой экономике. Проблемы реформирования внешнеэкономической деятельности Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, — принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
Данная курсовая работа посвящена проблемам регулирования внешнеэкономической деятельности и попытке определения места Республики Беларусь в мировом хозяйстве.

Содержание

ведение……………………………………………………………………3

1. Внешнеэкономическая деятельность как важнейший фактор социально- экономического развития страны…………………………………………5
1.1 Сущность и роль внешнеэкономических отношений………………..5
1.2 Формы внешнеэкономического сотрудничества…………………….7

2. Место и роль Республики Беларусь в мировой экономике………….14
2.1 Внешняя торговля РБ как форма внешнеэкономической деятельности ……………………………………………………………………………...14
2.2 Цели и основные направления развития национальной экспортной политики Республики Беларусь………………………………………………..17
2.3 Условия интеграция Республики Беларусь в систему мирового рынка……………………………………………………………………………19

3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь и проблемы ее реформирования………………...24

Заключение……………………………………………………………….29

Список использованных источников…………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Вхождение в мировую  экономику связано с необходимостью выбора модели данного процесса, оценки возможных альтернатив. Варианты вхождения  могут быть представлены четырьмя основными типами: тотальное, секторное (отраслевое), «точечное» (на уровне отдельных предприятий) и территориальное вхождение экономики.

При тотальном вхождении  экономики снимаются ограничения  и запреты для резидентов по работе на мировом рынке и по допуску на внутренний (национальный) рынок иностранного капитала. Отсутствует таможенное налогообложение, земля является объектом свободной купли-продажи, как для резидентов, так и нерезидентов, может ввозиться и вывозиться любая валюта и в любом количестве, нет никаких дискриминационных мер в отношении нерезидентов по сферам и видам приложения капитала. Роль государства в этих странах сводится к деятельности в области социального обеспечения, здравоохранения, образования. Развитие экономики осуществляется исключительно за счет частного и иностранного капитала. В условиях Республики Беларусь реализация данного направления весьма проблематична. В настоящий момент она не вписывается в современную модель социально-экономического развития Беларуси.

При втором варианте вхождения  страна формирует несколько приоритетных экспортных отраслей, ориентированных на определенную нишу мирового рынка. В этом случае за счет данных отраслей происходит частичное «подтягивание» (технологическое, техническое, финансовое ит.п.) оставшихся отраслей экономики до среднемирового уровня.

В третьем случае процесс  интегрирования во многом подобен второму  варианту. Однако в условиях внутренней ограниченности финансовых (инвестиционных) ресурсов, необходимых для модернизации и технического перевооружения отрасли (отраслей), включение национальной экономики происходит «точечно», т.е. отдельными предприятиями.

Четвертый вариант интегрирования страны связан с географическим расположением. Создаются зоны с особым льготным экономическим и правовым режимом хозяйствования для национального и иностранного капитала [6, c. 11-12].Принятие закона «О свободных экономических зонах» от 17 декабря 1998 г. заложило фундамент правовой базы функционирования свободных экономических зон в нашей республике. Были определены правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь. Свободной экономической зоной является часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычно, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано шесть свободных экономических зон: «Минск», «Брест», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест» [1, с. 89].

Однако наиболее приемлемым вариантом интеграции экономики Республики Беларусь в мировой рынок представляется «точечное» вхождение (на уровне отдельных предприятий). Предпосылкой для этого служат различия в структуре экономики, слабость рыночных отношений и ограниченность инвестиционных ресурсов.

Республика Беларусь входит в состав нескольких интеграционных группировок, созданных государствами, ранее входившими в состав СССР [таблица 1.2].

 

Таблица 1.2 Участие  Республики Беларусь в интеграционных процессах [4, c. 13]

Показатели

Союзное государство

ЕврАзЭС

Содружество Независимых Государств

Государства-участники

Беларусь, Россия

Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан

Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина

Год образования

1996 г. - Сообщество

1997 г. - Союз РБ и России

1999 г. - Союзное государство

2000 г. (1995-2000 гг. - Таможенный союз)

1991 г.

