Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже разработана система адресной социальной помощи населению. Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.

Содержание

Введение …………………………………………………….…………….….……..4
1 Социальная защита: понятия и критерии оценки ……….……………....….….6
2 Основные направления социальной защиты …………….………………....…..11
2.1 Основные направления социальной защиты в Республике Беларусь .....…...11
2.2 Основные направления социальной защиты в развитых странах мира ……15 3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь .……....…..19
4 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь …....….25
Заключение ……….………………………….………………….………………….30
Список использованных источников ………….………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ - соц. защита.docx

— 91.27 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа:  31 с.,  2 табл., 1 изобр., 15 источников

 

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, СТРАХОВАНИЕ, РИСКИ, ПОМОЩЬ, СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

 

Объектом исследования является население страны в целом.

Предмет исследования — социальная защита как одна из наиболее важных составляющих деятельности государства.

Цель работы – изучить механизмы, основные направления и пути совершенствования социальной защиты в  Республики Беларусь.

Методы исследования: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный метод, синтетический метод, графический метод, сравнительный метод, табличный метод.

Исследования  и разработки: раскрыта сущность социальной защиты населения, определены основные методы и главные функции социальной защиты, охарактеризованы основные направления формирования эффективной системы социальной защиты населения, изучены механизмы социальной защиты населения, предложены меры по совершенствованию социальной защиты различных слоев населения Республики Беларусь.

Элементы научной  новизны: предложены пути совершенствования социальной защиты в Республике Беларусь.

Область возможного практического применения: повышение жизненного уровня социально уязвимых слоев и групп  населения.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются  ссылками на их авторов.

 

 

 

                                                                                     _____________________

                                                                                           (подпись студента)          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………….…………….….……..4

1 Социальная защита: понятия и критерии оценки ……….……………....….….6

2 Основные направления социальной защиты …………….………………....…..11

2.1 Основные направления  социальной защиты в Республике  Беларусь .....…...11

2.2 Основные направления  социальной защиты в развитых  странах мира ……15 3 Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь .……....…..19

4 Пути совершенствования социальной защиты Республики Беларусь …....….25

Заключение ……….………………………….………………….………………….30

Список использованных источников ………….………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 В философском смысле  экономика всегда, во все времена  должна быть социальна. Она ведь не может существовать без человека, и в принципе не нужна, бессмысленна без него. Это значит, с одной стороны, без людей экономика не может функционировать, от качества самого человека (людей) зависит развитость экономики. А с другой стороны, от уровня и стадии развития экономики зависит человек, уровень и качество его жизни.[2 с.202]

Из духа и смысла Конституции  следует, что государство несет  ответственность за обеспечение достойной жизни людей в стране, их свободное и полноценное развитие. Вместе с тем это вовсе не означает государственное попечительство над каждым гражданином, а предполагает создание таких экономических, правовых, организационных, социальных и иных возможностей, при которых каждый человек способен собственными усилиями обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, материальное благополучие.

Актуальность выбранной  темы для Республики Беларусь обусловлена тем, что с изучаемыми вопросами мы сталкиваемся постоянно, они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Социальная устойчивость общества обеспечивается, прежде всего, на основе социальной политики государства. Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране ведется активная поддержка социальной сферы, разрабатываются и совершенствуются мероприятия по социальной защите. В настоящее время уже разработана система адресной социальной помощи населению. Развитие социально–культурного комплекса в Республике Беларусь направлено на формирование духовно богатого и физически здорового человека. Предусматривается создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг (прежде всего медицинского обслуживания и общего образования), расширение возможностей выбора их населением.

Государственная поддержка  в этих важных сферах общества направлена на обеспечение населения государственными минимальными социальными стандартами, реализацию мер по укреплению их материально–технической  базы, а также на повышение статуса  их работников. [11 с.283-285]

Итак, социальная защита, как  часть социальной политики, являясь  одной из наиболее важных составляющих деятельности государства, смягчает негативные социальные явления, помогает населению  адаптироваться к новым условиям, обеспечивает социальную ориентированность  развития.

Целью данной курсовой работы является изучение механизмов, основных направлений и путей совершенствования социальной защиты в  Республики Беларусь.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие социальной  защиты;

- определить основные  направления социальной защиты;

- определить и охарактеризовать  механизмы социальной защиты  населения Республики Беларусь;

- выявить пути совершенствования  социальной защиты Республики  Беларусь.

