Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:50, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – провести анализ классической модели и рынка труда.
Задачи написания данной курсовой работы состоят в следующем:
1)Оценить методологические основы классической модели макроэкономики.
2) Выяснить характерные черты классической модели макроэкономического равновесия, какую ценность для оптимальной организации экономического развития она представляет в современных условиях.
Введение
Рассматривая основы классической
теории, важно уточнить, прежде всего,
понятие классической школы. Термин
«экономисты-классики» в
Во второй половине XIX в. классическая экономическая теория была развита и усовершенствована представителями нескольких школ неоклассического направления. Обычно выделяют три школы: австрийскую (К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето), англо-американскую (А. Маршалл, Дж. Кларк).
Представители австрийской
школы использовали в экономическом
анализе субъективно-
Основное направление анализа лозаннской школы – исследование общего равновесия, которое охватывает все рынки и в рамках которого определяются все цены на товары и факторы производства, все объемы производства товаров и предложение факторов производства. Наиболее видный представитель этой школы – Л. Вальрас, он сформулировал закон, получивший его имя (закон Вальраса), согласно которому если при данных n рынках n-1 рынков находятся в состоянии равновесия, то и последний рынок должен также находиться в равновесии, поскольку не может существовать излишек спроса или предложения на товары (включая деньги).
Англо-американская школа состоит из двух самостоятельных школ. Наиболее значительной является, безусловно, английская школа, представленная А. Маршаллом. Фундаментальная идея работ А. Маршалла состоит в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены. А. Маршалл критиковал остальные школы, утверждая, что обе они страдают односторонним взглядом на формирование цены. Он обосновал, что и полезность, которой первостепенное значение придавали австрийские экономисты, и издержки производства, находившиеся в центре внимания классической теории цены, играют важную роль в механизме рыночного ценообразования. Однако в его модели цена товара определяется силами спроса и предложения. За спросом стоит предельная полезность, определяющая цену спроса покупателей, а за предложением – предельные усилия и потери, определяющие цену предложения продавцов. При анализе издержек А. Маршалл разделял «денежные издержки производства» и «реальные издержки производства», вторые он определял как антиполезность (тягость) труда и потери или ожидания, связанные с получением капитала. Он впервые ввел в экономическую науку понятие эластичности спроса для описания чувствительности спроса на товар к изменениям цены. Его заслугой было также выделение принципиально различных периодов времени, в течение которых действуют силы, стремящиеся установить равновесие, и четко сформулировал неоклассический принцип организации хозяйственной жизни: экономика должна развиваться вне политических влияний, вне государственного вмешательства.
Американская школа представлена, прежде всего, Дж. Кларком. Он самостоятельно разработал теорию предельной производительности факторов и использовал ее при исследовании распределения богатства в обществе. Согласно его концепции распределение общественного дохода регулируется «естественным законом», воздающим представителям каждой из социальных групп в соответствии с «принципом справедливости». Фундаментальным постулатом «классической теории», по определению Дж. Кейнса, было утверждение, что экономика всегда тяготеет к естественному уровню реального выпуска продукции.
Таким образом, классики предполагали,
что рыночные механизмы в состоянии обеспечить
долгосрочное общее экономическое равновесие,
определяемое доступными ресурсами, технологией,
а также желанием работать, т.е. условиями,
которые определяют границу производственных
возможностей экономической системы.
Цель написания данной курсовой
работы – провести анализ классической
модели и рынка труда.
Задачи написания данной курсовой работы состоят в следующем:
1)Оценить методологические
основы классической модели
2) Выяснить характерные черты классической модели макроэкономического равновесия, какую ценность для оптимальной организации экономического развития она представляет в современных условиях.
3) Исследовать функционирование
рынка труда в условиях переходной экономики.
Определить особенности рынка труда в
Республике Беларусь.
1.Методологические
основы классической теории
1.1 Формирование классической
школы политэкономии
Меркантилизм подготовил возникновение
физиократии и классической политэкономии.
Недостатки меркантилизма породили
новую экономическую школу. Физиократия
– французское начало классической
политэкономии. В более последовательном
виде эта школа существовала в
Англии, которая тогда была более
развитой капиталистической страной.
Представители классической экономической
науки перенесли экономические исследования
из сферы обращения в сферу производства,
разрабатывали теорию трудовой стоимости
(цены) товаров, анализировали разные формы
прибыли.
Все эти изменения в экономической науке
вытекали из высокого уровня развития
мануфактурного производства. Сохранявшееся
в стране господство феодализма сковывало
развитие промышленности. В ХVII веке в
Англии произошла буржуазная революция,
которая открыла простор для развития
капиталистического рынка.
