Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:22, курсовая работа
Международные валютные отношения являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.
Большое влияние на международные валютные отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны ( особенно “семерка” ), которые выступают как партнеры соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.
Введение…………………………………………………………………..стр.3-4
1. Эволюция мировой валютной системы ………………………..стр.5-9
. “Золотой стандарт” или Парижская валютная система
. Бреттон-Вудская система фиксированных валютных курсов
. Ямайская система плавающих валютных курсов
2. Европейская валютная система ………………………………….стр.10-20
3. Мировая валютная система……………………………………....стр.21-30
Заключение ………………………………………………………………..стр.31
Список использованных источников …………………………………....стр.32
высокие номинальные процентные ставки банками долго- и среднесрочных
кредитов оказался бы в существенной степени затруднен . С другой стороны ,
на банки легло бы бремя процентных платежей по срочным депозитам. Это могло
привести к наличию долгосрочных проблем с ликвидностью и рентабельностью у
банков . Во-вторых , резкая девальвация официального валютного курса в
условиях малой открытости экономики ведёт к существенным изменениям в
структурах балансов предприятий нефинансового сектора , большинство из
которых так или иначе являются субъектами внешнеэкономических отношений
.Размер кредитов в иностранной валюте , полученных ими от банков ,
превышает сумму валютных депозитов и текущих счетов примерно в два раза . И
отрицательные последствия от такой переоценки активов и пассивов ,
вызванной резкой девальвацией , могли привести к неплатёжеспособности
многих предприятий ( включая экспортёров) , что весьма вероятно перевело бы
возможный положительный эффект от увеличения рентабельности экспорта и его
конкурентоспособности из категории среднесрочного в разряд заоблачного.
В 2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной политики,
в результате чего в феврале процентные ставки по рублёвым операциям вышли
на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения
затем начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального
банка были значительно ограниченны, при этом она направлялась исключительно
на кредитование дефицита государственного бюджета. Всё это позволило,
начиная с апреля 2000 г., существенно снизить темпы девальвации рыночных
котировок рубля (с 2-5 % в среднем за месяц до 0,5-1,5 %), а в мае была
начата ускоренная корректировка его официального курса .В текущем году
Национальный банк продолжил ужесточение денежно-кредитной политики,
сокращая реальные размеры кредитной эмиссии и обеспечивая уровень рублёвых
процентных ставок выше инфляции, хотя в номинальном выражении они
постепенно снижаются. Прирост потребительских цен сокращался ежемесячно и
в целом снизился 4,8 % в январе до 0,8 в августе. Что касается темпов
девальвации, то ожидается, что они в среднемесячном исчислении составят не
более 2,5 % к доллару США и 2 % к российскому рублю.
Не менее важно и то, что, с одной стороны , позволило значительно
повысить степень доступности валютных ресурсов для предприятий и граждан,
с другой – нивелировало основные факторы развития теневых операций в
валютной сфере. Было снято множество ограничений, действовавших по операция
как на наличном , так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении
нерезидентов) . И сегодня практически достигнута конвертируемость
белорусского рубля по текущим операциям. Национальный банк осуществляет
вместе с правительством работу с МВФ по поводу присоединения к статье 8
Устава Фонда, в которой сформулированы критерии конвертируемости
национальной денежной единицы по текущим операциям.
Данные изменения в денежно-кредитной и валютной политике показали
существенное положительное влияние на состояние внешнеэкономических связей
нашей страны . В 2001 году практически впервые после 1991 года , т. е. за
всё время существования Беларуси как независимого государства, достигнуто
положительное сальдо баланса текущих операций. За 6 месяцев текущего года
оно составило плюс 239,8 млн.долл. США (за аналогичный период прошлого –
минус 257,6 млн. долл.). Экспорт товаров в долларовом выражении увеличился
на 14,6 %. Причём его рост был характерен для всех основных его товарных
групп: экспорт машин и оборудования – на 13,8 %, транспортных средств – на
11,4 %, недрагоценных металлов -15,4 %. Ещё более значительным был рост
поступлений валютной выручки на счета предприятий республики, сумма которой
увеличилась более чем в 1,5 раза. Это связано со снижением доли бартерных
расчётов . Что касается импорта, то он возрос всего лишь на 1,4 %, хотя
следует отметить , что такая умеренная его динамика в значительной степени
связана со снижением цен на нефть . Всё это значительно укрепило позиции
белорусского рубля и позволило увеличить размер золотовалютных резервов .
Сумма чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования
за 8 месяцев 2001 года возросла на 65 % (с 150,6 до 277,.4 млн. долл.),
хотя первоначально планировалось лишь их умеренное увеличение .Однако
правительство и Национальный банк , что положительный эффект от перехода к
единому обменному курсу белорусского рубля и либерализации валютного рынка
не вечен . Поэтому задача повышения конкурентоспособности национальной
экономики и привлечения иностранных инвестиций является одной из
приоритетных для всей социально- экономической политики . В частности ,
Национальный банк положительно относится к увеличению присутствия
иностранного капитала в банковской системе республики . И можно отметить ,
что из 24 действующих в республике банков 17 - это банки с участием
иностранного капитала . И с целью увеличения притока иностранных инвестиций
в банковскую систему в 2000 году был установлен льготный режим создания и
регулирования деятельности совместных и иностранных банков в Свободных
экономических зонах ( в республике их всего пять , прорабатываются вопросы
, связанные с созданием шестой – в Могилёвской области ). Этот порядок
предусматривает упрощённую процедуру регистрации и отчётности, освобождение
от некоторых нормативов и ограничений, обязательных для других банков
действующих на остальной территории РБ . В настоящее время в Минской СЭЗ
зарегистрирован и начал работать Атом–банк , капитал которого состоит из
взносов учредителей из РБ , США и Прибалтики .
Заканчивается разработка Основных направлений денежно-кредитной
политики на 2002 год, а также Концепции развития банковской системы до 2010
года , которые во многом будут определять средне – и долгосрочную политику
Национального банка . Работа над этими документами ещё не завершена .Тем не
менее практически с полной уверенностью можно ожидать дальнейшее
ужесточение денежной политики. При этом важнейшей её оперативной целью
вероятнее всего останется обеспечение стабильного и предсказуемого
валютного курса. Намечается довести темпы девальвации белорусского рубля(по
доллару США и российскому рублю ) до показателя порядка 15 % в 2002 году и
около 5 % в 2005 году.
В заключение следует отметить, что стратегическими целями денежно-
кредитной политики является создание благоприятных условий для активного
вхождения Беларуси в систему международных экономических связей путём
углубления финансово-экономической стабилизации в республике, достижения
международных банковских стандартов по всем основным аспектам
функционирования банковской системы. Другой альтернативы нет, так как
Беларусь имеет небольшую экономику, характеризующееся высокими показателями
интенсивности внешнеэкономических потоков. Отношение суммы экспорта и
импорта товаров и услуг к ВВП превышает 100 %. Это один из наиболее высоких
показателей для стран бывшего СССР, которых примерно соответствует уровню,
достигнутому небольшими странами Центральной и Западной Европы. И
фактически возможности наращивания экономического потенциала республики
находятся в прямой зависимости от динамики внешнеэкономических отношений со
всеми партнёрами.[19]
Основные направления денежно-кредитной политики на 2001 г. предполагают
ее дальнейшее ужесточение с тем, чтобы добиться закрепления положительных
тенденций в экономике и денежной сфере, достигнутых в 2000 г. При этом в
качестве основной, оперативной, цели Национального банка принимается
обеспечение стабильности валютного курса. Данная цель в условиях Республики
Беларусь более точно отражает приоритеты денежно-кредитной политики,
направленной на создание условий для достижения финансово-экономической
стабилизации, и положительной экономической динамики.
С целью создания необходимых условий для достижения финансово-
экономической стабильности кредитование дефицита бюджета в 2001 г.
предполагается осуществлять в иностранной валюте (долларах США). Поэтому
стабильность валютного курса -важное условие недопущения чрезмерной
нагрузки на бюджет. Кроме того, эффективное проведение монетарной политики,
основанной на приоритетности такой оперативной цели, как достижение
определенных темпов инфляции (например, «инфляционное таргетирование»),
возможно в том случае, если уровень либерализации ценообразования
достаточно высок (по крайней мере, выше достигнутого в республике).
Наконец, стабильность единого обменного курса белорусского рубля -
важнейшее условие успешного развития сотрудничества с Банком России и
международными финансовыми организациями.
С целью реализации данного приоритета в Основных направлениях денежно-
кредитной политики на 2001 г., а также меморандуме о денежно-кредитной
политике, подготовленном в контексте развития сотрудничества с МВФ,
предусмотрены конкретные меры в области денежно-кредитного регулирования,
развития банковской и платежной системы, процентной и валютной политики,
международного сотрудничества, а также показатели монетарной политики,
включающие контролируемый и ряд индикативных.
Контролируемым показателем является темп девальвации белорусского
рубля. В целом на 2001 г. он прогнозируются в среднемесячном исчислении на
уровне 2,5% к доллару США и 2% к российскому рублю. Данный параметр
определен в соответствии с другими важнейшими показателями,
предусмотренными Прогнозом социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2001 г., и его достижение должно обеспечить, с одной стороны,
поддержание конкурентоспособности национальных производителей, с другой -
благоприятные условия для стабилизации инфляционной ситуации. При
определении фактических темпов девальвации будет учитываться разница в
темпах инфляции в Беларуси и России.
При этом предполагается курсообразование осуществлять на рыночных
принципах, а возможные отклонения котировок белорусского рубля сглаживать
посредством валютных интервенций Национального банка, проведения
соответствующей процентной политики, применения комплекса инструментов
денежно-кредитного регулирования, направленных на формирование
соответствующей конъюнктуры финансовых рынков. Будут обеспечены равные
условия доступа на все сегменты валютного рынка, включая ОАО «Белорусская
валютно-фондовая биржа», и продолжена реализация мер, направленных на
дальнейшую либерализацию валютного рынка, включая снятие ограничений,
действующих на межбанковском рынке.