Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 22:52, реферат

Краткое описание

В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям», - говорится в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию в ноябре 2009 года.

Содержание

Введение 3
Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике
Условия перехода к инновационной экономике
Проблемы современного образования в условиях перехода к инновационному развитию
Инновационные направления модернизации профессионального образования
Заключение 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ_Модернизация образования_для сайта.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Выделим следующие инновационные направления модернизации профессионального образования:

  1. Комплексная модернизация законодательства Российской Федерации в области образования. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» созданы условия для реализации мероприятий по повышению качества, эффективности и доступности профессионального образования. В последние годы приняты Федеральные законы, заложившие основы модернизации образования, совершенствования ее структуры и содержания: об автономных учреждениях, о едином государственном экзамене, об утверждении федерального государственного образовательного стандарта, о переходе на уровневую систему высшего профессионального образования, о федеральных университетах, о создании на базе вузов инновационных предприятий.

Венцом комплексной  модернизации законодательства Российской Федерации в области образования  должно стать  принятие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2011 году. Данный нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования и выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства в области образования, призван заменить устаревшие, не удовлетворяющие современным требованиям экономики и общества, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Разработчики Федерального Закона отмечают, что социально-экономические изменения, произошедшие в последнее время в российском обществе, формирование нового гражданского, налогового, бюджетного законодательства и соответствующее изменение социально-экономических основ системы образования, а также процессы модернизации системы образования и формирование новых образовательных институтов и технологий, в том числе с учетом присоединения России к Болонскому процессу, привели к тому, что содержание вышеприведенных законодательных актов перестали соответствовать реальным потребностям сферы образования и современным стандартам правового регулирования.

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

  1. Модернизация структуры системы профессионального образования. Усиление роли профессионального образования в научно-техническом обеспечении инновационного развития экономики подчеркивает также тот факт, что совсем недавно в структуре аппарата правительства России создан Департамент науки, высоких технологий и образования. В сферу ведения нового департамента вошли такие вопросы системы образования, как модернизация системы образования в стране, кадровое обеспечение в сфере образования и науки, в том числе в перспективных инновационных областях, формирование национальных исследовательских центров (например, в Сколково), развитие федеральных и национальных исследовательских университетов.

Формирование инновационной  инфраструктуры системы высшего  профессионального образования  является одним из основных приоритетных направлений политики государства  в сфере образования. За последние несколько лет были созданы федеральные университеты, несколько десятков вузов на конкурсной основе получили статус национальных исследовательских университетов, проведена оптимизация сети образовательных учреждений, ликвидированы представительства и слабые филиалы вузов, организованы инновационные ресурсные центры регионального и межрегионального значения, при вузах открыты малые предприятия, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие инновационные структурные подразделения.

Еще одна важная задача системы высшего профессионального образования – сетевая интеграция вузов с учетом их профилей и структуры подготовки. Примером такой интеграции стало создание в 2010 году Национального научно-образовательного технологического консорциума вузов сервиса. Цель данного консорциума – формирование современной эффективной корпоративной системы подготовки квалифицированных кадров для выполнения задач сферы услуг, а также создание эффективной инновационной системы сферы услуг и реализация инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций-членов консорциума.

В некоторых субъектах  Российской Федерации в качестве одной из форм эффективного объединения  компонентов региональной инновационной  системы рассматриваются территориально-производственные кластеры. В попытках создания образовательных кластеров выделяют два направления: образовательный кластер как часть территориально-производственного кластера (Республика Татарстан) и образовательный кластер как самостоятельный инновационный образовательный комплекс, объединяющий образовательные учреждения всех уровней образования по кластерному принципу (Красноярский край, Республика Башкортостан и др.).

Важно отметить, что темпы  оптимизации профессиональных образовательных учреждений, модернизации их структуры отстают от потребностей модернизируемой экономики. Демографическая ситуация в России такова, что к 2013 году количество студентов уменьшится на 2-3 млн с сегодняшних 7.5 до 5.5-4.5 млн человек. По прогнозам небольшой рост рождаемости в период с 1999 по 2003 годы повлечет рост числа абитуриентов лишь после 2017 года.

  1. Модернизация содержания системы профессионального образования. Одними из основных направлений модернизации содержания профессионального образования являются: переход на уровневое образование (бакалавриат, специалитет и магистратура); разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов с участием работодателей; повышение качества обучения путем переориентации учебных планов на зачетно-кредитную систему и профессиональную компетентность; организация системы непрерывного профессионального обучения; использование инновационных технологий обучения в системе профессионального образования; обеспечение доступа студентов к современным информационно-образовательным ресурсам; научно-методическая поддержка новых образовательных программ и технологий.

В качестве основного  вектора развития содержания высшего  образования в современных условиях можно считать внедрение инновационных технологий и методов обучения, а также разработку инновационных образовательных программ. Инновационная образовательная деятельность создает  условия повышения качества обучения и обеспечивает конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг.

Под инновационными технологиями в образовании следует понимать технологии, основанные на нововведениях. Инновационная технология – это продуманная во всех деталях технология, направленная на достижение основных целей образования и в первую очередь повышение качества обучения.

