Монополизация экономики: плановая и рыночная системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – как можно более подробно изложить сущность и формы такого явления, как монополизация, особенности её проявления в плановой и рыночной экономике, определить степень монополизации экономики в России, обусловленной переходом от плановой системы к рыночной.
Объектом исследования , в данном случае, будет выступать сам процесс монополизации экономики. Основные задачи это: 1.Выявить сущность процесса монополизации; 2.Выявить причины монополизации плановой экономики; 3.Выявить причины монополизации рыночной экономики; 4.Провести сравнительный анализ плановой и рыночной экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..3
1 Монополизация современной экономики…………………………..……4
1.1 Сущность монополизации………………………………………………4
1.2 Формы существования монополий……………………………….…….6
1.3 Социально-экономические последствия монополизации экономики..9
2 Плановая и рыночная системы……………………………………….….12
2.1 Плановая система………………………………………………………12
2.2 Рыночная система………………………………………………………15
2.3 Сравнительный анализ экономических систем……………………....18
3 Монополизация российской экономики: проблемы и пути решения...22
3.1 История монополизации экономики в России……………………….22
3.2 Проблемы и пути решения…………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..….30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 65.70 Кб (Скачать файл)

Неравенство доходов. Монополия также критикуется как фактор способствующий неравенству доходов. Благодаря существованию барьеров для вступления в отрасль монополист может назначать цену, превышающую средние издержки, и получать соответствующие экономические прибыли.

Политические  опасности. Последнее критическое замечание основано на предположении, что экономическая власть и политическое влияние идут рука об руку. Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние на правительство, и это отражается на законодательстве и правительственной политике, которые благоприятствуют не общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих промышленных гигантов. Как утверждают, крупные компании использовали политическую власть для того, чтобы стать основными получателями экономической выгоды от контрактов на производство и поставку военной продукции, налоговых лазеек, патентной политики, протекционистских тарифов и квот и множества других привилегий.

Тем не менее, имеются также важные аргументы  в пользу существования предпринимательской  монополии:

Продукция лучшего качества. Одним из оправданий предпринимательской монополии является утверждение о том, что представители монополий и олигополий завоевали господствующее положение на рынке, предлагая лучшие по качеству продукты. То есть потребители приняли коллективное решение, что эти продукты предпочтительнеё тех, которые предлагают другие производители. Следовательно, как считают многие, монопольные прибыли и большие рыночные доли были заработаны благодаря лучшему исполнению.

Недооценка  конкуренции. Второй аргумент состоит в том, что предприниматели рассматривают монополию слишком узко. То есть фирмы монополизированных отраслей могут сталкиваться с существенной межотраслевой конкуренцией, а также иностранной конкуренцией. Более того, большие прибыли, которые извлекает монополист в результате полного использования своей рыночной власти, является стимулом для потенциальных конкурентов, побуждающим их к вступлению в отрасль. То есть, потенциальная конкуренция действует на фирмы, обладающие рыночной властью в настоящее время, как сдерживающий фактор в принятии ими решений о ценах и объёмах производства.

Эффект  масштаба. Там, где используется высокопрогрессивная технология, только крупные производители (крупные и в абсолютном выражении, и относительно размеров рынка) могут добиться низких издержек на единицу продукции поэтому продавать её потребителям по сравнительно низким ценам. Традиционные аргументы против монополии, состоящий в том, что монополия обязательно означает меньший выпуск, более высокие цены и неэффективное распределение ресурсов, предполагает, что экономия на затратах была бы одинаково доступна для фирм и в высококонкурентной, и в полностью монополизированной отрасли. В действительности эффект масштаба может быть достижим, только если серьёзная конкуренция отсутствует.

Научно-технический  прогресс. Очевидно, что олигополистические фирмы имеют и финансовые ресурсы, и стимулы для проведения технологических исследований.

Тем не менее, в законодательствах многих развитых и развивающихся стран  большее внимание уделяется именно борьбе с монополизацией, а не поддержке монополий.

                          

                        2. ПЛАНОВАЯ И РЫНОЧНАЯ СИСТЕМЫ

2.1 Плановая экономика

 

Рубеж XIX—XX вв. обнаружил кризис рыночной экономики. Смысл его состоял  в том, что рыночный механизм, вопреки  представлениям о его роли и А.Смита, и А.Маршалла, оказался неспособен обеспечить саморегулирование развития общества. Глобальным проявлением этого кризиса явилась первая мировая война и, конечно же, «Великая депрессия» .5

Недостаточность рыночного саморегулирования на основе «невидимой руки» потребовала обратиться к помощи «руки» достаточно видимой и осязаемой — государственному регулированию.

Вариант плановой экономики, избранный большевиками, таким образом, находился в общем русле развития мировой экономики, казался предпочтительным, поскольку полностью исключал «нерациональные» рыночные отношения.

Длительное существование плановой экономики, особенно в России, объясняется тем, что, во-первых, плановая экономика, действительно, обладает рядом внешне положительных сторон, во-вторых, существованием условий, в которых они реализуются.

Положительными  сторонами плановой экономики является: способность к значительной концентрации ресурсов, высокая маневренность, быстрота действия приказа, возможность макроэкономического планирования и прогнозирования и т.п. Условия хозяйствования, благоприятные для проявления этих преимуществ является: относительная простота структуры производства, соответственно небольшое количество хозяйственных связей, преобладание экстенсивного типа экономического роста, сравнительно небольшой срок, выступающий стимулом к труду, для народа. Преходящий характер этих условий, нарастающий по мере усложнения народного хозяйства, повышения роли интенсивных процессов в экономике, творческой активной роли человека в производстве означает, что по мере их исчезновения нарастает и кризис плановой экономики.

Кризис  плановой экономики — кризис ее как системы. Сущность его — неспособность плановой экономики обеспечивать эффективное функционирование общественного производства, общества в целом. Формами проявления данного кризиса стали: невосприимчивость плановой экономики к достижениям научно-технического прогресса, их отторжение условиями административно-командных связей, что вело к технической и технологической отсталости страны; снижающаяся эффективность производственных факторов, проявляющаяся в значительно большем расходовании на единицу продукции материальных и трудовых ресурсов, чем в рыночной экономике; соответственно способность ее к обеспечению преимущественно экстенсивного роста, провал попыток перевести экономику на путь интенсивного роста; низкий уровень народного потребления и растущее отставание в этой области от стран рыночной системы; подавление тоталитарным режимом в человеке творческих начал, инициативы, внутренней мотивации в труде, что особенно важно в современных условиях; растущая неконкурентоспособность стран плановой системы на мировом рынке и т.д.

Вышесказанное означает, что кризис плановой экономики  развертывается постепенно. Уже в 50-е годы в СССР предпринимаются серьезные попытки усиления стимулирования работников сельского хозяйства; в целях развертывания местной инициативы создаются Советы народного хозяйства в рамках отдельных областей или их групп. Реформы середины 60-х годов возвращают планирование и управление к отраслевому принципу, ставя целью расширить самостоятельность первичных производственных звеньев — предприятий. Попытки усовершенствовать плановую систему хозяйствования предпринимаются в 70 и 80-е годы. Это были попытки преодоления ее нарастающего кризиса. Реформы не принесли успеха: все предпринимаемые прогрессивные нововведения отторгались административно-командной системой, так как были несовместимы с основными принципами плановой экономики. Историческая практика показала, что выход из кризиса плановой системы не может быть связан с ее реформированием. Этот выход — отказ от плановой системы, ее замена системой другой.

Какая же система должна придти на смену  плановой? Очевидно, такая, которая бы преодолела основные недостатки плановой экономики. Следовательно, необходимо преобразовать экономику, подчинив ее развитие именно удовлетворению потребностей. Но это возможно лишь в случае, если реальным ограничением развития производства становятся сами потребности, т.е. при переходе к спросоограниченной (рыночной) системе.

Плановая  экономика как единая централизованная система исключала экономическую конкуренцию, конкуренцию отдельных звеньев, число которых в целях облегчения управляемости ими было к тому же относительно невелико. Это дополнительно снижало эффективность плановой системы, так как не стимулировало снижение издержек производства, повышение качества продукции, производство новых продуктов, внедрение новейшей техники и т.п. Следовательно, необходимо так преобразовать экономику, чтобы сложилась реальная конкурентная среда, существенно увеличить количество хозяйствующих субъектов, устранить ограничения монопольного порядка и т.д.

Как видно, при известных различиях указанных  направлений все они так или иначе связаны с необходимостью перехода к рыночной экономике. Это объясняется и тем, что для стран плановой экономики характерен, в целом, индустриальный тип хозяйства, но этому типу, как показала практика, свойственны два вида связей: или прямые директивные, или косвенные рыночные. Коль скоро система прямых директивных связей оказалась менее эффективной, она должна быть заменена системой связей косвенных, рыночных.

2.2 Рыночная экономика

 

Проблема  изучения современной теории рынка исключительно важна для всех стран, экономика которых функционирует на основе рынка.

Рынок — одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики. Зачастую понятие рынок применяется как всеми известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности и у нас и за рубежом имеется самое различное толкование понятия "рынок".

Суть  рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими  прибыли, а также к удовлетворению платежеспособного спроса покупателей  на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Материальную  основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.

Сущность  рынка находит свое выражение  в его главных экономических  функциях.

Экономическая функция — это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающее ее сущность.

Функции рынка:

• согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;

• установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов; рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы;

• экономическое  стимулирование эффективности производства, побуждение производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли;

• стимулирование научно-технического прогресса и  на его основе интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики;

• обеспечение  экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления  и соразмерности спроса населения  с заработной платой.

Выполнение  рынком стимулирующей и мотивационной функций очень важно для развития экономики. В развитой экономике именно рынок правит всем.

Эффективно функционирующая система свободного рынка характеризуется следующими обязательными составными элементами:

Первым  элементом является свободное движение цен, которое предполагает свободное их изменение в сторону увеличения, снижения или стабильности на основе свободной конкуренции.

Свободное движение цен может происходить  только в системе рынка. Правительство  не должно диктовать цены, ибо результатом этого будет застой в производстве продукта и сокращение предложения товара рынку. В случаях войны и национальных бедствий правительство вынуждено будет контролировать цены и нормировать продукты, стремясь стабилизировать травмированное положение экономики. Эти меры часто применяются, но, увы, не часто дают положительный результат.

Другой  элемент свободного рынка — отсутствие давления на поставки. Если на поставки оказывается принуждение давление, цены поставок повышаются. Для того чтобы система свободного рынка действовала естественным путем, поставщики должны иметь достаточное количество ресурсов, необходимых для производства такого продукта, который бы отвечал всем требованиям, предъявленным ему на рынке потребителями.

Третий элемент свободного рынка — адекватная информация о рынке. Особенно важно это сегодня, когда события быстро меняются. Быстрая система коммуникации дает нам возможность знать, как меняются рыночные условия фактически на любом рынке мира. Чтобы поставить свой продукт, производитель должен знать цену рынка, потому что он основывает свои решения на цене, затратах и потенциальной прибыли. В то же время потребитель, чтобы принять рациональное решение, должен знать, какова цена продукта. Ему необходимо сравнить альтернативные продукты и сделать свой выбор, основывая его на тех ограниченных ресурсах, которыми он располагает для покупки требующихся товаров и услуг.

Четвёртый элемент — альтернативное использование ресурсов. Для этого в системе свободного рынка должен быть доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества. Кроме того, необходимы абсолютная мобильность ресурсов производства и неограниченная свобода передвижения капитала. Потребитель и производитель должны иметь выбор в использовании своих ресурсов на альтернативной основе.

Шестой  элемент в системе свободного рынка — широкий выбор.

Здесь не должно быть фактора, который бы сдерживал широкие возможности выбора нужного продукта, выбора полезности, которую несет данный продукт, выбора цены на этот продукт, доступной покупателю.

Седьмой элемент системы свободного рынка  — неограниченное число участников рыночных отношений и свободная  конкуренция между ними, позволяющая  осуществить принцип рационального  поведения рыночных субъектов, —  оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов.

Концепция оптимальности утверждает, что производитель  должен пытаться производить товары по самым низким ценам, используя  наименьшее количество ресурсов. Если производитель производит продукт, используя больше ценностей, чем  его конкурент, продукт будет  дороже и рынок его отвергнет.

Таким образом, свободный рынок — это самостоятельная, саморазвивающаяся и саморегулирующая система, в которой люди делают то, что они сами решают делать.6

На  рынке каждый делает то, что входит в его интересы. Человек, который выходит на рынок с продуктом, должен произвести нечто, что удовлетворит потребность или желание потребителей, а иначе он потерпит неудачу в предпринимательстве.

Информация о работе Монополизация экономики: плановая и рыночная системы