Модели ценообразования доминирующей фирмы, ограничивающие вход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является достаточно актуальной, так как наличие крупных фирм, контролирующих значительную долю рынка определенного товара и оказывающих влияние на уровень цен является объективной характеристикой российской экономики. Исследования отечественных ученых показали, что структура большинства отраслей экономики представляет собой симбиоз двух типов предприятий - крупных, производящих большую часть продукции отрасли, и малых. Крупные фирмы, несмотря на их немногочисленность, обеспечивают значительную долю производства страны. Однако монополия в чистом виде является редким явлением, и обычно речь идет о крупной фирме, действующей в некотором конкурентном окружении, т.е. окружении фирм, значительно уступающих ей по размерам и рыночной власти.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты развития рынка с доминирующей
фирмой.........................................................................................................................6
1.1 Понятие доминирующей фирмы, механизм ее образования............................6
1.2 Ценовое лидерство доминирующей фирмы.....................................................10
1.3 Статические и динамические модели ценообразования, ограничивающие вход.............................................................................................................................13
2 Анализ деятельности ЗАО «Силикатный завод» как доминирующей фирмы на рынке силикатного кирпича Оренбургской области.............................................22
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Силикатный завод" .....................................................................................................................................22
2.2 Определение доминирующего положения ЗАО «Силикатный завод» на рынке силикатного кирпича Оренбургской области.............................................27
2.3 Анализ моделей ценообразования, ограничивающих вход на рынок, используемых на ЗАО «Силикатный завод»......................................................................29
3 Оценка эффективности воздействия применяемых моделей ценообразования на ЗАО "Силикатный завод" на рынок силикатного кирпича Оренбургской области............................................................................................................................33
3.1 Оценка результативности применяемых моделей ценообразования для ЗАО "Силикатный завод"..................................................................................................33
3.2 Оценка эффективности воздействия применяемых на ЗАО «Силикатный
завод» моделей ценообразования на рынок силикатного кирпича Оренбургской области........................................................................................................................39
3.3 Направления совершенствования ценовой и неценовой политики ЗАО «Силикатный завод», направленной на ограничение входа........................................41
Заключение................................................................................................................45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая модели ценообразования доминирующей фирмы(доработанная).doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет экономики и управления

Кафедра национальной экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

 

 

Модели ценообразования доминирующей фирмы,

ограничивающие вход

 

ОГУ080100.68.5012.125

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы:

____________Иневатова О.А.                      

                                                                       «_____»____________ 2013г.

Исполнитель:

                    Магистрант гр. 13Эк(м) ЭФ

 

                                                                        ____________Шабетя А.П.

                                                                           

                                                                       «_____»____________ 2013г.

                                                                      

                                                                    

 

Оренбург 2013

Введение......................................................................................................................3

1 Теоретические аспекты развития  рынка с доминирующей

фирмой.........................................................................................................................6

1.1 Понятие доминирующей фирмы, механизм ее образования............................6

1.2 Ценовое лидерство доминирующей фирмы.....................................................10

1.3 Статические и динамические  модели ценообразования, ограничивающие  вход.............................................................................................................................13

2 Анализ деятельности ЗАО «Силикатный завод» как доминирующей фирмы на рынке силикатного кирпича Оренбургской области.............................................22

2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Силикатный завод" .....................................................................................................................................22

2.2 Определение доминирующего положения ЗАО «Силикатный завод» на рынке силикатного кирпича Оренбургской области.............................................27

2.3 Анализ моделей ценообразования, ограничивающих вход на рынок, используемых на ЗАО «Силикатный завод»......................................................................29

3 Оценка эффективности воздействия  применяемых моделей ценообразования на ЗАО "Силикатный завод" на рынок силикатного кирпича Оренбургской области............................................................................................................................33

3.1 Оценка результативности применяемых моделей ценообразования для ЗАО "Силикатный завод"..................................................................................................33

3.2 Оценка эффективности воздействия  применяемых на ЗАО «Силикатный 

завод» моделей ценообразования на рынок силикатного кирпича Оренбургской области........................................................................................................................39

3.3 Направления совершенствования  ценовой и неценовой политики  ЗАО «Силикатный завод», направленной на ограничение входа........................................41

Заключение................................................................................................................45

Приложение А Структура ЗАО "Силикатный завод"............................................50

Приложение Б Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2012г...................................51

Приложение В Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2010г...............53

Приложение Г Отчет о прибылях и убытках за январь-декабрь 2012г................55

Введение

 

Экономика отраслевых рынков – очень важный предмет изучения. Экономика отраслевых рынков изучает источники рыночной власти фирм, ее величину, ее последствия, а также содержание и результаты антимонопольной политики государства. Весь рынок страны можно разделить на отраслевые рынки. Часто положение всех участников отраслевого рынка объясняется поведением доминирующей фирмы.

 Доминирующая фирма или фирма - лидер представляет собой фирму  с высокой долей рынка, позволяющей ей диктовать на рынке свои условия. Статус доминирующей фирмы может быть получен несколькими важными путями: высоким качеством товара, низкими издержками, объединением нескольких фирм. При определенных условиях поведение доминирующей фирмы такое же, как и поведение фирмы – монополиста. Ценообразование на рынке может диктоваться ценообразованием доминирующей фирмы. 

Данная тема является достаточно актуальной, так как наличие  крупных фирм, контролирующих значительную долю рынка определенного товара и оказывающих влияние на уровень цен является объективной  характеристикой российской экономики. Исследования отечественных ученых показали, что структура большинства отраслей экономики представляет собой симбиоз двух типов предприятий - крупных, производящих большую часть продукции отрасли, и малых. Крупные фирмы, несмотря на их немногочисленность, обеспечивают значительную долю производства страны. Однако монополия в чистом виде является редким явлением, и обычно речь идет о крупной фирме, действующей в некотором конкурентном окружении, т.е. окружении фирм, значительно уступающих ей по размерам и рыночной власти.

Сохранение доминирующих позиций в долгосрочном периоде требует от фирмы-лидера проведение стратегической политики, направленной на предотвращение входа потенциальных конкурентов на рынок. А связи с этим доминирующие фирмы могут использовать модели ценообразования, позволяющие ограничить вход на рынок.

Целью работы является изучение моделей ценообразования, ограничивающих вход и оценка их влияния как на рынок определенного товара, так и на саму доминирующую фирму.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть определение "доминирующая  фирма";

2. рассмотреть механизм образования  доминирующей фирмы;

3. исследовать модель, когда доминирующая фирма является ценовым лидером рынка;

4. определить статические модели  ценообразования;

5. представить динамические модели  ценообразования;

6. оценка результативности применяемых  моделей ценообразования для  доминирующей фирмы;

7. оценка эффективности воздействия  применяемых доминирующей фирмой моделей ценообразования на рынок определенного товара.

Объектом данного исследования является ЗАО "Силикатный завод", который занимает доминирующее положение на рынке силикатного кирпича Оренбургской области.

Предметом исследования являются механизмы ценообразования доминирующей фирмы, позволяющие ограничить вход на рынок определенного товара фирм-конкурентов и результативность их применения.

Исследование проводилось на основе диалектико-материалистической методологии, отражающей связь теории и практики в соответствии с которой применялись частно-научные методы исследования: системный подход к изучению положения и ценообразования доминирующей фирмы, метод экономического анализа, формально-логический и сравнительный метод.

Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких ученых-правоведов как: Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Луис М.Б. Кабраль, Круглова Н.Ю., Войтов А. Г., Пелих А.С., Лебедев О.Т. и других специалистов в исследуемой области.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В работе содержится 2 рисунка,  6 таблиц и 3 графика, иллюстрирующие текст работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты развития рынка с доминирующей

фирмой

1.1 Понятие доминирующей фирмы, механизм ее образования

Один из первых шагов, которые нужно сделать при изучении организации отраслевых рынков, - получить представление о разновидностях структуры отраслей. Различными авторами разработаны разные классификации. Как правило, список, охватывающий всевозможные вариации от монополии до конкуренции, довольно длинный: чистая монополия, доминирующая фирма, закрытая олигополия, открытая олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция.

Чистая монополия – это ситуация, когда одна фирма удерживает 100% рынка. Примерами могут служить предприятия по электро- и водоснабжению, телефонные, транспортные компании и другие коммунальные службы.

Доминирующая фирма – это фирма, которая удерживает от 50 до 100% рынка, не имея близких конкурентов[1].

Доминирование — (от лат. dominary — преобладание) — главенствующее положение одного из экономических субъектов или его товаров в сравнении с другими субъектами и товарами. При наличии доминирования принято говорить, что фирма или другой хозяйствующий субъект занимают доминирующее положение на данном рынке[2].

Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на процесс конкуренции, затруднять доступ на рынок товара (работ, услуг) другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Монополистическая деятельность предприятия, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, проявляется, прежде всего, в злоупотреблении своим доминирующим положением.

Под злоупотреблением доминирующим положением понимаются все формы использования хозяйствующим субъектом или группой хозяйствующих субъектов, контролирующих имущество друг друга, доминирующего положения, ограничивающие конкуренцию и/или ущемляющие интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

Удерживание доминирующего положения само по себе не является антиконкурентным. Здесь проявляется один из главных парадоксов рыночной экономики: с одной стороны, конкуренция побуждает товаропроизводителей интегрироваться в крупные структуры (корпорации, компании, объединения), концентрируя тем самым капитал для ускорения темпов развития производства, повышения его эффективности и повышения конкурентоспособности компании в целом; с другой стороны, именно крупные производственно-хозяйственные структуры объективно способны занять доминирующее положение на рынке, так или иначе ограничивающее интенсивность конкуренции и снижающее тем самым эффективность этого основного механизма рыночной экономики[3].

Доминирующая фирма обладает рыночной властью. Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокой доли рынка.

При очень высокой доле на рынке фирма фактически занимает позицию монополиста: кривая спроса является общей кривой спроса на рынке, она неэластична. Неэластичный спрос имеет место тогда, когда покупки растут медленнее роста цен или иначе: неэластичный спрос  - спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным, несмотря на небольшие изменения цены. Что характерно для монополий[4].

Доминирующая фирма действует по существу как чистая монополия, и некоторая конкуренция между малыми фирмами не особенно влияет на политику доминирующей фирмы, максимизирующей свою прибыль, и обусловленную ее кривой спроса[5].

Рассмотрим три основные причины для получения фирмой доминирующего положения.

Во-первых, чтобы стать доминирующей, фирма должна обладать преимуществами в издержках. Издержки доминирующей фирмы на единицу продукции, как правило, значительно ниже, чем у фирм-конкурентов. Это возможно:

а) если доминирующая фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент);

б) если доминирующая фирма в большей степени, чем конкуренты способна усваивать и использовать накопленный опыт;

в) если доминирующая фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства.

Во-вторых, доминирующая фирма может выпускать продукт более высокого качества, чем аутсайдеры. Высокое качество продукта с точки зрения рынка определяется не только внутренними свойствами выпускаемого товара, но и рекламой, репутацией фирмы или тем, что данная фирма давно производит данный товар, в результате чего у потребителей вырабатывается приверженность марке.

В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Координация деятельности фирм, заключивших соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную цену, как и одна крупная фирма. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия. Если же только несколько фирм придерживаются соглашения, то ситуация описывается моделью доминирующей фирмы[6].

Основополагающим критерием для установления наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является доля товарного рынка, принадлежащая хозяйствующему субъекту.

Антимонопольные органы признают положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%, как доминирующее, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение этой величины, его положение, на рынке не является доминирующим.

Информация о работе Модели ценообразования доминирующей фирмы, ограничивающие вход