Монополизация российской экономики и основные направления антимонопольной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах происходит неуклонное расширение экономических функций государства. Причём это находит своё выражение не только в прямом участии государства в национальном производстве и росте удельного веса государственной собственности, но и в непосредственном регулирующем воздействии на субъекты экономической деятельности. «Человек сегодня, по-видимому, уже не руководствуется тем соображением, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» (5.С.188).

Вложенные файлы: 1 файл

monopolizaciya_rossiiskoi_ekonomiki_i_osnovnye_napravleniya.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

2). Монополии тормозят НТП. Большинство  научных открытий (48 из 61) было сделано  мелкими предпринимателями.  Монополии стараются избегать слишком частых и глубоких модификаций производства.

3). Монополии могут оказывать  негативное влияние на политическую  ситуацию в стране. Попросту говоря, подкупать чиновников, заставляя  их принимать выгодные для себя законы, получать госзаказы и т.д.

4). Монополизация производства  ведёт к имущественной дифференциации  населения, что чревато социально-политическими конфликтами.

Аргументы в защиту монополий.

1). Монополистами становятся сильнейшие, следовательно их производственная деятельность соответствовала интересам общества.

2). Монополизация не устраняет  конкуренцию, поскольку в условиях  развитого рыночного хозяйства  существуют другие отрасли и  иностранные фирмы, являющиеся потенциальными  конкурентами.

3).  Монополии не тормозят, а, напротив, стимулируют НТП. Хоть и большая часть научных открытий сделана маленькими фирмами, их реализация и дальнейшее развитие остаётся уделом крупных фирм. Производство продукции в масштабах большой фирмы позволяет лучше использовать эффект масштаба, снижать себестоимость и повышать качество производимой продукции. «Стереотипы мышления начала XX века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели» (4.С.264).

4). Монополизация обусловлена объективными  особенностями технологии современного  производства.

   Из всех этих доводов можно сделать один вывод: монополия не является негативным явлением в экономике, в случае, если она удовлетворяет потребности потребителей, при этом, не завышает цены, а также развивает ту отрасль, в которой работает. Понятное дело, что любой предприниматель, являющийся монополистом, хотел бы повысить цену на свою продукцию и получить сверхприбыль - вряд ли бы он задумался о потребностях своих покупателей. Именно для того, чтобы это не происходило, в каждой стране с развитой рыночной экономикой существуют различные законы, направленные на сохранение конкуренции и защиту людей от монопольной деятельности фирм, а также службы и департаменты, следящие за соблюдением законодательства и деятельностью фирм.   О них и пойдёт речь в следующей главе.

Последствия монополизации экономики

     Ранее мы рассмотрели аргументы противников и защитников монополий. Но все эти аргументы относятся скорее к отдельным монополиям внутри конкурентоспособного рынка, чем к высокомонополизированной экономике в целом. Одним словом c повышением уровня монополизации экономики положительные черты монополий начинают проявляться все реже, а отрицательные – всё чаще. Если экономика государства является целиком высокомонополизированной (а не по отдельным отраслям), то ей становятся присущи следующие негативные черты:

  • В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда.
  • Монополистическая организация рынка уменьшает производственные возможности страны, искусственно их ограничивает. Это вызвано тем, что «монополист всегда пытается увеличить свою прибыль, а это достигается путём уменьшения поставки по сравнению с равновесным объёмом продукции на рынке».  (8.С.82).
  • При высокой монополизации рынка тормозится научно-технический прогресс, что ведёт к отставанию развития страны в целом.
  • Получение монополистами сверхприбылей позволяет им незаконными способами (обычно с помощью взяток или шантажа) добиваться принятия выгодных для них политических решений, которые могут быть направлены на устранение потенциальных конкурентов и усиление монопольной власти.
  • В государстве высокими темпами растёт имущественная дифференциация населения, что может вызвать социальные волнения и повышение уровня преступности.

 

     Что касается степени  монополизации российской экономики, то она до сих пор остаётся  высокой, и в ближайшее время  надежд на уменьшение уровня  монополизации нету. Именно поэтому в экономике современной России присутствует большинство тех негативных черт, которые мы рассмотрели ранее. Следующим образом было охарактеризовано положение российской экономики на конференции «Международной конкурентной сети» в 2007 году: «…ФАС добивается успехов, когда следит за соблюдением норм этики в рекламе или когда требует соблюдения правил госзакупок. Но экономика страны в целом остается чрезвычайно монополизированной. По данным "Деловой России", в 2003 г. 80% российского ВВП производило 1200 компаний, в 2006 г. – всего 500.

Проведенное в 2005– 2006 гг. Высшей школой экономики и Всемирным банком исследование конкуренции в России показало крайне низкий ее уровень. Около 40% опрошенных руководителей обрабатывающих предприятий заявили, что они не конкурируют ни с кем: дело не в высоком качестве производимого товара, а в отсутствии конкурентов». Хоть эти данные и не являются самыми свежими, но по ним чётко видно, что тенденция к снижению рыночной концентрации в России в значительной степени отсутствует.

      Если же рассматривать экономику промышленно-развитых стран, то проблема монопольного злоупотребления возникает значительно реже. Это вызвано не только высоким уровнем развития малого и среднего бизнеса, в котором присутствует сильная конкуренция, но и отличительно другой структурой всего рынка. В развитых странах рыночные отношения формировались в течение нескольких веков, и экономика изначально была рыночной. Россия же в течение многих десятилетий являлась государством с плановой высокомонополизированной экономикой и относительно недавно с исторической точки зрения перешла на «рыночные рельсы».

     В следующих параграфах курсовой работы будут подробнее объяснены причины столь высокой монополизации российской экономики и описаны пути выхода из создавшейся проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

   Если попытаться классифицировать деятельность антимонопольных ведомств, то у неё условно можно выделить три аспекта: поддержка рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; регулирование цен на продукцию естественных монополий. Рассмотрим подробнее все аспекты антимонопольной политики:

Законодательное регулирование

   Главным инструментом, государственно-правовым  механизмом, формирующим конкурентную  среду, является антимонопольное  законодательство и система органов  государственной власти, следящей  за его соблюдением. Сегодня почти в каждой стране мира существует собственное антимонопольное законодательство, отражающее специфическое развитие и положение своей страны, но в целом законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияние компаний (в целях защиты конкурентного рынка от монополизации), во-вторых, запрещает соглашение и тайные сговоры предпринимателей (с целью создания искусственного дефицита или установлению недобросовестных цен) и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию. К недобросовестной конкуренции относятся следующие действия: 1). Распространение ложных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2). Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, а также его потребительских свойств и качеств; 3). Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; 4). Продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; 5). Получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца;

   На международном рынке  конкуренция регулируется специальными  межправительственными соглашениями, а также документами Комиссии ООН по промышленности и торговли (ЮНКТАД), документами Европейского Экономического Сообщества, а также другими организациями.

   Регламентация поведения  фирмы в антимонопольных законодательствах  большинства стран руководствуется  законом Шермана -  первым антимонопольным  законом США, провозгласившим преступлением  препятствование свободе торговли с помощью создания монополии или вступление в сговор с такой целью. Важно заметить, что монопольное положение на рынке не преследуется, в случае, если не зафиксировано непосредственное нарушение законодательства – запрещены лишь те формы поведения, которые наносят вред другим участникам рынка.

   В целом можно выделить  два типа антимонопольного законодательства  – американское и западноевропейское. Американский тип законодательства  пресекает любую форму монополистического  сговора или союза. Европейский же тип законодательства является более либеральным – в нём преследуются не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности в том или ином секторе рынка.

   Начало антимонопольной  деятельности государства было  положено в США созданием закона Шермана, о которым мы уже упоминали. В настоящее же время в США действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936). Кроме федеральных законов действуют еще и законы штатов.

   Во всех странах антимонопольную  политику проводят органы исполнительной  власти. В развитых странах создаются  специальные агентства, комиссии  и службы, следящие за соблюдением  антимонопольной политики. Основные органы федерального регулирования в США: антитрестовский отдел Министерства юстиции, Федеральная торговая комиссия. В ФРГ – Федеральное агентство по картелям, во Франции – Комиссия по конкуренции, в Австралии – Комиссия по торговой практике, в Англии – Агентство по справедливой торговле и специальный суд, рассматривающий дела об ограничительной торговой практике. В РФ – Федеральная Антимонопольная Служба. В Европейском Экономическом Сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединённой Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.

   Антимонопольная политика  заключается не только в контроле  над сделками, осуществлении мониторинга  над ситуациями в отраслях, но  и в работе с жалобами пострадавших  от дискриминации фирм, а так же решении конфликтов между конкурирующими фирмами. Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, передачу дел в суды, если конфликт не удаётся решить в административном порядке.

Контроль над рыночной концентрацией

   В большинстве своём монополистами становятся крупнейшие предприятия, работающие в отраслях, доступ в которые новым конкурентам затруднён. В первую очередь за этими отраслями и следит антимонопольная служба. Во многих странах антимонопольная служба ведёт постоянный мониторинг рынков с затруднённым доступом, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации.

   Рыночная концентрация –  степень преобладания на рынке  одной или нескольких больших  фирм. Определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (CR) и индекса Герфиндаля.

   Коэффициент рыночной концентрации – процентное соотношение реализации продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации. По сути своей этот коэффициент показывает ту долю рынка, которой владеет предприятие. Хоть этот показатель и довольно условен, так как связь между размерной структурой отрасли и поведением предприятий (ценами на продукцию, объём её выпуска, рентабельность производства) не всегда прямая. Тем не менее, во многих странах существуют своеобразные границы, перейдя которые предприятие начинает занимать доминирующее положение на рынке. В Японии признаётся доминирующее положение фирмы, если доля одного крупнейшего производителя более 50% рынка, либо доля двух крупнейших производителей превышает 75%. В ФРГ это 1/3 рынка для одного предприятия, 1/2 для двух и 2/3 для трёх. В Великобритании и Франции эти значения составляют 25% для одного предприятия.

   В России доминирующее  положение на рынке определяется 5-ой статьей федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года: «Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:  
     1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;  
     2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50 процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок».

   В законе также прописано, что доминирующим положением на рынке может обладать производство, занимающее менее 35% рынка (но при этом его доля должна значительно превышать доли других участников отрасли и  в сумме с другими такими же двумя крупными предприятиями занимать более 50% отрасли (или в сумме с 4 другими крупными участниками не более 70% отрасли)), в случае, если «реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц».

Информация о работе Монополизация российской экономики и основные направления антимонопольной политики государства