Методы управления развитием территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы рассмотреть и проанализировать основные особенности в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии регионального управления. В соответствии с данной целью в работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить цели, критерии и факторы регионального развития.
2.Рассмотреть основные методы социально-экономического развития регионов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Управление развитием регионов …………………………………………….…..4
1.1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы…………………………..4
1.2. Особенности управления развитием…………………………………………..7
1.3. Теории развития регионов и городов …………………………………………8

2. Методы управления развитием территорий ……………………..……………11
2.1. Региональная промышленная политика………….…………………………..11
2.2. Управление развитием социальной сферы регионов……………………...….14

Заключение………………………………………………………………………..….18

Список литературы……………………………………………………………..……19

Вложенные файлы: 1 файл

Управление региональным развитиием.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     Развитие  всегда имеет целевую направленность, т. е. направлено на достижение некоторой цели или системы целей. Положительная направленность развития позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о регрессе, деградации.

     Развитие  всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Если эта направленность положительная, социально полезная, то говорят о прогрессе; если она отрицательная, то это регресс или деградация. Развитие фирм, организаций, стран и регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.

     Термин "развитие" часто употребляется  в следующих сочетаниях: развитие фирмы, развитие организации, развитие региона, города, социально-экономическое развитие России (или другой страны). Прогрессивное изменение в экономической сфере может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте.

     Оно может быть качественным, и тогда  говорят о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении объектом управления новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные  параметры развития.

     Более того, социальные характеристики  уже давно стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любой страны, любого региона, города или района.

     Управление  развитием любого объекта выделяется в относительно самостоятельные действия и отличается от управления функционированием. Так, например, по своему содержанию различаются:

     • управление функционированием фирмы  и управление развитием фирмы;

     • управление функционированием университета и управление развитием университета;

     • управление функционированием региона  и управление развитием региона.

     Более того, в рамках управления каждым из упомянутых объектов можно выделить более мелкие объекты, управление которыми вновь разделяется на управление функционированием и развитием:

     • в рамках фирмы - управление функционированием  производства (диспетчеризация, управление запасами, управление материальными потоками, технологический контроль и пр.) и управление развитием производства (техническое перевооружение, внедрение новых технологий, освоение производства новых изделий);

     • в рамках вуза - управление функционированием учебного процесса (расписание, управление аудиторным фондом, контроль посещаемости) и управление развитием учебного процесса (создание новых учебных курсов, повышение квалификации преподавателей, внедрение новых технических средств обучения);

     •   в рамках региона или города - управление функционированием региональных и городских служб, жилищно-коммунального хозяйства, системы социальной защиты населения, налоговых служб региона и управление развитием региона (привлечение новых видов бизнеса, развитие телекоммуникаций, поддержка малого бизнеса, развитие учреждений здравоохранения и образования, развитие региональных финансовых учреждений и пр.).

     В постоянно меняющихся условиях современного мира организации вынуждены развиваться, и это развитие становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий их руководителей.

     В соотношении "управление функционированием - управление развитием" все больший удельный вес приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой деятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в большей мере - на преобразования. Рождается новый тип лидеров, которые не просто управляют тем объектом, который им достался в наследство, а трансформируют объект управления, сами, одновременно меняясь и обучаясь и стимулируя постоянное обучение и повышение творческой активности своего персонала.

     Менеджмент  развития проявляется в различных  формах, в частности в стратегическом планировании, развитии культуры организации, организационном развитии, мониторинге, а также в конкретных технологиях менеджмента, таких, как бизнес-планирование, группы качества и др.

     Основной  формой, в которой реализуется менеджмент развития, является стратегическое планирование. 

     1.3 Теории развития регионов и городов 

     Рассмотрим  некоторые теории, анализирующие  и объясняющие действие основных факторов экономического развития регионов и городов.

     Первая  из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории, пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Эти преимущества заставляют те или иные виды производств располагаться во вполне определенных регионах.

     Так, любые производства, в большой степени зависящие от сырья и других материальных ресурсов, располагаются, как правило, близко к местам их добычи. Например, металлургические заводы тяготеют к местам добычи железной руды и кокса, алюминиевая промышленность к источникам дешевой электроэнергии. Некоторые массовые производства (особенно товаров массового спроса), ориентированные на местные рынки, требующие широкой сети распространения, а потому и значительных транспортных издержек, располагаются близко к рынкам сбыта.

     Каждый  регион, каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные различия размещением производительных сил.

     Другие  традиционные представления, связанные  не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуются в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение. Благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию как результат агломерационного эффекта: совокупные производственные затраты крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации.

     Дополнительный  потенциал развития крупных центров  возникает в связи с тем, что только здесь возможны некоторые виды высококвалифицированной деятельности: музейная и театральная жизнь, особые виды медицинского обслуживания и пр.

     Весьма  плодотворной концепцией, позволяющей  эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона.

     Для примера можно рассмотреть машиностроительный завод в качестве основного производства, а его инфраструктуру (строительные организации, банки, страховые учреждения, почта, экспедиционные и транспортные службы, поликлиники, детские сады, школы, колледжи, даже вузы и пр.) - в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура — возникает так называемый мультипликативный эффект. Поэтому основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста. 

     Типы  регионального развития 

     Региональным  называют развитие, характеризующееся  тем или иным соотношением региональных показателей. Существуют три типа регионального  развития: асимметричный, гармоничный и нейтральный.

     Асимметричный (дисгармоничный) – такой тип (характер) регионального развития за определенный период, при котором регионы, имеющие относительное преимущество по тому или иному показателю в начале периода, в дальнейшем его наращивают, а регионы, имеющие относительное отставание, его усугубляют.

     Гармоничный (симметричный) – это тип регионального  развития, при котором разрыв в  уровне региональных показателей сокращается. 
Нейтральный – тип развития, при котором соотношение в уровне региональных показателей в течение периода остается неизменным.

     Управление  региональным развитием предполагает использование форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизма государственной поддержки социально-экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.

     Вообще  органы власти региона выполняют  две основные функции: управление функционированием  региона и управление развитием региона. Управление социально-экономическим развитием региона осуществляется с помощью широкого спектра различных стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых мероприятий, посредством которых власть стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности. Не умаляя значения первой функции, можно сказать, что функция экономического развития становится все более значимой, включая в себя вопросы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений.

     Управление  развитием региона – это управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности  региона в соответствии с поддержанными населением приоритетами, федеральными и региональными интересами, принятыми к исполнению на законной или договорной основе, предусматривающими использование необходимых ресурсов, с определенными мерами и установленными сроками.

     Главной целью такого управления является создание каждому трудоспособному гражданину условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние и благосостояние семьи, при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства в первую очередь слабо защищенных групп населения.

     Все возможные методы воздействия непосредственно  региональной администрации на ход  экономического развития можно сформулировать как: создание в регионе благоприятных  общих условий для развития деловой активности, регулирование деловой активности и прямой кооперации администрации региона и бизнеса. Управление региональным развитием должно исходить из следующих принципов:

     • создания условий для сохранения и рационального использования  социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

     • определения приоритетных направлений, требующих значительных капитальных вложений;

     • поисков альтернативных некапиталоемких  или малокапиталоемких вариантов  поддержания отдельных (наиболее приоритетных, нуждающихся) сфер. 
 
 
 

2. Методы управления  развитием территорий 

    2.1.Региональная промышленная политика 

     Промышленная  политика - это совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей.

     Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обуславливается общей ориентацией национальной экономики, спецификой тех или иных моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.

     Принцип конструктивности. Целесообразно обеспечить консенсус между экономическими агентами и политическими силами по вопросу о целях, направлениях и методах осуществления промышленной политики и на этой основе поставить конкретные задачи по модернизации отраслей и предприятий.

     Принцип корректировки. Необходимо своевременно отказываться от тех стратегий, которые не оправдали себя в прошлом и не представляют ценности в настоящий момент.

     Принцип равных возможностей. В качестве объектов внимания рассматриваются не отрасли, сферы или субъекты хозяйствования, а динамически видоизменяющиеся на различных этапах индустриального развития параметры и инструменты их регулирования.

     Принцип глобального реагирования. Необходимо учитывать ресурсные и политические возможности, сосредоточенные за пределами национальной экономической системы.

Информация о работе Методы управления развитием территорий