Методы управления развитием территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы рассмотреть и проанализировать основные особенности в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии регионального управления. В соответствии с данной целью в работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить цели, критерии и факторы регионального развития.
2.Рассмотреть основные методы социально-экономического развития регионов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Управление развитием регионов …………………………………………….…..4
1.1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы…………………………..4
1.2. Особенности управления развитием…………………………………………..7
1.3. Теории развития регионов и городов …………………………………………8

2. Методы управления развитием территорий ……………………..……………11
2.1. Региональная промышленная политика………….…………………………..11
2.2. Управление развитием социальной сферы регионов……………………...….14

Заключение………………………………………………………………………..….18

Список литературы……………………………………………………………..……19

Вложенные файлы: 1 файл

Управление региональным развитиием.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

     Единой  универсальной модели промышленной политики даже национальном уровне не существует.

     В то же время, эффективная промышленная политика, направлена на достижение:

    • макроэкономической и политической стабильности;
    • экспортной ориентации промышленности;
    • эффективного развития человеческих ресурсов.

     Основным  критерием успеха промышленной политики служат темпы экономического роста  в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия.

     Роль  промышленной политики на рубеже второго  и третьего тысячелетий возрастает, что обусловлено следующими факторами:

  • изменяется роль государства, возрастает взаимозависимость субъектов мирового хозяйства, изменяется содержание глобальной конкуренции. Все это требует выработки адекватной национальной и региональной экономической стратегии. Её реализация обеспечивается посредством макроэкономического регулирования, опоры на силы предпринимательства, уважения дисциплины рынка;
  • возрастает значение нематериальных факторов производства, таких, как образование, знания, квалификация, ноу-хау, услуги, инфраструктура их обеспечения, научно-технические факторы конкуренции, особенно на рынках с высоким потенциалом проста;
  • ускоряются структурные преобразования в промышленности, обусловленные, в частности, появлением новых социально-экономических рисков, связанных с комплексом проблем НТП, Защитой окружающей среды и рядом других.
 

     Федеральный и региональный уровень  промышленной политики 

     Необходимость формирования и эффективной реализации промышленной политики в России по истечении первых лет реформ уже не вызывает сомнений, причем как на федеральном, так и на региональном уровне национальной экономической системы.

     Федеральная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер индустриального развития страны, определяющих необходимую структуру и масштабы производства и обеспечивающих эффективное действие его перспективных факторов, а также влияющих на принятие решений в отношении наиболее важных стратегических объектов. Эта промышленная политика является федеральной по целям, но может реализовываться на разных уровнях национальной экономической системы. Инструменты федеральной промышленной политики закреплены в федеральных целевых программах и законодательных актах.

     К российским федеральным приоритетам  следует отнести развитие высокотехнологичных  отраслей и производств, конверсию  оборонного комплекса, ресурсосбережение, развитие отраслей заключительных стадий переработки, развитие инфраструктуры транспорта и информации. В рамках федеральных программ должны конкретизироваться вопросы свертывания, реконструкции либо развития стратегических производственных мощностей конкретного технологического уклада, а также средств, льгот и других форм федеральной поддержки.

     Промышленная  политика федерального уровня призвана закреплять лишь основополагающие приоритеты и средства их поддержки, согласующиеся не только с национальными интересами и реально складывающейся ситуацией, но и с критериями «нацеливания», применяемыми в международной практике, в том числе с учётом глобального реагирования.

       Региональная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде региона и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных и законодательных актах.

     Российская  действительность характеризуется  общей для всех регионов необходимостью государственного участия в реконструкции крайне изношенного производственного аппарата, структурной адаптации, стабилизации воспроизводственных систем, как в народнохозяйственном, так и в региональном масштабе, поскольку режим рыночной саморегуляции сам по себе не способен обеспечить вывод из кризиса производственной сферы. Общесистемные функции региональной промышленной политики представлены на рисунке 1. 

     
 

Рис.1. Общесистемные функции региональной промышленной политики 

     Региональная  промышленная политика призвана ставить  ориентиры индустриальным связям и переливу капитала, обеспечивать повышение уровня межрегиональной и международной экономической интеграции. 

   Реализация  региональной промышленной политики 

     Реализация  региональной промышленной политики предполагает выделение нескольких уровней стимулирования развития промышленного производства:

     1. Уровень взаимодействия предприятий с региональными органами государственного управления через стимулирующую бюджетно-налоговую систему, процентно-ссудную политику и другие инструменты и формирование на этой основе бюджетных и внебюджетных фондов промышленного развития региона.

     2. Уровень регионального воздействия на производство посредством формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их финансирования из имеющихся бюджетных и внебюджетных фондов.

     3. Уровень взаимодействия предприятий  региона с федеральными органами государственного управления посредством координации региональной программы промышленного развития с федеральными приоритетами и внесения на этой основе корректив в систему платежей, преференций и стимулов для промышленности региона.

     Результативность реализации промышленной политики может быть оценена по следующим параметрам:

  • поступлению достаточных сумм в бюджеты разных уровней;
  • установлению оптимальных пропорций в развитии экономики региона;
  • активизации промышленного развития и структурных преобразований, инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона.
 

     2. 2.Управление  развитием социальной сферы регионов 

     Региональная  политика применительно к Российской Федерации - это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональная политика государства – это, прежде всего политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций, вмешательство по этому поводу в развитие практически каждой территориальной единицы.

     При формировании государственной региональной социальной политики на федеральном уровне формируются стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. Формы и методы решения региональных задач должны находиться в компетенции регионов, причем необходимо четко раз граничить управление развитием социальной сферы региона, осуществляемое Российской Федерацией и территорией. Приоритетные направления федерального и регионального финансирования должны разрабатываться, исходя из общей стратегии развития социальной сферы, но учитывая специфические проблемы отдельного региона.

     Региональная  социальная политика должна исходить из следующих принципов:

      создание условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

     • определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;

     • поиск некапиталоемких или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

     Существующая  модель федеральной социальной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную передачу все большего числа социальных функций регионам, на перенесение финансирования социальных расходов из федерального бюджета на местные бюджеты, а также на доходы и сбережения граждан. Однако в такой огромной стране, как Россия, достижение стабильности и социальной ориентации оказывается возможным лишь при условии определенной однородности социального и экономического пространства. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах страны не может быть и речи, если социально-экономические параметры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стране, если относительно стабильные территории соседствуют с абсолютно депрессивными.

     Аномальные  территориальные различия в уровне и качестве жизни во многом определяются экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными  особенностями регионов и служат основанием для государственной политики "выравнивания". Одной из основных целей этой политики, согласно Указу Президента РФ №803 от 3 июня 1996 года, является "выравнивание условий социально-экономического развития регионов", а одной из основных задач – последовательное приближение уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню. Важным фактором в данном случае выступает государственное стимулирование регионов к саморазвитию: поддержка социальной мобильности населения (помощь при переселении в более благоприятные места); инициирование правительством перетока капиталов и инвестиций в ранее отсталые регионы. Главным аспектом социальной политики на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии регионов.

     Возможны  три варианта развития территорий:

  1. Развивать и поддерживать передовые и богатые районы, а остальные могут существовать за счёт богатых (например - США).
  2. Поддерживать примерно равные условия жизни во всех районах, регулируя в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни (пример – Германия).
  3. Поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно (пример – страны Скандинавии).
 

    Функции органов управления развитием социальной сферы региона 

     Проводя политику регионального развития, органы разных уровней государственной  власти должны осуществить выравнивание развития разных регионов страны, создать  необходимые предпосылки для их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления – к управлению развитием социальной сферы.

     В общем виде функции органов управления в социальной сфере заключается  в обеспечении социальной справедливости, которая не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния.

     В обширном спектре проблем государственного управления региональным развитием  социальной сферы целесообразно выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:

    • выбор объектов регулирования;
    • определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;
    • определение критериев оценки состояния социальной сферы;
    • выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;
    • регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

     Управление  социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона и управление развитием социальной сферы региона.

     Социальная  защита – это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.

     Комплекс  мер по управлению социальной защитой  реализуется на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом).

     Базовыми  направлениями этого комплекса  являются:

Информация о работе Методы управления развитием территорий