Модели ценообразования доминирующей фирмы, ограничивающие вход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является достаточно актуальной, так как наличие крупных фирм, контролирующих значительную долю рынка определенного товара и оказывающих влияние на уровень цен является объективной характеристикой российской экономики. Исследования отечественных ученых показали, что структура большинства отраслей экономики представляет собой симбиоз двух типов предприятий - крупных, производящих большую часть продукции отрасли, и малых. Крупные фирмы, несмотря на их немногочисленность, обеспечивают значительную долю производства страны. Однако монополия в чистом виде является редким явлением, и обычно речь идет о крупной фирме, действующей в некотором конкурентном окружении, т.е. окружении фирм, значительно уступающих ей по размерам и рыночной власти.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты развития рынка с доминирующей
фирмой.........................................................................................................................6
1.1 Понятие доминирующей фирмы, механизм ее образования............................6
1.2 Ценовое лидерство доминирующей фирмы.....................................................10
1.3 Статические и динамические модели ценообразования, ограничивающие вход.............................................................................................................................13
2 Анализ деятельности ЗАО «Силикатный завод» как доминирующей фирмы на рынке силикатного кирпича Оренбургской области.............................................22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Силикатный завод" .....................................................................................................................................22
2.2 Определение доминирующего положения ЗАО «Силикатный завод» на рынке силикатного кирпича Оренбургской области.............................................27
2.3 Анализ моделей ценообразования, ограничивающих вход на рынок, используемых на ЗАО «Силикатный завод»......................................................................29
3 Оценка эффективности воздействия применяемых моделей ценообразования на ЗАО "Силикатный завод" на рынок силикатного кирпича Оренбургской области............................................................................................................................33
3.1 Оценка результативности применяемых моделей ценообразования для ЗАО "Силикатный завод"..................................................................................................33
3.2 Оценка эффективности воздействия применяемых на ЗАО «Силикатный
завод» моделей ценообразования на рынок силикатного кирпича Оренбургской области........................................................................................................................39
3.3 Направления совершенствования ценовой и неценовой политики ЗАО «Силикатный завод», направленной на ограничение входа........................................41
Заключение................................................................................................................45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая модели ценообразования доминирующей фирмы(доработанная).doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

 

По данным таблицы видно, что стоимость основных средств в 2012 году возросла по сравнению с 2010 годом в 1,22 раза или на 14,2 млн.рублей, что связано с обновлением  устаревшего оборудования, проведение капитальных ремонтов действующего оборудования, усовершенствованием технологического процесса.

Выпуск силикатного кирпича в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличился в 1,31 раза или на 7,9 млн.шт., в связи с увеличением выпуска продукции увеличилась численность производственного персонала на 13% или на 38 человек. Дело в том, что после кризиса 2008-2009 г. 70% начатого на территории Оренбургской области строительства было заморожено. В связи с этим сократилась  реализация кирпича и соответственно его производство. В целях сохранения устойчивого положения, ЗАО «Силикатный завод» вынуждено было сократить численность производственного персонала до минимально возможного. С 2011 года в связи с постепенным увеличением объемов производства началось увеличение численности и к 2012 году увеличилось с 302 человек до 340 человек.

Выручка от продаж увеличилась в 1,71 раза, в связи с увеличением объемов производства кирпича и других видов продукции и некоторым увеличением рыночных цен на всю готовую продукцию. Несмотря на значительное увеличение выручки от реализации продукции, рентабельность продаж, которая показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле, сократилась на 47% и в целом наблюдается уменьшение прибыли от продаж с 7,5 млн.руб. в 2010 году до 6,8 млн.руб. в 2012 году (-0,7 млн.руб).

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и ее способности контролировать издержки. Уменьшение рентабельности продаж является отрицательным фактором экономики компании.

Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия, она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении.

Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы.

Одним из основных и важнейших показателей, который характеризует финансовое и имущественное состояние предприятия является величина чистых активов - реальная стоимость имеющегося у общества имущества, за вычетом его долгов.

Таблица 2 – Анализ чистых активов предприятия

 

Показатель

Значение показателя

Изменение

в млн.руб.

В % к валюте баланса

тыс.руб.

(+-)

%

(+-)

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

2011г.

2012г.

  1. Чистые активы

32,7

33,6

36,6

38,3

+909

+0,02

  1. Уставный капитал

3,42

3,42

3,8

3,9

-

-

  1. Превышение чистых активов над уставным капиталом

29,3

30,1

-

-

879

+0,03


 

Чистые активы организации по итогам работы за 2012 год намного (9,8раза) превышают уставный капитал. Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение ЗАО «Силикатный завод», полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Более того необходимо отметить увеличение чистых активов на 2% за год. Приняв во внимание одновременно и превышение чистых активов над уставным капиталом и их увеличение за период, можно говорить о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.

 

 

 

 

 

 

2.2 Определение доминирующего положения ЗАО «Силикатный завод» на рынке силикатного кирпича Оренбургской области.

