Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:22, курсовая работа
Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Большое влияние на международные валютные отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны ( особенно “семерка” ), которые выступают как партнеры соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.
Введение…………………………………………………………………..стр.3-4
1. Эволюция мировой валютной системы ………………………..стр.5-9
. “Золотой стандарт” или Парижская валютная система
. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
. Ямайская система плавающих валютных курсов
2. Европейская валютная система ………………………………….стр.10-20
3. Мировая валютная система……………………………………....стр.21-30
Заключение ………………………………………………………………..стр.31
Список использованных источников …………………………………....стр.32
крайнего режима валютного курса – валютного совета или плавания.[17]
Политика валютного комитета на протяжении последнего десятилетия
признавалась многими отечественными и зарубежными экономистами панацеей в
решении проблемы выбора оптимального режима обменного курса . Однако
коллапс этой политики в декабре 2001 г. в Аргентине , приведший к
человеческим жертвам , заставил многие страны пересмотреть возможность
введения механизма валютного совета в ближайшем будущем . Вопрос насколько
целесообразен и реален процесс реализации политики валютного комитета в
Республике Беларусь является особо актуальным на этапе интеграционного
сближения монетарных систем Беларуси и России в рамках Союзного государства
.
Примеры мирового опыта свидетельствуют , о том , что выбор валютного
режима для стран , интегрирующихся в экономические образования , может
пасть на механизм валютного совета , что фактически и произошло в Эстонии
, Литве и Болгарии(номинанты для вступления в ЕС). Данную практику нельзя
назвать абсолютно новаторской для применения в Республике Беларусь , так
как ещё в Концепции валютной и кредитно-денежной политики на 1999-2000 гг.
одним из пяти возможных вариантов предусматривался механизм валютного
совета . И , хотя он и не был реализован в республике , идея его внедрения
остаётся привлекательной для многих отечественных экономистов .
Экономическая сущность механизма валютного совета характеризуется
следующими основными особенностями :
- жёсткая фиксация национальной валюты к иностранной ;
-автоматическая конвертируемость , то есть постоянно обеспеченная
возможность в любой момент обменять местную валюту на резервную по
фиксированному курсу;
-наличие достаточного объёма иностранной валюты , который, по меньшей мере
, не уступал бы стоимосной оценке денежно-кредитных обязательств для
выполнения предыдущего условия (обычно 105-110% покрытия национальной
денежной массы на случай внезапных потрясений , связанных с падением цен
активов , составляющих резервы );
- запрет на операции центрального банка на открытом рынке , а при жёсткой
фиксации курса ограничиваются и его возможности оперировать косвенными
инструментами (маневрировать процентными ставками ) и в целом выполнять
свои регулирующие функции ;
- достижения разумного оздоровления финансовой системы , готовность
допустить банкротство слабых банков ;
-принятие долгосрочного обязательства проводить указанную политику ,
которое должно быть оформлено в виде закона или упомянуто в банковском
кодексе , для того , чтобы защитить рассматриваемый режим от угрозы
политического вмешательства .
Для решения всех поставленных задач возникает первостепенная
необходимость определения резервной валюты для РБ , выбор которой зависит
от трёх факторов . Преимущественно предпочтение отдаётся валютам стран
большой семёрки , как наиболее стабильным, с развитыми финансовыми рынками
и широким разнообразием финансовых инструментов . Кроме этого , необходимо
учитывать направление торговых потоков , валюту экспортно-импортных
операций , а также валюту внешнего долга . Последним аспектом является
степень долларизации экономики как аргумент в пользу выбора доллара США. По
совокупности факторов перед РБ лежит выбор между тремя валютами : доллар
США – по причине высокой долларизации экономики и в расчётах по внешним
операциям , немецкая марка – Германия главный торговый партнёр из стран
дальнего зарубежья (0,07% от объёма внешних сделок в 1999 г.), российский
рубль – РФ основной торговый партнёр среди всех стран (62% в 2000г.)и
партнёр по валютно – экономической интеграции . Приоритет концентрации
торговли играл решающую роль при выборе резервной валюты во многих странах
с валютным управлением . Так , внешнеэкономические отношения Эстонии с
Германией составляли около 70% к другим странам в 1999г. Литва использует
американский доллар однако идут переговоры на высшем уровне о
переориентации на евро по причине роста объёма торговых связей со странами
ЕС ( только с Германией удельный вес составил половину от всей суммы
торгового баланса ). Таки образом , использование российского рубля в
качестве резервной валюты, опираясь на этот индикатор видится оптимальным.С
другой стороны , валютную политику России нельзя назвать идеальной , да и
по поводу конвертируемости российского рубля возникают сомнения . К тому же
номинальная привязка к курсу российского рубля реально может означать
фиксацию к доллару США , который обеспечивает устойчивость валюты РФ на
внутреннем национальном рынке .
Использование же американского доллара представляется затруднительным
по причине недостаточного количества валютных резервов Нацбанка для
покрытия рублёвой денежной массы . Выходом из сложившейся ситуации может
стать параллельная фиксация как к доллару , так и к российскому рублю ,
что фактически и проводится монетарными властями Республики Беларусь.
Альтернативой является номинальная декларация росрубля в качестве резервной
валюты , в то время как реальный механизм фиксации будет проводится с
учётом кросскурсов двух валют к доллару США и взаимной рыночной котировке
на валютных рынках .
Главным преимуществом реализации механизма валютного совета для РБ ,
что подтверждается примерами мирового опыта , станет достижение
стабильности цен в средне- и долгосрочном периоде. Ещё одним преимуществом
реализации механизма валютного совета а РБ станет отмена практики ”банкир
– клиент ” между Нацбанком и правительством , тем самым прекратится
кредитная эмиссия в некоторые отрасли экономики .[18]
Денежно-кредитная и валютная политика РБ (2000-2002гг.).
Осуществленные мероприятия в области денежно-кредитной и валютной политики
стали основой для активизации сотрудничества с международными финансовыми
организациями, центральными банками других государств. Так, на состоявшемся
в конце сентября 2000 г. Ежегодном собрании управляющих МВФ и Всемирного
банка в Праге руководство Фонда в целом положительно оценило достигнутые
результаты денежно-кредитной политики, проводимой в республике. В IV
квартале был подготовлен Меморандум о денежно-кредитной политике до конца
2000 г. и на I квартал 2001 г., реализация которого позволила начать
работу, направленную на создание условий для достижения соглашения с МВФ. И
здесь важно отметить, что это необходимо не только и даже не столько с
точки зрения получения финансовых ресурсов для решения стабилизационных
задач, сколько для того, чтобы обеспечить повышение инвестиционной
привлекательности республики. В этом же направлении должны действовать и
другие органы государственного управления.
Таким образом, к важнейшим положительным результатам денежно-кредитной
политики 2000 г. можно отнести следующие:
• переход к единому обменному курсу белорусского рубля и обеспечение
стабильности его рыночных котировок;
• ужесточение денежно-кредитной политики, выразившееся в том, что
кредитование народного хозяйства осуществлялось в основном на
безэмиссионной основе, рублевые и процентные ставки достигли положительного
уровня в реальном выражении;
• поддержание параметров кредитной эмиссии, которая направлялась на
финансирование дефицита государственного бюджета, в пределах
запланированных значений.
Вместе с тем не удалось обеспечить решение ряда задач. В частности,
недостаточными темпами шло наращивание финансового потенциала банковской
системы. Темпы роста денежных агрегатов значительно превышали первоначально
планировавшиеся. Не обеспечено доведение размеров чистых иностранных
активов до размеров рублевой денежной базы. В определенной мере данные
обстоятельства связаны с невыполнением мероприятий общеэкономического
характера, реализация которых должна была вестись параллельно с
осуществлением намеченной денежно-кредитной политики.
В соответствии с Основными направлениями
денежно-кредитной политики на 2001 год
её наиболее важной оперативной целью является обеспечение высокой
стабильности и предсказуемости обменного курса национальной валюты . Во-
первых , это является логичным продолжением монетарной политики 2000 года ,
так как после достижения единого курса белорусского рубля не менее важной
задачей становится достижение его стабилизации и конвертируемости . Во-
вторых , как показывает анализ зарубежного опыта , в первую очередь , опыта
малых стран как с рыночной , так и с переходной экономикой , такая
постановка задачи является наиболее рациональной . Если денежно-кредитная
политика в условиях малой экономики , сильно зависящей от внешнего мира ,
строится таким образом, чтобы обеспечить стабильность обменного курса
национальной валюты , то это создаёт оптимальные условия для развития
внешнеэкономических связей , достижение высоких темпов роста ВВП,
нормализации инфляционной ситуации.
Однако , несмотря на то, что необходимость ликвидации множественности
обменных курсов была очевидной практически для всех , осуществлению данного
шага должна была предшествовать существенная подготовительная работа , а
сама тактика перехода требовала соответствующего углубленного анализа всего
комплекса возможных последствий . Ведь до 14 сентября 2000 года , когда в
Беларуси был достигнут единый обменный курс белорусского рубля ,
отклонения рыночных котировок от официального курса достигали двух- и
трёхкратной величины . И такая ситуация курсообразования , по существу ,
представляла собой своеобразную форму скрытого субсидирования “’
критического импорта” (в основном энергоносителей , а также зерна ,
некоторых других товарных групп) и сопровождалась проведением весьма мягкой
денежно-кредитной политики . Размеры процентных ставок по рублевым
операциям часто не покрывали уровень инфляции , а масштабы кредитной
эмиссии Национального банка были весьма внушительны .Экономика и
банковская система во многом “привыкли” к такой политике . Поэтому
следовало учитывать , что резкое изменение денежно-кредитной политики в
плане её существенного разового ужесточения и проведения скачкообразной
девальвации официального курса , по которому осуществлялся бухгалтерский
учёт , могли иметь как минимум две группы отрицательных последствий . Во-
первых это не могло подорвать ликвидность банковской системы ,. И не только
в краткосрочной перспективе . Возврат предоставленных под относительно