Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 21:37, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала раскрыть основные теоретические и практические аспекты функционирования мирового валютного рынка, реализации валютного регулирования и деятельности международных финансовых организаций.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
– показать необходимость и сущность мирового валютного рынка;
– раскрыть содержание валютного регулирования;
– провести анализ мирового валютного рынка и его противоречий в условиях бумажно-кредитной системы денежного обращения;
Введение ……………………………………………………………….………… 5
Глава 1. Теоретические аспекты формирования мирового валютного
рынка и валютного регулирования …………………………..………. 7
1.1 Понятие валютного рынка ………………………………..……... 7
1.2 Характеристика валютного рынка …………….……...…… ..… 13
1.2.1. Структурная характеристика валютного рынка …...… .. 13
1.2.2. Функциональная характеристика валютного рынка … .. 20
1.3. Содержание валютного регулирования.……………………….. 23
Глава 2. Роль международных финансовых организаций в
современном валютном регулировании……….………..………….…29
Заключение……………………………………………………………… ………37
Список использованных источников……………………………………. …….39
– координации валютной политики отдельных стран и общеэкономической интеграции;
– принятия совместных мер по преодолению кризисных ситуаций;
– согласования валютной политики стран – участниц соглашения в отношении третьих стран.
Развитию межгосударственного валютного регулирования способствовала глобализация хозяйственных связей. Оно преследует следующие цели: регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.
Межгосударственное регулирование в форме координации валютной, кредитной и финансовой политики обусловлено следующими причинами:
1. Усиление взаимозависимости
2. Изменение соотношения между
рыночным и государственным
3. Изменение расстановки сил
на мировой арене; безраздельное
лидерство США сменилось
4. Огромные масштабы мировых
валютных, кредитных, финансовых рынков,
которые отличаются
При этом принято считать, что механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:
– валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
– валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами;
– регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.
По мнению специалистов, инструменты, используемые для обеспечения требуемых пропорций спроса и предложения валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:
1) прямые (императивные) – когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной власти нормативных правовых актов и совершения ими иных административных действий. Обычно это проявляется в установлении государством специального порядка проведения валютных операций (всех или отдельных) либо запрета на их проведение. Следовательно, в данной части валютному регулированию присуще государственное принуждение, которое проявляется через действие нормативных правовых актов. При этом принуждение в механизме валютного регулирования понимают как систему необходимых мер валютного регулирования и валютного контроля, установленных государством в императивном порядке, реализуемых компетентными органами государственной власти, в целях упрочения режима законности и правопорядка в сфере осуществления валютных операций;
2) косвенные (диспозитивные) – когда используются экономические рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно принимать решение об участии (неучастии) в проведении валютных операций.
Обоснованием валютной политики служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством – совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями – двухсторонними и многосторонними – между государствами по валютным проблемам. Историческим предшественником современных валютных соглашений являлся Латинский монетный союз (1865-1926 гг.), целью которого было установление единой денежной единицы стран-членов, причем монеты одной страны считались законным платежным средством в других государствах. Парижское соглашение 1857 г. оформило создание первой мировой валютной системы – золотомонетного стандарта. Далее Генуэзская конференция 1922 г. оформила создание золотодевизного стандарта. Бреттонвудское соглашение 1944 г. закрепило принципы послевоенной валютной системы. Ямайское валютное соглашение (действует с 1976 г. по настоящее время) установило принципы современной мировой валютной системы. В рамках региональных объединений также заключаются валютные соглашения, например о создании ЕВС (1979 г.), Европейского экономического и валютного союза с единой валютой – евро – на рубеже XX и XXI в.
Итак, государственное валютное регулирование представляет собой регламентацию государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Выделяют межгосударственное и внутригосударственное валютное регулирование. Межгосударственное валютное регулирование преследует следующие цели: регламентацию структурных принципов мировой валютной системы, координацию валютной политики отдельных стран, совместные меры по преодолению валютного кризиса, согласование валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам. В качестве методов валютного регулирования используют: прямые (императивные) и косвенные (диспозитивные) методы. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, а также валютными соглашениями. В качестве субъектов валютного регулирования можно выделить Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.
