Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

По мере развития рыночного хозяйства возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность в значительных инвестициях малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Объективная возможность проводить государственное регулирование национальной экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в реальность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственному регулированию национальной экономики.

Содержание

Введение 3
1.Рынок и государственное регулирование 4
2. Необходимость государственного регулирования экономики 7
3. Условия и предпосылки государственного вмешательства 10
4. Механизм государственного воздействия на
предпринимательскую деятельность и экономику страны. 12
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

n1 (1).doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение   3

1.Рынок и государственное регулирование   4

2. Необходимость государственного регулирования экономики   7

3. Условия и предпосылки государственного вмешательства 10

4. Механизм государственного воздействия на

предпринимательскую деятельность и экономику страны. 12

Заключение 25

Список использованной литературы 27

 

 

Введение.

 

Актуальность темы «Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны» заключается в том, что направления, или объекты государственного регулирования  - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

По мере развития рыночного хозяйства возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе  частной собственности. Появилась потребность в значительных инвестициях малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность проводить государственное регулирование национальной экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в реальность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственному регулированию национальной экономики.

Цель моей курсовой работы - изучение механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Задачи курсовой работы сводятся к ознакомлению с сущностью государственного регулирования; определению методов государственного регулирования деятельности предпринимателей.

Работа состоит из введения, четырех разделов и заключения. Первый раздел раскрывает сущность рынка и государственного регулирования. Второй раздел определяет необходимость государственного регулирования экономики. Третий раздел изучает условия и предпосылки государственного вмешательства. Четвертый раздел раскрывает механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

 

1. Рынок и государственное  регулирование.

 

Государственное регулирование экономики представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью адаптации социально-экономической системы и отдельных ее субъектов к изменяющимся экономическим условиям.

Основные функции регулирования рыночной экономики:

  • Стабилизационная, призванная обеспечивать необходимый уровень занятости населения и относительную стабильность цен, а также стимулировать экономический рост цен;
  • Распределительная, направленная на достижение более справедливого распределения доходов в обществ;
  • Оптимизация размещения ресурсов (с учетом издержек отраслевого перелива капиталов, асимметрии рыночной информации и других факторов).

На основе длительного опыта функционирования рыночной экономики установлено, что, несмотря на способность рыночного механизма обеспечить в целом эффективное использование ресурсов, в ряде ситуаций рынок обнаруживает свою недостаточность с точки зрения достижения максимально возможной эффективности. В этих случаях необходимо вмешательство государства. Как правило, такое вмешательство направлено на:

1. Удовлетворение потребности в общественных благах, которые включают национальную оборону, обеспечение общественного порядка, контроль за состоянием окружающей среды, образование, здравоохранение и др. Особенностью является всеобщность их потребления. Например, национальная оборона обеспечивает одинаковую безопасность всем гражданам данной страны, и исключить кого-либо из сферы ее действия практически невозможно.

2. Устранение отрицательных побочных результатов экономической деятельности – распространенная функция государственного регулирования рыночной экономики. Например, на благосостояние потребителя может оказывать негативное влияние фирма, загрязняющая окружающую среду, что является побочным результатом деятельности фирмы, не отражающимся в рыночных ценах на ее продукцию.

Возникающий побочный результат может носить и положительную направленность. Осуществляя нововведения, предприятия ориентируются на будущий спрос, на те цены, которые потребители согласны заплатить за новую продукцию. Однако устанавливаемые цены не отражают всех выгод общества от данного нововведения. Определение степени влияния нововведения на следующие за ним инновации, а следовательно и размер платы, которую предприятие может потребовать с последующих инноваторов, связано с большими издержками и невыгодно для предприятий.

3. Решение проблем, связанные с недостаточной (асимметричной) информацией у участников экономических сделок. К неэффективному распределению ресурсов может привести такая ситуация, при которой в сделках не предусмотрены все экономические взаимоотношения между участниками. Такого рода явления принято обозначать как интернальные явления. Интерналии – издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, не оговоренные при заключении последней. Примером интерналии может служить ущерб, полученный покупателем от потребления товара, оказавшегося некачественным; безнаказанное нарушение контракта одной из сторон; выигрыш фирмы от повышения квалификации рабочего за счет его обучения без дополнительной оплаты и т.п..

 Затраты на получение информации, способной устранить неопределенность относительно всех возможных последствий потенциальной сделки, могут оказаться значительно выше выгод, полученных в ее результате. Издержки, связанные с заключением условных контрактов в условиях риска; издержки по наблюдению и контролю за поведением участников сделки; затраты на добывание информации об истинном качестве продукции, недоступной для широкого потребителя, - все это примеры затрат на минимизацию интералий.

Активную роль в устранении интерналий призвано сыграть государство. Одним из путей решения данной проблемы является правовое обеспечение бизнеса. Так, заключение контрактов значительно упрощается, если правовая система предусматривает стандартные формы договоров и четкую процедуру заключения сделок, а так же санкции за нарушение контрактов. К методам устранения асимметрии информации можно отнести создание законодательных норм, вынуждающих субъектов рынка бесплатно предоставлять информацию своим контрагентам, а также осуществление контроля за качеством продукции. Государство устанавливает стандарты качества, выдает лицензии на производство определенных видов товаров и услуг, сертифицирует продукцию, законодательно защищает права потребителей.

4.Обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов. Даже в условиях поддержки конкуренции рынок может оказаться недостаточным из-за существования барьеров для свободного перелива капитала. Барьерами для доступа нового предприятия на рынок могут оказаться абсолютные преимущества в издержках производства у фирм, уже действующих на данном рынке (исключительное владение технологией, доступ к дешевым источникам сырья и т.п.).

Издержки, которые придется нести вступающим на рынке предприятиям - это затраты, которыми обусловлена возможность вхождения в рынок и которые должны быть покрыты из будущей выручки.

Существование барьеров для свободного перелива капиталов свидетельствует о недостаточности рынка и необходимости государственного вмешательства. Государство, стремясь оживить конкуренцию, может действовать в двух направлениях:

  1. понизить для вступающих в отрасль предприятий первоначальные издержки на организацию производства путем предоставления им льготных кредитов, субсидий, налоговых льгот;
  2. увеличить ожидаемую выручку созданием наиболее благоприятных условий для заключения этими предприятиями долгосрочных контрактов с потенциальными потребителями этой продукции, в результате чего обеспечивается защита инвестиций от невосполнимых издержек.

Вмешательство государства, особенно при отсутствии развитого контроля за его деятельностью, может привести не к выигрышу, а к потере эффективности. Такое явление получило название «государственной недостаточности» (по аналогии с рыночной недостаточностью).

 

2.Необходимость государственного регулирования

экономики страны.

 

Предпринимательская деятельность и экономика страны в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на ее  многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды  и не поддерживает незащищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

Экономический кризис в нашей стране характеризуется спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

На государство возлагаются следующие основные функции:

1.Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика  не может нормально развиваться. Государство разрабатывает и  принимает законы, определяющие  право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные правила игры, регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2.Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечивать права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполнит эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.

3.Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще ожжет парализовать экономику страны. Инфляция вызывает следующие негативные последствия:

  • снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;
  • отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;
  • девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;
  • обесценивание сбережений граждан;
  • снижение инвестиционной активности и др.

4.Обеспечение социальной защиты  и социальных гарантий. Государство  обязано проводить активную социальную  политику, суть которой заключается  в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

Информация о работе Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны