Мировая финансово-кредитная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Международные финансовые организации представляют собой совокупность финансовых активов, обязательств, инструментов и механизмов деятельности финансовых организаций, созданных на межгосударственном уровне. Конституирующим признаком для отнесения какой-либо организации к международной публичной финансовой организации является именно характер ее образования - на основе межгосударственных соглашений. Нельзя считать таковым масштаб и характер операций, проводимых финансовой организацией. Так транснациональные банки (ТИБ) ведут свою деятельность на международных рынках, в различных странах, однако они не могут быть отнесены к типу международных финансовых организаций, поскольку являются в своей основе крупными международными коммерческими банками.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными

органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку

структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или

иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на

эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на

счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ

предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на

валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут

переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны

были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд

обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с

неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет

валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм

неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они

остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными

условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-

первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев,

предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не

должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма

валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты

(включая 75% квоты, внесенных  в Фонд по подписке). В пересмотренном  в 1978 г.

Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам

использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого

срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается

второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может

приостанавливаться.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести

обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства

в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая

возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3-4

до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно

производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее

платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ

национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом,

то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере

до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г.

называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты

страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной

валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной

национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам,

то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов,

предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных

соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная

позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде (Reserve

Position in the Fund). В пределах  резервной позиции страны-члены  могут

получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование

этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не

налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.

Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые могут быть

приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты),

делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма

кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного

использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.

МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования,

причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой

постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие

проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий,

фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет,

что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет

его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование

страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в

форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю

испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем

заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали

практиковаться с 1952 г. Что же касается выделения Фондом средств в счет

верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится

посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах.

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by

Arrangements), обеспечивают стране-члену  гарантию того, что она сможет

получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с

договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.

Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной

линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных

кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3

лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов.

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время

кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.

Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних

кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через

установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения

этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью

специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев,

предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую

порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ

оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г.

система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она

предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более

длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем

это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.

Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в

рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение

равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в

области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о

расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и

по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют

следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и

расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление

кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная,

включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная

величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы

предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока кредитного

соглашения).

     Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ

осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего

Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной

системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства

путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных

валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов

стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других

участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ

заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность

приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран,

которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного

баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует

соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана

принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее

лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению

к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран

использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными

Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества,

как это было прежде. Операции в СДР  дают возможность странам в известной

мере покрывать дефицит их платежного баланса.

Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и

доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию

международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР

в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов

денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать

СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить

о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной

ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого

процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от

роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не

решила проблему интернационализации международной ликвидности и

централизованного управления ею.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по

инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в

мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное

место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при

вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты

либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того,

какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была

обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее

квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право

использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов,

а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.

Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном

количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1

,а); фиксированное золотое  содержание имела и единица  стоимости СДР.

В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в своих

действиях «целью не допускать регулирования цены или установления

фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как

обычного рыночного товара.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных

курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудс-кой

валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими

и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также

санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.)

режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от

воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава

МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с

другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных

механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов».

Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами

или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать

эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые

конкурентные преимущества перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность

выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать

фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в

единице СДР или иной международной счетной денежной единице.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является

устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют

функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья

VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда

ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного

баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к

Информация о работе Мировая финансово-кредитная система