В последние годы существенно  активизировалась работа в вузах  по внедрению инноваций и инновационных  технологий в образовательную деятельность:

    • создается инфраструктура инновационной деятельности: центры, отделы и институты инновационных технологий, технопарки, инкубаторы бизнеса, инновационно-технологические центры и т.д.;
    • разрабатывается научно-методическое и нормативное обеспечение инновационной деятельности;
    • разрабатываются инновационные образовательные программы, с которыми вузы участвуют в конкурсах инновационных вузов;
    • ведется подготовка кадров для инновационной деятельности по специальности «Управление инновациями» и направлению «Инноватика», которые за достаточно короткий период времени стали востребованными направлениями подготовки специалистов, способных эффективно управлять и принимать решения в инновационном обществе;
    • применяются новые критерии государственной аккредитации: использование инновационных методов в образовательном процессе и обеспеченность учебно-методическими комплексами, которые существенным образом стимулируют развитие инноваций в образовании;
    • используются в учебном процессе элементы дистанционного обучения, е-learning, Интернет-образования; разрабатываются мультимедийные учебные курсы и электронные учебники и т.д.
    • эффективно применяются новые возможности современных информационно-коммуникационных технологий во всех направлениях деятельности вузов.

Среди инновационных  технологий в образовании различают такие технологии как:

    • эффективно функционирующая система менеджмента качества вуза;
    • информационно-коммуникационные технологии;
    • дистанционные образовательные технологии;
    • технологии электронного обучения;
    • смешанные технологии обучения;
    • тестовые технологии для контроля качества знаний студентов;
    • технологии использования инновационных методов в образовательном процессе;
    • педагогические технологии;
    • информационные технологии компьютеризации инженерной деятельности;
    • технология модульного обучения.

В последние годы в  качестве одной из инновационных  технологий в системе образования  принято считать введение системы менеджмента качества вуза. Согласно нормативным документам Министерства образования и науки РФ эффективно работающая система обеспечения качества предоставления образовательных услуг, наличие которой является обязательным для всех стран — участниц Болонского процесса, позволяет вузу стать полноправным участником мировой образовательной системы. При этом перед вузом встают задачи учета общих тенденций мирового развития, унификации образовательных стандартов, развития новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий, внедрения инноваций в образовательную деятельность.

  1. Модернизация экономических отношений в системе профессионального образования. В последние годы значительно усилилось государственное стимулирование развития образования, науки, инноваций, подготовки высококвалифицированных кадров. Увеличение финансирования позволяет перевести систему образования на новую систему оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование [4].

Наиболее крупными проектами  в системе профессионального образования являются федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы  (уже заключено более 2 тысяч госконтрактов на сумму около 4 млрд. руб.) и ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», объем финансирования которой в 2009 г. составил почти 6 млрд. рублей.

Постановлением Правительства  РФ выделены средства из федерального бюджета на поддержку инновационной  инфраструктуры ведущих вузов в  объеме до 8 млрд. рублей в 2010-2012 гг. и проведен конкурс по отбору программ развития инновационной инфраструктуры вузов.

В целях повышения  эффективности использования бюджетных  средств осуществлен переход  на программно-целевое финансирование образовательных учреждений, как правило, распределяемое на конкурсной основе и предусматривающее наличие взаимных обязательств государства и конкурсанта, в том числе по софинансированию планируемых мероприятий. Кроме того, с 1 января 2011 года планируется изменение механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав путем перевода со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного заказа и предоставления права заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений.

    1. Социальная ориентированность политики образования в РФ.

Социальная интеграция инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья, создание реальных условий и разработка эффективных  механизмов для получения ими доступного и качественного высшего профессионального образования становится одним из важных направлений деятельности нашего государства. В настоящее время разрабатываются и принимаются дополнительные Федеральные законы, а также другие нормативные акты в отношении инвалидов, направленные на их социальную защиту и создание условий для социальной интеграции.

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в современных условиях создает предпосылки для расширения доступа инвалидов к образовательным программам ВПО и посильной трудовой деятельности. Реализация профессиональных образовательных программ возможна в рамках дистанционной системы обучения путем создания соответствующей социально-образовательной инфраструктуры [1].

 

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

 

В условиях перехода к  инновационному пути развития экономики  в качестве важнейшей задачи необходимо рассматривать внедрение в систему  профессионального образования  новой управленческой и организационной  культуры, способной выполнять поставленные задачи инновационного развития.

В разных странах роль государства в регулировании  высшего профессионального образования  различна. В нашей стране стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного  образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Государство подчёркивает необходимость изменений организационного характера в сфере профессионального образования. Наиболее значимыми задачами являются обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования, а также формирование системы непрерывного образования.

В рамках системы профессионального  образования России практически  отсутствует возможность формирования и изменения индивидуальной образовательной траектории. Ресурсом развития современного общества, инновационной экономики может быть лишь потенциальное образование, то есть то, возможность получить которое появится через 5–10 лет, и которое будет определяться новыми характеристиками содержательного, формального, социального и личностного плана. Современная государственная образовательная политика Российской Федерации ориентирована на потенциальное образование. Немаловажен и тот факт, что в настоящее время подтверждается линия на развитие рынка образовательных услуг, обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию. Рынок образовательных услуг в нашей стране недостаточно «организован». И на его организацию направлено решение ряда приоритетных задач, среди которых модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров и др. [2].

Информация о работе Модернизация образования в условиях перехода к инновационной экономике