 

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области реализация силикатного кирпича на территории составила в 2010 году 47,9 млн.шт,  в 2011 году - 50,1 млн.шт., в 2012 году – 51,3 млн.шт., в том числе реализация кирпича  ЗАО «Силикатный завод» составила в 2010 году 24 млн.шт. (50,1% от общей реализации  силикатного кирпича в области) в 2011 году  - 29,6 млн.шт ( 59,1% от общей реализации силикатного кирпича в области), в 2012 году – 34,1 млн.шт (66,5% от общей реализации силикатного кирпича в области).

Таким образом, ЗАО «Силикатный завод»  на протяжении последних трех лет удерживает более 50% рынка силикатного кирпича в Оренбургской области. Конкурентами ЗАО «Силикатный завод» являются такие организации, как ООО «Арго» г.Новотроицк, производящее силикатный кирпич (удерживает около 20% рынка кирпича в области); ОАО «Краснохолмский кирпичный завод», ООО «Кувандыкский кирпичный завод», ООО «Стройальтернатива», являющиеся производителями керамического кирпича, а также торговые организации, осуществляющие ввоз на территорию Оренбургской области и последующую реализацию различных строительных материалов, в том числе и кирпич.

Доля ЗАО «Силикатный завод» на рынке силикатного кирпича Оренбургской области является основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения организации в данной сфере.

          Рассмотрим основные причины для получения ЗАО «Силикатный завод» доминирующего положения на рынке силикатного кирпича Оренбургской области.

Одной из причин доминирующего положения ЗАО «Силикатный завод» является преимущество в издержках. Издержки организации на 1 тыс. шт. кирпича ниже, чем у фирм-конкурентов.

Данное преимущество заключается в том, что организация располагает мощной ресурсной базой. Завод имеет в собственности три крупных месторожения. В степановском месторождении добывается кварцевый песок, в донгузском месторождении добывается глиняный песок. Данное сырье необходимо для производства силикатного кирпича и самые крупнейшие месторождения этого сырья принадлежат силикатному заводу с самого основания.

Кроме того, ЗАО «Силикатный завод» принадлежит Южно-кондуровское месторождение камня-известняка. В данном месторождении добывается камень-известняк, из которого в процессе обжига получают комовую известь. Комовая известь является важнейшим компонентом при производстве кирпича.

Обжиг добытого на заводском карьере камня-известняка, осуществляется в ООО «Обжиговый цех». ООО «Обжиговый цех» является самостоятельным юридическим лицом, имеет в составе основных средств обжиговые печи и осуществляет услуги по обжигу камня-известняка. Основным покупателем (около 90%) данных услуг является ЗАО «Силикатный завод». Фактически ООО «Обжиговый цех» работает в основном для удовлетворения потребностей силикатного завода по обжигу камня-известняка, поэтому данные услуги приобретаются заводом по договорной достаточно низкой цене. Прочим организациям ООО «Обжиговый цех» оказывает услуги обжига по более высоким ценам.

Кроме того, в составе ЗАО «Силикатный завод» имеется собственная автобаза, состоящая из 26 грузовых автомобилей марки Камаз, Скания, FAW, которые осуществляют поставку сырья с карьеров на площадку завода.

Данные преимущества дают значительную экономию в издержках по сравнению с другими организациями-производителями силикатного кирпича, которым приходится в большей степени покупать необходимое сырье для производства кирпича.

Второй причиной доминирующего положения ЗАО «Силикатный завод» является то, что фирма более 50 лет производит силикатный кирпич на территории Оренбургской области, обладает хорошей репутацией и покупателей уже выработалась приверженность к продукции, выпускаемой именно силикатным заводом.

Третьей причиной доминирования ЗАО «Силикатный завод» является производство кирпича более высоко качества с более разнообразной номенклатурой, чем у других фирм-производителей силикатного кирпича. ЗАО «Силикатный завод» в 2007 году приобретено и установлено немецкое оборудование, которое позволяет производить цветной кирпич с различной номенклатурой цветов под заказ покупателя, а так же белый облицовочный  кирпич как пустотелый, так и полнотелый, утолщенный и одинарный.

Четвертой причиной доминирования ЗАО «Силикатный завод»  является наличие собственной железнодорожной ветви, которая проходит непосредственно через площадку хранения готовой продукции. Благодаря собственной железнодорожной ветви завод имеет возможность осуществлять вагонную поставку готовой продукции в самые дальние уголки области и за ее пределы.

 

2.3 Анализ моделей ценообразования, ограничивающих вход на рынок, используемых на ЗАО «Силикатный завод»

 

ЗАО "Силикатный завод" видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей строительными материалами не только на территории Оренбургской области, но и за ее пределами.

Стратегической целью ЗАО "Силикатный завод" является поддержание лидерских позиций на территории Оренбургской области,  а также  становление как лидера в  близлежащих регионах.

