Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:49, курсовая работа
Международные финансовые организации представляют собой совокупность финансовых активов, обязательств, инструментов и механизмов деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне. Конституирующим признаком для отнесения какой-либо организации к международной публичной финансовой организации является именно характер ее образования - на основе межгосударственных соглашений. Нельзя считать таковым масштаб и характер операций, проводимых финансовой организацией. Так транснациональные банки (ТИБ) ведут свою деятельность на международных рынках, в различных странах, однако они не могут быть отнесены к типу международных финансовых организаций, поскольку являются в своей основе крупными международными коммерческими банками.
заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными
органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.
Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку
структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или
иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на
эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на
счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ
предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на
валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут
переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны
были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд
обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с
неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет
валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм
неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они
остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными
условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-
первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,
предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не
должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма
валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты
(включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г.
Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам
использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого
срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается
второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может
приостанавливаться.
По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести
обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства
в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая
возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3-4
до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно
производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее
платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ
национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом,
то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере
до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г.
называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты
страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной
валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной
национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам,
то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов,
предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных
соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная
позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде (Reserve
Position in the Fund). В пределах
резервной позиции страны-
получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование
этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не
налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.
Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые могут быть
приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты),
делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма
кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного
использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.
МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования,
причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой
постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие
проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий,
фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет,
что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет
его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование
страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в
форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю
испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем
заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали
практиковаться с 1952 г. Что же касается выделения Фондом средств в счет
верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится
посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by
Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет
получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с
договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.
Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной
линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных
кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3
лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.
Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время
кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.
Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних
кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через
установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения
этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью
специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев,
предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую
порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ
оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г.
система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она
предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более
длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем
это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в
рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение
равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в
области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о
расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и
по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют
следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и
расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление
кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная,
включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная
величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы
предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного
соглашения).
Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ
осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего
Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной
системы.
Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства
путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных
валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов
стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других
участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ
заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность
приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран,
которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного
баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует
соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана
принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее
лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению
к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран
использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными
Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества,
как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной
мере покрывать дефицит их платежного баланса.
Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и
доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию
международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР
в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов
денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать
СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить
о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной
ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого
процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от
роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не
решила проблему интернационализации международной ликвидности и
централизованного управления ею.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по
инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в
мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное
место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при
вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты
либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того,
какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была
обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее
квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право
использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов,
а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.
Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном
количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1
,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР.
В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в своих
действиях «целью не допускать регулирования цены или установления
фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как
обычного рыночного товара.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных
курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудс-кой
валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими
и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также
санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.)
режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от
воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава
МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с
другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных
механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов».
Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами
или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать
эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые
конкурентные преимущества перед другими странами-членами».
Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность
выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать
фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в
единице СДР или иной международной счетной денежной единице.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является
устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют
функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья
VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда
ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного
баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к