Общеэкономическая наука исследовала
источник стоимости, богатства. Они считали
богатством не количество денег, золота
или серебра, а совокупность благ, создаваемых
нацией за определенный период времени.
А создается она трудом, а затем распределяется
как доход.
Если ранее главной сферой приложения
капитала было обращение, то теперь капитал
все более перемещался в сферу производства.
Начинал действовать закон примата производства.
В связи с этим меркантилизм, игнорировавший
производство, перестал устраивать предпринимателей,
перестал соответствовать экономическим
интересам бизнеса. Потребовался анализ
производства, требовавшего иного решения
проблем.
Они требовали свободы внешней и внутренней
торговли, то есть отстаивали либерализм,
и проводили политику фритредерства (дословно
"свободной торговли”), отмены монополий
и реформы налогов.
Представители классической политэкономии:
В. Петти (1623 - 1687 гг.) вышел из простой семьи.
Оставил много произведений, он — основоположник,
родоначальник классической политэкономии
вообще, прежде всего Англии. Наиболее
важными его работами являются: “Трактат
о налогах и сборах" (1662 г.), “Политическая
экономия Ирландии" (1672 г.), “Политическая
арифметика" (1676 г.), “Разное о деньгах"
(1682 г.). В этих трудах нашли отражение все
проблемы экономики.
В отличие от меркантилистов, В. Петти
исходил из различия сущности и явления.
Он не ограничивался описанием экономических
явлений, связей между ними, а пытался
объяснить их - выявить сущность происходящих
процессов. В. Петти проложил путь от внешних
к внутренним связям, понимаемым как закон
существования явлений. Начиная с него,
экономисты исследуют внутренние зависимости,
законы экономических явлений.
Основные посылки классической политэкономии
В. Петти:
* исследование не процесса обращения,
а непосредственно процесса производства;
* критическое отношение к непроизводительным
классам, которые не доставляют никаких
продуктов. К ним относил он и купцов;
* отнесение к производительному труду
тех, кто занят в сфере материального производства.
Прежде всего, В. Петти рассматривал закономерности
формирования естественной цены как внутренней
основы рыночных цен и определял её трудом.
1.2 Основные представители классической школы
Основные представители: Адам Смит
(1723 - 1790), Дэвид Рикардо (1772 - 1823), Томас
Роберт Мальтус (1766 - 1834), Жан Батист
Сэ (1767-1832), Джеймс Милль (1773-1836), Нассау
Сениор (1790 - 1864), Джон Стюарт Милль (1806-1873).
В рамках классической политической экономии
[1] (или просто классической школы) в трудах
ее основных представителей - А. Смита,
Д. Рикардо и др. - впервые было дано систематическое
изложение экономической теории как единой
целостной научной дисциплины. Поэтому
именно после возникновения классической
политической экономии можно говорить
об окончании этапа становления экономической
теории.
Классическая школа - крупнейшее направление
в экономической науке за II период ее существования.
Более того, отождествление экономической
теории этого периода с классической школой
не будет сильным преувеличением. Отсюда
следует, что едва ли не важнейшим свойством
классической школы является
а) акцент на анализе проблем производства
и распределения материальных благ. Именно
классики закрепили осуществленный физиократами
сдвиг методологии экономического анализа
от проблем этики ведения хозяйства к
исследованию комплекса факторов, связанных
с созданием и распределением материального
богатства.
Среди других элементов общей характеристики
классической школы необходимо выделить
следующие.
б) Выработка и применение прогрессивных
(для экономической науки того времени)
методологических приемов исследования
типа причинно-следственного метода, метода
логической абстракции, дедуктивного
метода.
в) Ядро экономического анализа классиков
- проблема ценности. Развитие экономической
науки во II периоде ее существования проходило
под знаком акцентирования внимания на
этой проблеме.
г) Все классики трактовали ценность как
величину, определяемую производственными
затратами. Однако классический подход
к анализу ценности отнюдь не был однозначным.
В рамках учения о ценности классической
школы существовало две теории ценности.
Во-первых, это трудовая теория ценности,
разрабатывавшаяся основателем классической
школы А. Смитом и Д. Рикардо (а затем получившей
чрезвычайно углубленное развитие в трудах
К. Маркса). Согласно этой теории, ценность
товара определяется затратами труда
на его производство. Во-вторых, это теория
факторов производства, также заложенная
А. Смитом, и развивавшаяся Ж.Б. Сэ и Т.Р.
Мальтусом (а затем вошедшая в качестве
важного составного элемента в неоклассическую
микроэкономику). В соответствии с этой
теорией ценность товара складывается
из доходов владельцев производственных
факторов, участвовавших в изготовлении
данного товара.