Поставленные цели достигаются прежде за счет работы по следующим направлениям:

-улучшение качества продукции;

-расширение номенклатуры продукции;

-производство цветного кирпича различных цветов и оттенков "под заказ" покупателя;

-постепенная модернизация оборудования, усовершенствование технологического процесса, позволяющие увеличивать выпуск кирпича при одновременном сокращении издержек производства;

-поддержание цен на выпускаемую продукцию на низком уровне.

Для того чтобы проанализировать модели ценообразования, используемые на ЗАО "Силикатный завод" в первую очередь необходимо провести анализ действующих цен на силикатный кирпич от заводов-производителей в Оренбургской области и близлежащих регионах. Действующие цены заводов- производителей кирпича представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Цены на силикатный кирпич от заводов-производителей в Оренбургской области и близлежащих регионов*

Наименование организации

Марка кирпича

Цена за 1 шт. кирпича (с НДС) руб.

2010г.

2011г.

2012г.

ЗАО "Силикатный завод" г.Оренбург

-кирпич одинарный, марка 125

-кирпич утолщенный, марка 125

-кирпич цветной пустотелый, марка 125

4,62

5,10

 

9,00

5,46

6,90

 

10,81

5,73

7,25

 

11,35

ООО "Новотроицкий завод "Арго", г. Новотроицк

-кирпич одинарный, марка 125

-кирпич утолщенный, марка 125

5,60

6,23

6,52

8,24

6,90

8,55

ООО "Стерлитамакский завод силикатного кирпича"

-кирпич одинарный, марка 125

-кирпич утолщенный, марка 125

5,30

6,12

6,35

8,10

6,45

8,34

ООО "Башкирский кирпич" Кармаскалинский район д. Кабаково

-кирпич одинарный, марка 125

-кирпич утолщенный, марка 125

-кирпич цветной пустотелый, марка 125

5,45

6,34

10,80

6,80

8,43

11,90

6,90

8,79

12,40

ООО "Чапаевский завод силикатного кирпича" Самарская область

-кирпич одинарный, марка 125

-кирпич утолщенный, марка 125

5,00

5,85

5,90

7,10

6,25

7,94

ООО "Казанский кирпичный завод"

-кирпич одинарный, марка 125

-кирпич утолщенный, марка 125

-кирпич цветной пустотелый, марка 125

5,20

6,25

11,10

6,00

6,95

12,00

6,85

7,42

12,50


 

*Цены указаны  непосредственно от производителей  в пределах их регионов

 

По данным таблицы видно, что ЗАО "Силикатный завод" на протяжении последних трех лет поддерживает цены на свою продукцию ниже других заводов-производителей из близлежащих регионов.

Основным конкурентом Силикатного завода является ООО "Новотроицкий завод "Арго", который находится на территории Оренбургской области.

Устанавливая цену на кирпич значительно ниже цены "Арго", Силикатный завод преследует цель - не допускать вход Новотроицкого завода на территорию г.Оренбурга как минимум  и полное вытеснение "Арго" с рынка силикатного кирпича Оренбургской области как максимум.

Кроме того, устанавливая цену на продукцию ниже заводов-производителей близлежащих регионов, ЗАО "Силикатный завод" преследует цель ограничения входа данных организаций на территорию Оренбургской области.

Поддержание цен на низком уровне  достигается за счет преимущества Силикатного завода в издержках по сравнению с фирмами-конкурентами.   

Преимущество в издержках возникает за счет того, что завод имеет собственную сырьевую базу для производства кирпича, в отличие от других заводов, которым приходится полностью или частично закупать сырье для производства.

Кроме того, ЗАО "Силикатный завод" имеет собственный транспорт как для доставки собственного сырья с карьеров, так и для доставки приобретаемых у других организаций материалов, пигмента для цветного кирпича и т.п.

В своем составе ЗАО "Силикатный завод" имеет ремонтно-механический участок, оснащенный токарными, фрезерными, шлифовальными станками. В с связи с этим большинство деталей для замены и ремонта оборудования изготавливаются собственными силами, что тоже позволяет значительно экономить на издержках.

Так же в своем составе ЗАО "Силикатный завод" имеет собственную ремонтно-строительную группу. Ремонтно-строительная группа осуществляет изготовление поддонов для реализации кирпича, что позволяет экономить на затратах связанных с закупом тары для реализации. Кроме того, все ремонтно-строительные работы проводимые на территории завода также осуществляются своими силами за ремонтной группы.

Кроме того, преимущество в издержках достигается за счет большого объема выпуска (эффект масштаба).

В связи с тем, что ЗАО "Силикатный завод" на протяжении трех последних лет поддерживает стабильно низкую цену на свою продукцию за счет преимущества в издержках, можно сделать вывод, что в организации используются статические модели ценообразования, ограничивающего вход.

Информация о работе Модели ценообразования доминирующей фирмы, ограничивающие вход