Уставные органы

Высший Государственный Совет, Парламент Союзного Государства, Совет министров Союзного государства, Суд Союзного государства, Счётная палата

Межгосударственный совет (на уровне глав государств), Межгосударственный совет (на уровне глав правительств), Интеграционный Комитет, Экономический Суд

Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический совет, Межпарламентская Ассамблея, Экономический Суд

Исполнительный орган

Постоянный Комитет, г. Москва;

Представительство Постоянного  Комитета, г. Минск

Секретариат Интеграционного Комитета, г. Москва; Отделение Секретариата, г. Алматы

Исполнительный комитет, г. Минск; Отделение Исполнительного Комитета, г. Минск


Наиболее эффективным  из всех объединений является Союзное  государство. Республика Беларусь и Российская Федерация осуществляют совместные шаги по сближению правовых, финансовых, таможенных и других систем, что в итоге должно привести к созданию единого экономического пространства с единой таможенной территорией, денежной единицей и с объединёнными транспортной и электроэнергетической системами.

Основой белорусско-российской интеграции является экономика. Как  Беларуси, так и России сотрудничество обеспечивает ряд экономических  выгод, таких как повышение эффективности и конкурентоспособности национальных экономик, увеличение ёмкости внутренних рынков. Результативность объединительного процесса подтверждается высокими темпами роста объёмов взаимной торговли. За последние 10 лет товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией увеличился почти в 6 раз [4, c. 13-14].

Интеграция Беларуси в международную торговую систему  является важным элементом стратегии  развития страны, где торговля способствует достижению определенных экономических  и социальных целей. Включение Беларуси в систему международного сотрудничества позволит строить внешнеэкономические отношения в более предсказуемой и стабильной среде, которая гарантирует равные права всем торговым партнерам, а также наиболее эффективно использовать имеющиеся возможности в мировой торговле. Невозможность дальнейшего существования Беларуси вне Всемирной торговой организации (ВТО), контролирующей и регулирующей практически всю мировую торговлю, становится все более очевидной.

Большинство Развитых стран  входит в ВТО или стремится  в неё. Республика Беларусь и Россия также работают над процессом вступления в ВТО. Всемирная торговая организация регулирует 95 % мирового торгового оборота. Рассматривая ВТО как форму интеграции в мировую экономику, позволяющую эффективно использовать преимущества той или иной страны в мировой экономике на долгосрочную перспективу, можно сделать правильный вывод, что участие в данном сообществе дает его членам ряд преимуществ, которые, собственно, и являются целью присоединения к ней.

Если коротко обозначить сущность идеологии ВТО, то она состоит в том, чтобы устранить всяческие барьеры в торговле ради экономического прогресса. Речь идет о торговле промышленными товарами, рынке услуг, сельском хозяйстве. Предполагается, что в выигрыше должны оказаться в первую очередь развивающиеся страны – именно такой приоритет обозначен на последних форумах стран – членов ВТО [5, c. 72].

К основным преимуществам, которые Беларусь получит от интеграции в международную торговую систему  можно отнести:

• возможность пользоваться постоянно снижающимися тарифами других торговых систем мира (это позитивно отразиться на расширении экспорта отечественных производителей и активации внешнеторговой деятельности в целом);

• перевод отношений с другими странами на долговременную стабильную основу (это позволит отстаивать и защищать свои интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях);

• уменьшение риска от одностороннего применения антидемпинговых мер другими странами (они вводятся в отношении некоторых белорусских товаров);

• использование существующего механизма обеспечения транзитных перевозок для беспрепятственного передвижения отечественных товаров по территории любой страны – участницы ВТО (это особенно важно для Беларуси, не имеющей прямого выхода к морю).

Таким образом, вступление Беларуси в ВТО является важным звеном внешнеэкономической политики страны, определяющей ход ее внутриэкономических преобразований [6, с. 7-8].

Но, Республика Беларусь должна стать членом ВТО не вследствие присоединения России к этой организации (или вместе с Россией), а в результате проведения самостоятельных переговоров в рамках своей Рабочей группы на основе экономически обоснованной, сбалансированной позиции, а также исходя из необходимости реализации долгосрочной стратегии развития национальной экономики [7, c. 70].

