Методы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 01:29, контрольная работа

Краткое описание

Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.
Экономика — это система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика — это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей.

Содержание

Введение 2
1. Экономические функции государства 3
2. Методы государственного регулирования экономики 7
3. Причины государственного регулирования рыночной экономики 13
4. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики 18
Заключение 20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Мой.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с исследованиями отечественных специалистов, у русских людей устойчива социально закрепленная привычка коллективизма как нормы поведения; свойственно бегство от личного выбора в критических ситуациях и повышенная зависимость от лидеров; характерен страх перед неопределенностью, в том числе и той, которая порождается экономическими преобразованиями; русских людей отличает консерватизм и склонность к сохранению социально-психологических стереотипов. Сегодня все больше экономисток склоняются к тому, чтобы сочетать зарубежные экономические модели с ценностями и культурой, свойственной русскому народу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины государственного регулирования рыночной экономики

 

Экономические системы  и государство

В хозяйственной жизни, как и  во всех остальных сферах человеческой деятельности, необходимо соблюдение определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков хозяйствующих субъектов не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логичную совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в процессе исторического развития, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с генеральной идеей экономической системы.

Одним из главных условий  функционирования социально-экономического строя является понимание, общественное признание этих правил и их обязательное соблюдение. Наиболее устойчив экономический  строй, хозяйственный механизм которого самовоспроизводится и при помощи экономического стимулирования и наказания заставляет всех соблюдать его правила.

Необходимость обеспечения  рамочных условий

Реальный экономический  строй существует всегда на определенной территории в государственных границах, при наличии центральных и местных властей, призванных обеспечивать территориальную целостность страны, поддерживать внутренний порядок, формулировать правила, определяющие характер и механизм существования и развития строя, способствовать соблюдению этих правил. Функции государства по созданию и поддержанию рамочных условий нормальной жизни населения и функционированию экономики иногда называют полицейскими или функциями ночного сторожа.

Социально-экономические  системы в значительной степени  отличаются друг от друга. Однако есть два структурных признака, которые в основном их определяют: способ координации хозяйственных интересов и действий и основные формы собственности.

Координация хозяйственной  деятельности

В любом народном хозяйстве, основанном на разделении труда, необходимо согласование многообразных решений и действий хозяйственных субъектов. Надо, чтобы согласовывались между собой планы производителей, чтобы они координировались с интересами потребителей, собственников капитала, наемных рабочих и служащих.

Координация — это механизм принудительного воздействия социально-экономической системы на образ действий хозяйственных субъектов в соответствии с приоритетными целями этой системы. При социализме это принудительное воздействие осуществляет государственный и партийный аппарат преимущественно административными средствами.

В рыночном хозяйстве  воздействие на решения и поступки осуществляется через информацию и  мотивацию (экономическую заинтересованность либо угрозу потерь). Это воздействие  также носит принудительный характер, но оно осуществляется в основном не административными, а экономическими средствами.

Обеспечение информацией

Информация представляет собой необходимую основу рационального  хозяйственного поведения. Производители  должны иметь представление, сколько  и каких товаров и услуг можно предложить на рынке. Им необходимы данные об интересах и пожеланиях потребителей, о наличии средств производства (сырья, капитала, рабочей силы и т.д.), научных достижениях в области техники, технологии и управления, внешних рынках.

Потребителям нужна информация о качестве и свойствах товаров, где и по каким ценам, на каких условиях можно приобрести нужные товары и услуги.

Государственным органам  власти нужно иметь сведения о  состоянии и перспективах народного  хозяйства, ожидаемых доходах и необходимых расходах бюджета, численности безработных, положении в отдельных районах и отраслях, состоянии и перспективах внешнеэкономических связей страны. Без информации предприниматели, частные хозяйственные единицы (семьи) и органы государственного управления беспомощны.

Чрезвычайно важным источником информации в централизованно управляемой  экономике (плановом хозяйстве) являются государственные планы — среднесрочные  и годовые для всего народного  хозяйства, подразделенные на отдельные  планы по времени (вплоть до месяца) и по объектам (вплоть до предприятий).

В рыночном хозяйстве  предприятия вынуждены сами добывать необходимую для принятия решений  информацию и нести соответствующие  расходы. Важными информационными  показателями для предприятий являются данные о состоянии рынка в текущий момент и в перспективе, ожидаемый объем продаж, оборота, прибыли, уровень цен, заработной платы, процентной ставки, налогов и т.п. Для семей принципиально важными являются перспективы занятости, уровень заработной платы и социальных пособий, цен, налогов, инфляции.

Итак, задача любого хозяйственного строя — максимально обеспечить систему достоверной, оперативно функционирующей  и общедоступной информацией. Огромную роль в решении этой задачи играет государство.

Во-первых, государственные органы выступают как организаторы и распространители информации. Они создают единую статистическую систему в стране, финансируют работу научных центров, разрабатывающих прогнозы, издают информационные материалы, в частности статистические ежемесячные бюллетени и ежегодники.

Во-вторых, государственные  инстанции определяют ряд важнейших  информационных показателей — уровень  налогов и таможенных пошлин, во многих странах тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, железнодорожные  перевозки, учетную ставку и т.д. Сведения об этих показателях, их изменениях своевременно доводятся до общественности. Если бы государство не выполняло функции по сбору и распространению информации, принятие хозяйственных решений на всех уровнях ответственности было бы затруднено. Однако государство при рыночной экономике ни в коем случае не располагает монополией на информацию.

Мотивация

Для функционирования народного  хозяйства в целом и отдельных  его частей (вплоть до предприятий) информации самой по себе недостаточно. Необходимы санкции, которые поощряли бы «правильный» с точки зрения механизма воспроизводства существующего социально-экономического строя образ действий и наказывали бы (штрафами) за «неправильный».

В рыночной экономике  главенствующее место занимают материальные (финансовые) поощрения и наказания (повышение или понижение дохода, прибыль или убыток вплоть до разорения). Однако применяются и другие средства мотивационного воздействия — административные меры, судебное преследование, политическое давление, общественное мнение, позиция церкви. Все эти меры в совокупности образуют систему мотивации для обеспечения функционирования хозяйственного строя, как правила игры.

Средства информации постоянно должны сообщать хозяйственным  субъектам об изменениях в системе мотивации. Мотивация, как мы выяснили, может быть положительной (поощрения) и отрицательной (наказания, штрафы). На практике термин «мотивация» употребляется чаще всего в смысле поощрения, а термин «санкции» — как наказание.

И в материальной, и  в нематериальной мотивации роль государства существенна. Каждый общественно-экономический строй имеет свои системы информации и мотивации, потому что без них невозможно воспроизводство и само существование строя.

Государство в координации  хозяйственной деятельности

Координация хозяйственной  деятельности — первый определяющий признак социально-экономического строя государства. Системы информации и мотивации наряду с системой собственности составляют основу общей  системы управления народным хозяйством. Государство организационно и юридически обеспечивает информацию и оказывает влияние на материальную и нематериальную мотивацию, тем самым участвуя наряду со всеми остальными хозяйственными и общественно-политическими субъектами в управлении экономикой страны.

Идеи в принципе неуправляемого народного хозяйства, неограниченной хозяйственной анархии в масштабах страны никогда в истории человечества, даже в периоды политических потрясений, не несли с собой ничего, кроме разрушения производительных сил, деградации экономики и общественного порядка.

Общественно-экономические  системы отличаются не тем, управляют  в них народным хозяйством или  нет, а тем, каким образом управляют. Координация отдельных планов хозяйственных  субъектов может осуществляться централизованным образом, когда органы государственной власти разрабатывают детальный обязательный генеральный план. В рыночном хозяйстве принятие решений, планирование осуществляются хозяйственными субъектами, т.е. децентрализовано, а согласование и координация происходят через рыночный механизм. При этом государство играет важную роль в обеспечении участников рынка информацией и в мотивации их деятельности.

Типы координации хозяйственной  деятельности субъектов экономики  — один из двух основополагающих признаков  социально- экономического строя. В соответствии с типом координации строй может представлять собой централизованно управляемую экономику или рыночное хозяйство.

Централизованно управляемую  экономику часто называют плановым хозяйством. Однако в рыночной экономике  серьезная хозяйственная деятельность также предполагает планирование. Планы являются неотъемлемым элементом любого типа организации народного хозяйства. Разница не в том, хорошие эти планы или нет, выполняются ли они, а в том, на какой мотивации они основаны и как координируются.

  1. Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики

 

Необходимость включения  государства в регулирование  экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость  вмешательства государства в  рыночную экономику, относятся:

  1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
  2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
  3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
  4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
  5. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
  6. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.
  7. Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

 

Заключение

 

Государственное регулирование - это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Информация о работе Методы государственного регулирования