Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:52, реферат

Краткое описание

В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям», - говорится в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию в ноябре 2009 года.

Содержание

Введение 3
Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике
Условия перехода к инновационной экономике
Проблемы современного образования в условиях перехода к инновационному развитию
Инновационные направления модернизации профессионального образования
Заключение 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_Модернизация образования_для сайта.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике»

 

 

Оглавление

   

страница

Введение

3

Модернизация образования  в условиях перехода к инновационной  экономике

    1. Условия перехода к инновационной экономике
    2. Проблемы современного образования в условиях перехода к инновационному развитию
    3. Инновационные направления модернизации профессионального образования

 

4

4

 

7

 

8

Заключение

17

Список литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ВВЕДЕНИЕ

 

«В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям», - говорится в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию в ноябре 2009 года.

В качестве основы перехода экономики и общества  на инновационный путь развития в современных условиях необходимо рассматривать модернизацию профессионального образования. Именно оно способно стать катализатором и инструментом инновационных процессов в обществе, фактором эффективного функционирования экономики и государственной системы [1].

Модернизация системы  профессионального образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны, является необходимым условием формирования инновационной экономики. Значимость модернизации системы образования определяется её ключевой ролью в повышении конкурентоспособности страны и ускорении темпов экономического роста [2].

 

 

 

 

 

 

2.  МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА 

К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

2.1. Условия перехода  к инновационной экономике

 

 

В.В. Путин в декабре 2001 на встрече с руководством Российской академии наук сформулировал социальный заказ государства научному сообществу. Одна из двух поставленных им задач – отработка сценариев перехода на инновационный путь развития. Здесь важно отметить роль инноваций в системе мер антикризисного управления.

Ряд институтов и ведущих  научных коллективов выступили  с научной программой исследования кризисов современной России.. Чтобы  будущее состоялось, необходимо поддержать Президента – озаботиться промышленными, сельскохозяйственными, военными, управленческими, социальными, образовательными технологиями, которые позволят вытянуть страну из трясины. Без решения этих проблем говорить об удвоении ВВП, о стабильности и устойчивости развития государства и общества достаточно проблематично.

Инновационная стратегия  является частью общей экономической  стратегии. Она самым тесным образом  связана с промышленной, военной, образовательной и научной политикой. И в каждой из этих областей есть глубокие теоретические разработки. Необходимо решить вопрос о том, что же является первичным для современной России, в частности, какие отрасли экономики мы будем рассматривать как локомотивные.

Инновационный сектор экономики  – сам по себе сектор с высокой  степенью риска. Дополнительная нагрузка в виде взяток, правового хаоса, отсутствия серьезных льгот изобретателям, предпринимателям, вкладывающим деньги в новое, научным институтам, отважившимся заняться высокими технологиями, делает многие виды инновационной деятельности нереальными в современной России. Нынешняя социальная и организационная структура творцов инновационной экономики не поддерживает. Чрезвычайно проблематично взаимодействие инновационной экономики с агрессивной внешней средой. Социально-экономическая среда для развития инновационной экономики России представляется крайне не благоприятной в силу больших транзакционных издержек – высокого уровня криминализации экономики и коррумпированности. Поэтому концепция инновационной деятельности, учитывающая российские реалии, должна предусматривать механизмы защиты различных инновационных структур. Должны быть предусмотрены системы законодательного плана, аудита, повышенной прозрачности экономической деятельности, снятия большинства бюрократических препон, мониторинг и режим наибольшего благоприятствования со стороны государства.

Как именно будет проходить  становление инноваций в России. Как и во многих других случаях, уже  существующие концепции, разработанные  и применяемые  более или менее успешно, в развитых странах для российской экономики не годятся. Причина в отсутствии, прежде всего, денег на реализацию проектов, да и самих проектов сейчас не так много. Кроме того, даже при условии, что финансовые ресурсы для осуществления проекта все же найдутся, возникает проблема отсутствия благоприятных условий для реализации самого проекта.

Таким образом, в России пока нет целостной схемы цикла  воспроизводства инноваций. Мы пока все еще находимся на перепутье, на уровне концептуального проектирования.

Если рассматривать  инновационную экономику не как цель, а как средство для решения тех задач, которые сейчас стоят перед Россией, надо выделить крупные блоки инноваций.

Первый важнейший блок – жизнеобеспечивающие технологии. Все те технологии, которые помогут  России подняться с колен. Дешевые и качественные продукты, жилье, лекарства, дороги, связь… Можно рассматривать это как борьбу с бедностью, к которой призывает Президент. Это что-то вроде продуктов первой необходимости, при распределении которых рыночные механизмы неэффективны.

Второй крупный блок – это импортозамещающие технологии. Так же, как в большинстве развитых стран, внутренний рынок в массе своей обеспечивается товарами, производимыми внутри страны. То есть необходимо поддерживать отечественного производителя.

Третья группа связана "локомотивными" отраслями экономики. Необходимо выбрать приоритетные для нашей страны отрасли и обеспечить их надлежащей поддержкой, прежде всего, со стороны государства. И, разумеется, направлять в эти отрасли львиную долю инновационных технологий. Тогда, и только тогда, эти отрасли будут конкурентоспособными на мировом рынке. Инновационно-ориентированные регионы и отрасли могут в будущем стать "точками роста" российской экономики.

