Монополия и монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, выявить преимущества и недостатки, а также их последствия для экономики. Задачи: Показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий; регулирование цен; отразить современные тенденции развития монополий.

Содержание

Введение
1 Монополия 5
1.1 Характерные черты, формы и виды монополии 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны 14
1.3 Современные тенденции монополизации 18
2 Монопольная власть 22
2.1 Источники монопольной власти 22
2.2 Общественные издержки монопольной власти 24
3 Антимонопольная политика 26
3.1 Исследование формы контроля над ценами 27
3.3 Регулирование цен 29
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа экономика.docx

— 380.57 Кб (Скачать файл)

     Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии  – оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также  неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные  соглашения типа картельных могут содействовать  сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть  нежизнеспособным предприятиям[4].

     Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия  наносит большой вред народному  хозяйству. Это также относится к особенностям современных монополий [5]. 
 
 

     2 Монопольная власть

     2.1 Источники монопольной власти

     Почему  некоторые фирмы обладают большой  монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная  власть заключается в способности  устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую  цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает данная фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна, пример с которыми был приведен в предыдущей главе) - с менее эластичной кривой спроса.

     Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается  в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет  по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому  эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно  повлиять на цену. Третий фактор заключается  во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две  или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит  агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную  долю рынка. Три фактора, определяющих монопольную власть.

     Эластичность  рыночного спроса

     Если  имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного  спроса. Тогда степень монопольной  власти фирмы полностью зависит  от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько  фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для  эластичности спроса каждой фирмы. Рыночный спрос на товар мог бы быть не очень эластичным, но спрос каждой фирмы будет более эластичным. Насколько - это зависит от того, как фирмы конкурируют друг с другом. Но независимо от того, как конкурируют фирмы, эластичность спроса для каждой из них будет.

     Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней  мере в краткосрочный период, вот  почему ОПЕК смог поднять цены на нефть  значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х  годов. Спрос на такие товары, как  кофе, какао, медь и олово, значительно  эластичнее, и именно поэтому попытки  производителей картелизировать эти  рынки и поднять цены почти  ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей [14].

     Число фирм на рынке

     Вторым  определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной  власти является количество фирм, действующих  на рынке. При прочих равных обстоятельствах  монопольная власть каждой фирмы  снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем  труднее каждой из них поднять  цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

     Конечно, имеет значение не просто общее число  фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных  фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько  фирм захватывают большую часть  рынка, называется концентрацией рынка.

     Иногда  говорят (и в этом есть доля правды), что самый большой страх американского  бизнесмена - страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего  несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа  фирм может только сократить монопольную  власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.

     Иногда  для вступления в дело имеются  естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным  вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права  действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компании, а  необходимость обладания правительственной  лицензией ограничивает доступ новых  фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих  на одном рынке. В ряде случаев  положительный эффект масштаба может  привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным  решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией [1,6].

     2.2 Общественные издержки монопольной власти

     На  конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает  предельные издержки. Так как монопольная  власть приводит к повышению цен  и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения  благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или  ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

     Я постараюсь ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (предполагая, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек).

     Рис.2показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена Ри количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

     Рисунок 2 - Графическое изображение чистых убытков от монопольной власти

     При монополии цена выше и потребители  покупают меньше продукции. Из-за более  высокой цены те потребители, которые  покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар  по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Q- Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.

     Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые  превышают полные чистые убытки в  треугольниках В и С. Фирма  может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может  быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и  юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем чтобы убедить потенциальных  конкурентов оставить попытки проникновения  на монопольный рынок. Экономический  стимул этих издержек непосредственно  связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник  С). Следовательно, чем большая часть  излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии [8].

     Проблемами  общественных издержек монопольной  власти занимается государство. В следующей  главе рассматриваются методы регулирования  деятельности монополий со стороны  государственных органов [6].

     3 Антимонопольная политика

     3.1 Исследование формы  контроля над ценами

     Можно выделить два подхода к регулированию цен. Первый можно назвать негативным. В этом случае контроль над ценами может принять форму предписаний общего характера, направленных против "неразумного" поведения, причем определение того, что на деле следует считать неразумным, оставляется на усмотрение соответствующей комиссии или судов. Именно таким путем шли английская Комиссия по железным дорогам до 1921г. и американская Комиссия по железным дорогам до принятия закона Хэнберна, когда предлагалось изменение тарифных ставок. Членам комиссии следовало решить, разумно ли предлагаемое повышение ставок и следует ли соответственно санкционировать или запретить его.

     Этот  же подход нашел отражение и в  канадском Законе о расследовании  деятельности промышленных объединений (1910г.). В соответствии с законом  предусмотрена возможность выяснения  в отношении каждого товара, относительно которого поступила жалоба, существует ли какое-либо объединение с целью  незаслуженного получения выгод  производителями или торговцами за счет потребителей путем установления цены более высокой, чем это необходимо; если обвинение доказано, то предусмотрено  наказание. В Новой Зеландии в  законе от 1910г. используется тот же критерий.

     Точно так же Уголовный кодекс России (1903г.) предусматривал следующее: торговец или  промышленник, который чрезмерно  повышает цены на продукты питания  и другие предметы первой необходимости  в согласии с другими торговцами или промышленниками, торгующими теми же товарами, наказывается тюремным заключением.

     Другой, позитивный путь контроля над ценами заключается в законодательном  установлении определенной максимальной платы или минимального качества услуги. О таком подходе свидетельствуют  условия лицензии, обычно выдаваемой местными органами власти компаниям  по предоставлению коммунальных услуг, а также полномочия, которыми наделена межштатная торговая комиссия по закону Хэнберна (1906г.), - "определять и предписывать" максимальные ставки за услуги железных дорог, телефонных и других компаний связи.

     Независимо  от того, используется негативный или  позитивный подход к регулированию  цен, необходимо предусмотреть те или  иные санкции для того, чтобы закон  оказался эффективным. Здесь существуют разнообразные пути. Иногда наказанием за нарушение служит прямой денежный штраф. В странах, прибегающих к  протекционистским мерам (например, Бразилии), оно иногда состоит в  отмене пошлин на конкурирующие иностранные  товары. В канадском законе о расследовании  промышленных объединений (1910г.) предусмотрены  оба вида наказаний. Если учрежденная  на основании закона комиссия устанавливает  наличие объединения, правительство  может снизить, либо отменить пошлины, а кроме того, наложить штраф в  сумме $1000 в день на тех, кто продолжает незаконные действия после того, как  было официально опубликовано решение  комиссии. Другая форма санкций против судовладельцев, нарушающих американские антитрестовские законы, предусмотрена  статьей закона о Панамском канале (1912г.), запрещающей их судам пользование  каналом. Иногда санкция состоит  в угрозе конкуренции со стороны  государства. Так, в связи с вступлением  в силу соглашения от 1892г. (по которому почтовое ведомство взяло под  свой контроль магистральные линии  Национальной телефонной компании) министр  финансов дал понять, что государство, сохраняя за собой право на конкуренцию, не прибегнет к нему, если компания будет действовать благоразумно. В некоторых случаях подобные санкции состоят в угрозе со стороны  государства приобрести предприятие  регулируемой компании на условиях, определенных заранее, либо на основе арбитража [2].

Информация о работе Монополия и монопольная власть