Предмет данной курсовой работы – социальная защита как одна из наиболее важных составляющих деятельности государства.

Объектом данной курсовой работы являются отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

Методы написания данной курсовой работы: аналитический метод, дедуктивный метод, индуктивный  метод, сравнительный метод, синтетический  метод, табличный  метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальная защита: понятия и критерии оценки

 

Социальная защита представляет собой систему принципов, нормативов и  мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан. Социальная защита определяется как система мер по защите любого гражданина страны от экономической бедности и социальной деградации в результате потери или резкого сокращения доходов, безработицы, болезни, инвалидности, старости. Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т. д. Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:

-  пособия по безработице; 

- пенсии;

- пособия по болезни, инвалидности;

- жилищные пособия;

  - пособия на получение образования;

  - медицинская помощь;

  - гарантирование государством  минимального уровня доходов.

Социальная защита человека возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования  и воспроизводства оптимальной социальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой социальной инфраструктуры, т. е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования и здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции  этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности населения. [13,с. 403-404]

Структурная составляющая социальной политики – политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создания и регулирования социально–экономических условий, обеспечивающих неотъемлемые и общепризнанные социальные права человека в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается событие в  жизни человека, наступление  которого приводит к утрате его  способности к труду (полностью  или частично) и, как следствие, заработка  как источника средств к существованию. К числу социальных рисков относят: материнство, беременность и  роды, содержание детей, болезнь, инвалидность, старость, потерю работы или кормильца, трудовое увечье или профессиональное заболевание, чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. [1, с. 296]

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается  система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и  натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

Методы социальной защиты представляют на практике большое разнообразие, притом в связи с изменением социальной ситуации, особенно в переходных условиях, могут появляться все новые. Основными методами, используемыми в переходный период, являются следующие:

1. Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной формах на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы и т.п.).

2. Социальное страхование – система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных) при соблюдении зависимости объемов социальной услуги от размеров сделанных взносов. Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

3. Социальное попечительство – метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи с выявившейся объективной потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).

4. Социальная поддержка – способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

5. Социальное обслуживание – система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию.

Однако когда резко  усиливается поляризация доходов  и положения населения, когда нарастает распространенность бедности, когда на фоне социальных стрессов резко ухудшается здоровье населения, условия и особенности переходного периода требуют усиления системы социальной защиты.

6. Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения – еще одна составляющая социальной политики, не выделяемая в самостоятельную ни теоретически, ни практически.

Депопуляция – одна из крупнейших социальных проблем, главными причинами которой являются снижение рождаемости с одновременным ростом смертности населения. Причем, по заключениям специалистов, последний фактор действует на 1/3 сильнее первого.

Без населения, без его  активной поддержки никакие переходные задачи, особенно трансформационного типа, просто неосуществимы. Это же можно сказать и о второй крупнейшей социальной проблеме - экологической безопасности. Если ее не обеспечить (если дышать людям нечем и питьевой воды нет), – социально–экономическая перестройка обречена на провал. Однако особенности переходного периода и слишком высокая цена неудач социальной политики в это время выдвигают важнейшую общую задачу – научную разработку социальной стратегии. Социальная стратегия – это внутренняя, общая и долговременная основа всей социальной политики.

Главными функциями  социальной стратегии можно считать:

1. выявление главной целевой  направленности социальной политики;

2. обеспечение комплексности,  внутренней непротиворечивости  всех звеньев социальной политики.

Чтобы социальная стратегия  переходного периода была способна  выполнить свои функции, она должна устойчиво опираться на ряд общих принципов, учитывающих специфику переходного периода. Основными из них можно назвать следующие:

- принцип сочетания социальной  защиты, социальной поддержки и  социального либерализма в связи  с разной степенью социальной  адаптации разных слоев населения  к переходным условиям;

- принцип сочетания предпринимательской  и трудовой мотивации  всех  слоев населения, что обеспечивается  ростом престижа образованности  и профессионализма, вертикальной  мобильностью и, что особенно  важно,  соответствующей системой  оплаты труда;

Информация о работе Механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь