Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:55, курсовая работа
Цель работы состоит в обобщении теоретических представлений о естественных монополиях и их роли в экономике России. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
-исследование теоретических аспектов естественных монополий;
-изучение место естественных монополий в экономике России
-рассмотрение механизма регулирования деятельности естественных монополий.
В качестве основных методов в курсовой работе используются: эмпирический метод и метод научного абстрагирования, анализ и синтез, дедукция и индукция, графический метод, исторический и логический, позитивный и нормативный, системный и синергетический подходы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты естественных монополий………………………5
1.1. Сущность естественных монополий……………………………………5
1.2. Реформирование естественных монополий в России………………….7
1.3. Государственное регулирование естественных монополий…………..9
Глава 2. Место естественных монополий в экономике России…………………12
2.1. Газпром как естественная монополия…………………………………12
2.2. Влияние Газпрома на развитие экономики России…………………...15
2.3. Будущее естественных монополий…………………………………….18
Глава 3. Механизм регулирования деятельности естественных монополий…..24
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………………37
-внесение стоимости
-представление недропользователями искаженной информации о фактическом состоянии объектов недр;
-отсутствие перечня имущества государственной казны и порядка его эксплуатации, включая сферу недропользования, что негативно сказывается на эффективности государственного управления недрами;
-получение государством, являющимся титульным собственником недр, доходов от недропользования в виде налогов не более 30% от общей массы горной ренты;
Представляется целесообразной многовариантность действий по усилению роли государства в управлении собственностью субъектов хозяйствования естественных монополий:
-сохранить государственную собственность на еще нераспроданное (неприватизированное) имущество предприятий и организаций естественных монополий, включенных в план (программу) приватизации федерального имущества, а также инфраструктуру естественных монополий: хранилища природных ресурсов, нефтепроводы, газопроводы, средства транспортировки сжиженных природных ресурсов и т.п.;
-приостановить приватизацию организаций геологической отрасли, включенных в план (программу) приватизации федерального имущества до 2016 г.;
-определить пообъектный состав государственного имущества в сфере естественных монополий, отчуждение которого должно быть запрещено законом, в особенности в случае естественных монополий;
-сформировать полный реестр объектов федеральной собственности (включая объекты незавершенного строительства), который должен содержать количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики таких объектов;
-развивать инновационные формы (институты) интеграционного взаимодействия государства и бизнеса в сфере управления собственностью;
-изъять природную ренту, получаемую недропользователями со сверхдоходных месторождений (по сути, незаработанного ими дохода) в пользу государства;
-установить квоты как одну из мер прямого государственного регулирования естественных монополий (в первую очередь на экспортируемое минеральное сырье, а также на их производные);
-продавать минерально-сырьевые ресурсы и их производные за рубеж исключительно за национальную валюту;
-обращать в государственную собственность имущество недобросовестного недропользователя в судебном порядке либо в порядке, определенном специальным законом;
-провести (в разумных пределах) консервацию части месторождений минерального сырья, как это имеет место в ряде развитых стран, например в США;
-развивать институты управления собственностью, которые не связаны с изменением ее формы: аренду, концессию, доверительное управление, аутсорсинг и др.;
-обеспечивать информационную транспарентность регулирования отношений собственности в сфере недропользования и повышение роли институтов гражданского общества в контроле (мониторинге) в этом вопросе.
Список литературы
Приложение 1
Структура внутреннего потребления первичных топливно-энергетических ресурсов, %
Показатель |
2012 год - отчет |
2013 год - оценка |
2016 год - прогноз |
Всего, в том числе |
100 |
100 |
100 |
уголь |
15,9 |
15,8 |
14,8 |
нефть и нефтепродукты |
20,3 |
20,4 |
20,4 |
газ |
52,3 |
52,1 |
52,7 |
электроэнергия ГЭС и АЭС |
10,5 |
10,7 |
11,0 |
прочие виды энергоресурсов |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
Информация о работе Механизм регулирования деятельности естественных монополий