Глава 2. Роль международных финансовых организаций в современном валютном регулировании
Применение международного регулирования связано прежде всего с Международным валютным фондом (Приложение 2), который был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. и начал функционировать с марта 1947 г. В 2007 г. членами МВФ являлись 185 стран; Россия – член МВФ с 1992 г.
Официальная цель создания МВФ – содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем устранения валютных ограничений, предоставление государствам-членам валютных займов для выравнивания платежных балансов и установления норм регулирования валютных курсов.
Капитал МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой, которая определена в зависимости от уровня экономического развития страны, ее роли в мировой экономике и торговле. В сентябре 2009 г. капитал МВФ составлял 250 млрд. СДР. Наибольшие квоты имеют США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Италия и Канада.
Для выравнивания платежных балансов государств-членов МВФ предоставляет им кредиты в иностранной валюте в форме ее продажи за национальную валюту. Кредиты погашаются путем покупки национальной валюты за иностранную валюту. Кредиты МВФ подразделяются на несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платежного баланса. Обычный кредит МВФ предоставляется для преодоления временных трудностей платежного баланса на срок до 1 года (с возможностью продления до 4-5 лет). Эти кредиты выделяются при условии, что наличие национальной валюты и МВФ в течение года не должно возрастать более чем на 25% квоты и в общем объеме не превышать 200% квоты.
Для получения кредита в больших размерах страна-заемщик должна заключить соглашение «стэнд-бай» (Standarrangements) о получении кредита на срок до 12 месяцев (в отдельных случаях до 3 лет), в течение которого она имеет право получить иностранную валюту в обмен на национальную в пределах заранее оговоренной суммы. Кредит выдается по частям (траншами) при условии выполнения страной-заемщиком условий выполнения стабилизационной программы.
Международный валютный фонд предоставляет также кредиты для компенсации временного сокращения экспортной выручки по не зависящим от страны-заемщика причинам, «буферные» (стабилизационные) кредиты для финансирования запасов сырья в условиях неблагоприятной для него конъюнктуры на мировых рынках. С середины 70-х гг. в МВФ созданы специальные фонды, в частности фонд Виттевеена (директор-распорядитель МВФ в 1973-1978 гг.), формируемый за счет ресурсов ведущих промышленно развитых государств, а также нефтедобывающих стран и выделяемый странам, имеющим значительный дефицит платежного баланса и исчерпавшим возможности получения обычных ссуд МВФ. Кредиты МВФ Российской Федерации, в том числе на условиях «стэнд-бай», в 1992-1995 гг. составили около 5 млрд. долл. Было заключено соглашение о предоставлении Российской Федерации в 1996- 1998 гг. кредита на сумму 10,2 млрд. долл., который поступал траншами. Во время финансового кризиса в августе 1998 г. МВФ выделил России кредит в сумме 4,8 млрд. долл.
Действия МВФ, связанные с финансовым кризисом в странах Юго-Восточной Азии, вызвали серьезную критику, так как способствовали резкому падению производства в этих странах, снижению курсов их валют и т.д. Во время финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии деятельность МВФ стала фактически дестабилизирующим фактором. Его стандартные требования, как правило, направлены на борьбу с расточительством государства. В данном случае кризисы в странах этого региона были связаны не с бюджетными проблемами, а с состоянием банковского сектора. «Пакет мер» по спасению экономики Таиланда, Индонезии, Южной Кореи в действительности обострял экономическую, социальную и финансовую ситуацию в этих странах.
В условиях современного глобального финансового кризиса МВФ реагировал с большим отставанием от проблем и потребностей мировых финансовых и валютных рынков. В результате чего многие страны стали самостоятельно вырабатывать меры по борьбе с финансовым кризисом. Современная геополитическая ситуация такова, что все больше стран объединяются в альтернативные структуры для поиска более эффективных ответов на глобальные вызовы. В качестве примера можно отметить ЕврАзЭс, ШОС, ОДКБ. Поэтому реформирование Международного валютного фонда (МВФ) стало краеугольным камнем прошедшего в апреле 2009 г. в Лондоне саммита «большой двадцатки».
