Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 09:59, курсовая работа
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии, автор одного из самых популярных учебников по экономике, писал, что, начиная с конца XIX века, почти во всех странах происходит неуклонное расширение экономических функций государства. Причём это находит своё выражение не только в прямом участии государства в национальном производстве и росте удельного веса государственной собственности, но и в непосредственном регулирующем воздействии на субъекты экономической деятельности. «Человек сегодня, по-видимому, уже не руководствуется тем соображением, что лучше всего регулирует то государство, которое меньше всего регулирует» (5.С.188).
Второй антимонопольный пакет // ФАС России:
URL: http://www.fas.gov.ru/
(2009. 20 апреля)
БОРЬБА С БАРЬЕРАМИ ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ
В первую очередь требуется бороться с антиконкурентными действиями органов государственной власти и местного самоуправления. Борьба должна вестись по трем основным направлениям: С барьерами на пути движения товаров; с административными барьерами (угнетающими, прежде всего, малый бизнес); с действиями государственных органов, искажающими конкурентную рыночную среду. Особенно важно, что эффективное применение антимонопольных методов воздействия на органы власти оказывает большое антикоррупционное влияние.
«Бизнес задавлен административными барьерами, коррупцией, системой налогообложения и карательным характером налогового администрирования», - говорит Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации, бывший министр экономики.
ВЫЯВЛЕНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН
Следующая задача – выявление и доказательство монопольных цен и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.
Здесь необходимо как серьезное развитие законодательства, так и постоянное взаимодействие с другими ведомствами, прежде всего – силовыми.
Вот
наглядный пример монопольного завышения
цен. Коротко охарактеризовать ситуацию
можно так: дочерняя компания ЛУКОЙЛа
ООО «ЛУКОЙЛ-
По материалам газеты «Коммерсантъ» - ФАС подозревает
ООО «ЛУКОЙЛ-
«Мы не считаем, что нарушаем антимонопольное законодательство, все эти цены законны и экономически обоснованны, — заявили в пресс-службе ЛУКОЙЛа.
Аналитики объясняют,
что на рост цен влияет девальвация рубля
— когда компании рассчитывают net-back (чистая
экспортная цена), они ориентируются на
доллар, что также влечет повышение цены.
«Так как на западных рынках нефтепродукты
и нефть торгуются в долларах, пошлина
также установлена в долларах, цены в рублях
внутри России растут, — отметил аналитик
«КИТ Финанса» Константин Черепанов. —
Ведь нефтекомпании исходят из принципа
равнодоходности на внутреннем и внешнем
рынках».
Но ФАС не считает это оправданием.
«Нам все время рассказывают какие-то
вещи о точках равнодоходности. Что, если
экспортная пошлина падает, то срочно
надо весь бензин вывозить из страны, создавать
тут искусственный дефицит и задирать
внутренние цены? Это не просто алогично
— это бред какой-то, который стыдно слушать»,
— пояснял ранее в интервью „Ъ“ глава
ФАС Игорь Артемьев.
ФАС и ЛУКОЙЛ не сошлись в цене // КоммерсантЪ - Волгоград:
URL: http://www.kommersant.ru/doc.
(2009. 19 апреля)
ЗАЩИТА ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И КОНТРОЛЬ РЕКЛАМЫ
Пятая задача – защита от недобросовестной конкуренции, контроль соблюдения законодательства о рекламе, защита прав потребителей.
В условиях недостаточно развитой инфраструктуры товарных рынков значительные масштабы приобретает недобросовестная конкуренция, а именно: обман потребителей, дискредитация конкурента, несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности при продаже товаров. Непростая ситуация складывается в сфере использования авторского права и смежных прав, патентов, товарных знаков, а также фирменных наименований. Защита прав на объекты интеллектуальной собственности, борьба с пиратством, равно как и эффективный неформальный контроль соблюдения рекламного законодательства и защита прав потребителей – одни из важнейших предпосылок осуществления прямых иностранных и отечественных инвестиций в российскую экономику.
В настоящее время
ФАС кроме антимонопольной
Часто судебные
Сотрудники Федеральной антимонопольной службы встали на защиту Деда Мороза. На экспертном совете по рекламе при ФАС прошло обсуждение ролика сети магазинов электроники и бытовой техники "Это". В нем без всяких обиняков утверждается: "Деда Мороза не существует".
Как сообщил начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский, внимание антимонопольной службы к ролику, транслировавшемуся в декабре по телевидению, привлекли возмущенные родители, которые уверены, что такая реклама ломает сложившиеся стереотипы воспитания молодого поколения. На протяжении многих лет в российских семьях детей приучают к тому, что подарки в Новый год приносит добрый Дедушка Мороз.
"Получается, что родители говорят детям неправду, будто Дед Мороз есть. Таким образом, ролик формирует негативное отношение детей к родителям и подпадает под действие закона о рекламе, который запрещает дискредитацию родителей", - объясняет заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
ФАС запретила рекламу, усомнившуюся в
существовании Деда Мороза // Российская газета:
URL: http://www.rg.ru/2007/12/27/
(2009. 5 апреля)
На сегодняшний день антимонопольная политика является основным инструментом, регулирующим и развивающим конкуренцию. По сути своей, ни одна экономика мира не смогла бы функционировать при отсутствии регулирующего воздействия государства, и в частности антимонопольной политики.
Российская экономика, к сожалению, является одной из самых монополизированных в мире. Это является следствием того, что лишь какие 18 лет назад наша государство всё еще представляло из себя плановую экономику, основу которой составляли предприятия, которые сегодня можно отнести к крупному и среднему бизнесу. Предприятия же малого бизнеса отсутствовали в принципе, так как свободы предпринимательства не было вообще. После национализации экономики ситуация не сильно изменилась. Основу экономики до сих пор составляют промышленные гиганты и предприятия среднего бизнеса, на которые приходится около 80% ВВП. А ведь как раз в крупном и среднем бизнесе и образуются монополии.
В настоящее время перед российским государством стоит ряд задач, которые условно можно разделить на кратко- и долгосрочные.
К долгосрочным задачам относится развитие и поддержка малого бизнеса; грамотная таможенная политика, направленная на стимулирование импортной конкуренции; создание при поддержке государства конкурентно-способных предприятий среднего и крупного бизнеса.
К краткосрочным задачам относится развитие антимонопольного законодательства, грамотное использование структурного и поведенческого подхода к предприятиям-монополистам, снижение административных барьеров входа в отрасль, разработка действенных рычагов воздействия на монополистов, борьба с недобросовестной конкуренцией, а так же тесное сотрудничество с другими ведомствами РФ.