д) Восприятие экономической системы как
системы, аналогичной объектам исследования
физики того времени (а точнее, механики).
Это, в свою очередь, привело к следующим
особенностями экономического анализа
классической школы: убежденность в том,
что в рыночном (капиталистическом) хозяйстве
доминируют универсальные и объективные
(экономические) законы; и игнорирование
субъективно-психологических факторов
хозяйственной жизни.
е) Недооценка роли денег и влияния сферы
обращения на сферу производства. Деньги
воспринимались классиками как техническое
средство, помогающее облегчить обмен.
Классики игнорировали роль денег как
самого ликвидного средства сохранения
ценности. Завершитель классической политической
экономии Дж. С. Милль писал: «Короче говоря,
вряд ли можно отыскать в общественном
хозяйстве вещь более незначительную
по своей важности, чем деньги, если не
касаться при этом способа, которым экономятся
время и труд»[2].
ж) Большой акцент на изучении «законов
движения», т.е. закономерностей тенденций
динамики, капиталистической экономики.
Классики были склонны к исследованию
трендов изменений экономических переменных,
и, прежде всего, экономического роста
и изменений доли основных групп владельцев
факторов производства (труда, капитала
и земли) в национальном продукте.
з) Отрицательное отношение (за редкими
исключениями типа Дж. С. Милля) к активному
вмешательству государства в экономику.
Классики вслед за физиократами выступали
за идеологию laissez-faire.
Теория богатства
Уже из названия основной работы А. Смита
вытекает, что главным объектом его интересов
является богатство. Вся эта книга посвящена
выявлению факторов, способствующих или
препятствующих накоплению богатства.
По А. Смиту, богатство представляет собой
стоимость материальных благ («предметов
жизненной необходимости и удобства»),
находящихся в руках нации (народа). Богатство
состоит из продуктов труда народа данной
страны и продуктов труда других народов,
приобретенных в обмен на богатство нации.
Цель же экономической науки состоит в
изучении того, каким образом можно добиться
максимального богатства нации.
Среди главных факторов богатства А. Смитом
выделяются следующие.
а) Разделение труда.
б) Накопление капитала.
в) Государственное вмешательство в экономику.
2.1. Рынок труда в классической модели
Труд имеет не только экономическую ценность, выступая важнейшим фактором, при помощи которого производится продукция определенного количества и качества. Труд имеет также и социальную ценность, так как является источником дохода для своего носителя (работника) и определяет социальный статус человека в обществе.
Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях:
- согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
- обеспечение
- поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
- формирование кадрового
резерва для обеспечения
- стимулирование эффективной и рациональной занятости;
- регуляция индивидуальных доходов работников;
- содействие формированию
Основными субъектами рынка труда являются:
-контрагенты трудовых отношений - работники и работодатели;
-посредники между
-представители органов
власти, вырабатывающие принципы
правовой регламентации
-представители интересов
работников и работодателей -
такие общественные
К основным компонентам рынка труда относятся: цена рабочей силы, конкуренция, спрос и предложение.
Цена рабочей силы выступает в виде заработной платы; конкуренция - в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей - за рабочие руки, а также работников-работодателей - за условия найма; спрос - в форме потребности в рабочей силе в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение - в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными. Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги производственного и личного потребления, фазы экономического цикла. Предложение труда зависит от численности населения и темпов его прироста, доли трудоспособных в общем количестве населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграционной подвижности, уровня жизни и др.
Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При их совпадении она будет равновесной, при превышении спроса над предложением - трудодефицитной, при превышении предложения над спросом трудоизбыточной.
Национальный рынок труда
является сложноструктурированным
образованием рыночной экономики. Он состоит
из множества рынков, которые можно
определить и как сегменты единого
рынка. Важнейшими его составляющими
являются региональные, отраслевые и
профессионально-
Непосредственно сопряженной с рынком труда, хотя напрямую в него и не входящей, является его инфраструктура. Она призвана выполнять функции по его институциональному, материально - техническому, социальному и информационному обеспечению.
Инфраструктуру рынка
труда можно определить как совокупность
материально-технических, организационных
и правовых условий, без которых
невозможно нормальное функционирование
сферы товарного обращения
Следует отметить, что, несмотря на специфику рынка труда, в экономической теории часто абстрагируются от этих характеристик и исходят из того, что цена труда и предлагаемое его количество определяются (как и на прочих рынках) взаимодействием спроса (со стороны фирм) и предложения (со стороны временно не имеющих работы людей). Начнем рассмотрение данного вопроса с предложения на рынке труда.
Предложение труда определяется, по крайней мере, четырьмя показателями:
Информация о работе Методологические основы классической модели и трудовой рынок