Современное положение в МВФ снижает авторитет этой организации и привлекательность сотрудничества с ней, что проявляется в снижении суммы выдаваемых МВФ кредитов.
Ведущую роль среди международных кредитных организаций играют Всемирный банк и примыкающая к нему группа организаций, составляющие вместе группу Всемирного банка, а также крупные региональные банки и банки, созданные в интеграционных группировках.
Всемирный банк – международная кредитная структура, состоящая из двух организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (MAP), имеющих общее управление. Они предоставляют кредитные средства правительствам стран-заемщиков, главным образом развивающимся странам, для осуществления проектов и программ экономического и социального характера, направленных, как это говорится в их официальных документах, на повышение уровня экономического развития и улучшение условий жизни населения. К ним примыкают Международная финансовая корпорация, Международное агентство по гарантированию инвестиций и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
Международный банк реконструкции и развития был создан одновременно с Международным валютным фондом в соответствии с решением международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). В настоящее время членами МБРР являются 186 стран. Членами МБРР могут быть только страны – члены МВФ. Россия является членом МБРР с 1992 г. Официальная цель создания МБРР – содействие странам-участницам в развитии их экономик путем предоставления долгосрочных займов и кредитов, а также гарантирования частных инвестиций. МБРР предоставляет займы только кредитоспособным заемщикам – правительствам, государственным ведомствам и частным предприятиям под государственные гарантии на перспективные проекты, обещающие высокую реальную прибыль для экономик стран. В первые послевоенные годы значительные займы МБРР предоставил странам Западной Европы на восстановление их экономики, разрушенной во время войны. В дальнейшем основная деятельность МБРР была направлена на поддержку экономик развивающихся стран.
Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. Свыше 48% паев в банке принадлежит ведущим промышленно развитым странам – США, Японии, Германия, Великобритании, Франции, а также Канаде, Италии, Республике Корея и Австралии.
Первоначально капитал банка не превышал 10 млрд. долл., в дальнейшем он возрос. Совокупный собственный капитал банка к 30 июня 2007 г. составил 190,8 млрд. долл. Страны-члены должны оплачивать лишь часть дополнительной подписки на акции МБРР. Остальная часть может быть востребована банком в случае отсутствия у него средств для покрытия своих обязательств, т.е. эти суммы выступают гарантийным фондом для тех средств, которые банк заимствует на рынке ссудного капитала.
Привлечение средств на рынках ссудного капитала - основной источник финансирования кредитов МБРР. Частные банки и другие кредитные учреждения охотно вкладывают деньги в облигации МБРР, получая довольно высокие проценты (свыше 6%) и практически не подвергаясь кредитному риску. Благодаря тому, что МБРР предоставляет займы только кредитоспособным заемщикам - правительствам или частным предприятиям под государственные гарантии, а также в результате рационального финансового управления МБРР регулярно получает чистые доходы. В 2007 фин. г. чистый доход МБРР составил 1,9 млрд. долл.
За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд. долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.
Как правило, банк предоставляет кредиты, покрывающие около 30% стоимости объекта, остальная часть должна финансироваться за счет внутренних или других внешних источников. Кредиты выдаются на срок до 20 лет под довольно высокий процент, определяемый уровнем процентных ставок на рынке ссудных капиталов. В последнее время все большая часть кредитов МБРР предоставляется на финансирование государственного управления, законодательных и судебных систем, а также развитие финансовых систем развивающихся стран. Остальные кредиты банка предоставляются на развитие энергетики, транспорта, связи и других отраслей инфраструктуры, что должно способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата как для местного, так и иностранного частного капитала.
Так, в 2007 фин. г. на государственное управление, законодательные и правоохранительные органы был выделен 21% кредитов МБРР, финансы – 9%, транспорт – 28%, здравоохранение и другие услуги в социальной сфере – 4%, образование – 3%, энергетику и горнодобывающую промышленность – 4%, обрабатывающую промышленность и торговлю – 6%, сельское хозяйство – 7%, на водоснабжение, канализацию и защиту от паводков – 12% и информацию и связь – 1%.