Также важным направлением интеграции Беларуси в систему мирохозяйственных связей является ее деятельность в сфере налаживания контактов с международными инвестиционными и финансовыми агентствами, присоединение к которым или участие в них даст Беларуси в стратегическом плане дополнительные преимущества. Среди таких организаций можно выделить: МВФ, Всемирный банк, Агентство Мирового банка по содействию иностранным инвестициям (FIAS), Мировой и Европейский банки реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Конференция ООН по промышленному развитию (UIDO), Конференция ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям (UNCTAD) [6, c. 9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ

 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И 

ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ

 

 

Важной мерой по совершенствованию  и развитию внешнеторговых отношений в стране является государственное регулирование.

Проведение экспортно-импортных  операций в Республике Беларусь осуществляется на принципах, сложившихся в международной  практике, которые учитываются при ведении внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

          Среди основополагающих принципов государственного регулирования можно выделить следующие:

    • уважение национального суверенитета, невмешательство во внутренние дела торговых партнеров;
    • внешнеэкономическая деятельность является частью единой внешней политики Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с действующим законодательством;
    • строгое соблюдение международных обязательств; государство защищает права и интересы национальных участников в международных отношениях;
    • во внешнеэкономической деятельности приоритет отдается экономическим методам регулирования.

В основу государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь положены как международные, так и внутренние правовые акты.

Международные правовые нормы служат для унификации внешнеэкономических отношений с зарубежными странами. Они подразделяются на региональные, двусторонние и многосторонние.

Республика Беларусь является членом более 40 международных  организаций. Их деятельность охватывает все сферы международного сотрудничества. Накопленный опыт участия в работе этих организаций позволяет Республике Беларусь активно участвовать в многостороннем сотрудничестве в рамках специализированных и региональных организаций.

В настоящее время  Республикой Беларусь ратифицировано большое количество многосторонних и двусторонних договоров с различными государствами, в том числе и со странами СНГ. Например, ратифицированы двусторонние договоры о порядке изымания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, работ и услуг, соглашение о свободной торговле, договоры о сотрудничестве в таможенных делах и ряд других.

Республикой Беларусь ратифицированы также соглашения и договоры с  рядом международных организаций (Международной организацией по миграции, Промышленному развитию ООН, Всемирной организацией здравоохранения и др.).

При регулировании и  осуществлении внешнеэкономической  деятельности Республика Беларусь руководствуется рядом положений, закрепленных Конституцией Республики Беларусь, а также законами и специальными актами.

Важным элементом правового  регулирования внешнеэкономических отношений страны являются ежегодные послания Президента Республики Беларусь к Национальному собранию, в которых определяются приоритеты внешнеполитического и внешнеэкономического курса страны, дается анализ проделанной работы, и намечаются пути и средства их реализации. Первоочередной задачей является создание Союзного государства Беларуси и России, расширение торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ, Центральной и Восточной Европы, развитие устойчивых внешнеэкономических отношений с Польшей и странами Балтии, Европейским экономическим союзом.

Большое внимание уделяется  укреплению и расширению внешнеэкономических отношений при рассмотрении и утверждении бюджета страны. Ежегодно предусматривается выделение средств на международную деятельность, на открытие и содержание дипломатических представительств, консульских учреждений за рубежом, на различные взносы в международные организации, членом которых является Республика Беларусь.

Важным элементом правового  регулирования внешнеэкономических отношений государства являются законы и специальные акты, принятые законодательным органом Республики Беларусь.

На начальном этапе  формирования и регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь были приняты следующие правовые акты: «Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь»; Законы «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь», «Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь», «О таможенном тарифе». Законодательная база в сфере государственного регулирования, внешнеэкономической деятельности в последние годы значительно расширена и дополнена рядом новых законодательных актов: Законами «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами», таможенным кодексом Республики Беларусь (новая редакция), законами «Об экспортном контроле», «О свободных экономических зонах», «О внешней трудовой миграции» и др. Кроме того, в ранее принятые законодательные акты внесены существенные изменения, что значительно повысило эффективность государства при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Регулирование внешнеполитической деятельности осуществляется с помощью специальных постановлений и распоряжений правительства, министерств, ведомств, национального банка и других организаций по вопросам формирования валютных фондов, проведения валютных и экспортно-импортных операций, привлечения иностранных инвестиций, осуществления совместных с зарубежными партнерами проектов.

Информация о работе Место и роль республики беларусь в мировой экономике. Проблемы реформирования внешнеэкономической деятельности Беларуси