Четвертая группа нововведений – важнейшая: инновации в военном  секторе в системе управления страной. Такие нововведения самым тесным образом связаны с национальной безопасностью и коридором военно-стратегических возможностей страны.  

Наконец, пятая группа. Все то, что идет "на общих основаниях". Там, где есть ниша для малого бизнеса, не связанного ни с технологическими гигантами, ни с социальными задачами государственного масштаба, ни с делами военными. Тот самый инновационный фон, на котором произрастает все остальное и среди которого происходит наша жизнь. И здесь речь также должна идти о серьезной государственной поддержке, о возможности для таких субъектов беспрепятственно начинать новый бизнес.

В любой экономике, в  любой ситуации и стране основным является человеческий фактор. Для  инноваций это также справедливо. Нужны организаторы инновационной деятельности и руководители, понимающие смысл и технологии, связанные с созданием, внедрением и воспроизводством нововведений. И действительно, во всем мире работа инновационного менеджера – напряженный, требующий большой самоотдачи труд. Людям, взявшимся за это дело в России, приходится идти по непаханому правовому полю, сталкиваясь с повседневным административным произволом, и, конечно, выращивать и отбирать то, что может дать импульс сначала малому, потом крупному бизнесу, а потом и всей экономике страны [3].

 

 

2.2. Проблемы современного  образования в условиях перехода 

к инновационному развитию

 

 

В советской России наиболее престижными считались теоретические исследования, связанные с фундаментальными науками. На втором месте стояли прикладные исследования и, наконец, только на третьем месте – конкретные работы, направленные на воплощение научных идей в товарах, услугах, образцах новых технологий. Но для того чтобы в стране были инновации, система приоритетов должна быть обратной. Именно "думающие инженеры", а не абстрактные теоретики являются героями инновационной эпохи. Этот же недостаток, являющийся серьезным препятствием к развертыванию инновационной активности, унаследовала и российская система образования. В настоящее время процесс перехода от подготовки теоретиков к обучению специалистов, работающих с идеями и воплощающих их в жизнь, уже начался. Многие учебные заведения понимают потребности современного рынка и стараются предоставить специалистов, обладающих необходимыми навыками и уровнем подготовки. Если связывать будущее России с инновационным развитием, то потребуется переход к опережающему образованию. Необходимо начинать готовить специалистов, которые потребуются завтра, даже несмотря на то, что сегодня для них в стране может не оказаться работы. Переход к инновационному развитию требует коренного изменения подхода к образованию. В частности, основной движущей силой в инновационной сфере является творческая элита, имеющая качественное образование, умеющая воплощать знания в конкретные проекты, товары, услуги и владеющая организационными навыками, необходимыми для инновационной деятельности. Поэтому очень осторожно необходимо относиться к программам модернизации образования, обращая особое внимание на то, чтобы они были направлены на достижение общественно значимого результата, а не на второстепенные вопросы процесса получения образования и контроля.

Необходимо принципиальное изменение образовательной политики. В нынешнем тяжелом экономическом положении, в условиях развала большинства высокотехнологичных предприятий есть два пути. Первый – опустить уровень образования до потребностей нынешней, в ряде случаев деградирующей экономики, второй – готовить специалистов для высокотехнологичного сектора отечественной экономики, рассчитывая, что часть этих людей данный сектор и создаст. Без практической интеграции науки, образования и производства решить эту проблему невозможно. Безусловно, инновационное развитие связано с выбором второго пути. Чтобы появились серьезные инновации и активная социальная группа, обеспечивающая их создание и продвижение, в системе образования должна появиться наука национального, а не министерского уровня [3].

 

 

2.3. Инновационные  направления модернизации профессионального  образования

 

 

 

Современные политические, социально-экономические и культурные изменения приводят к тому, что в настоящее время осуществляется пересмотр общественного значения профессионального образования. Изначально приоритетным являлся социальный аспект, повышение интеллектуального и образовательного уровня нации, развитие граждан, стимулирование их активной позиции. Сегодня профессиональное образование рассматривается скорее как один из важнейших факторов инновационного развития и экономической конкурентоспособности государства. В то же время развитие как профессионального образования в целом, так и отдельных образовательных структур необходимо сегодня рассматривать в региональном контексте, поскольку современные учебные заведения являются достаточно мощными бизнес-структурами, формирующими региональные экономики и конкурирующие между собой в глобальном масштабе [2].

В 2007 году в Москве с успехом прошла Международная конференция по вопросам обучения с применением технологии e-learning «ONLINE EDUCA MOSCOW 2007». В рекомендациях секции «Образование в информационном обществе: человек, образовательная среда, информационные технологии» данной конференции было отмечено, что «достижения фундаментальной науки, развитие средств информатики, информационных технологий и информационно-телекоммуникационных систем глобального масштаба создают беспрецедентные возможности для повышения качества жизни многих миллионов людей, получения ими качественного образования, развития интеллектуальных и творческих способностей человека. Поэтому сегодня необходимы новая образовательная парадигма и новая стратегия образования»[5].

В связи с этим целью  модернизации профессионального образования  является создание социально-экономических  механизмов устойчивого развития системы  образования, обеспечивающей доступность, качество и эффективность образования  в соответствии с потребностями личности, экономики и общества.

Информация о работе Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике