Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, выявить преимущества и недостатки, а также их последствия для экономики. Задачи: Показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий; регулирование цен; отразить современные тенденции развития монополий.
Введение
1 Монополия 5
1.1 Характерные черты, формы и виды монополии 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны 14
1.3 Современные тенденции монополизации 18
2 Монопольная власть 22
2.1 Источники монопольной власти 22
2.2 Общественные издержки монопольной власти 24
3 Антимонопольная политика 26
3.1 Исследование формы контроля над ценами 27
3.3 Регулирование цен 29
Заключение
Список литературы
Хотя в случаях нарушения закона предусматриваются многочисленные санкции (и некоторые из них довольно серьезные) воспрепятствовать уклонению от уплаты санкций крайне трудно.
Но использование некоторого метода контроля (будь он позитивным или негативным) - это крайне несовершенный способ приблизить отрасль по уровню цен и объему продукции к состоянию, соответствующему условиям простой конкуренции. Более того, подобный метод может оказаться дорогостоящим. Как замечает проф. Дюран, правительственное регулирование цен и прибыли частных концернов всегда связано со значительным расточительством, дублированием усилий и затрат. Оно означает, что одной и той же работой занимаются две группы лиц. При определении политики цен управляющие и работники корпорации должны анализировать бухгалтерские данные об издержках и условиях спроса. Вслед за ними еще раз это должны делать должностные лица и работники правительственных учреждений. Кроме того, поскольку эти две группы лиц при выполнении своей работы руководствуются разными мотивами, начинаются трения и тяжбы, а это означает дополнительные расходы. Накладывается огромный правительственных механизм на огромный механизм частного предпринимательства - расточительство, которого следует, если возможно, избежать. Приведенные соображения не следует игнорировать. Чтобы сравнить подлинную эффективность системы частного предпринимательства в монополистических отраслях с конкурирующей системой государственных предприятий, необходимо учесть расходы, связанные с осуществлением государственного контроля [12].
В
области ценообразования
Государственное
регулирование оказывает
Рисунок 3.1 - График регулирования цены
Рис.3.1 показывает эффект регулирования цен. Рm и Qm - соответственно цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Теперь предположим, что государственное регулирование определяет максимальную цену Р1. Так как фирма может установить цену не выше Р1 для объема производства Q1, ее новая кривая среднего дохода представляет собой горизонтальную линию на уровне Р1. Для уровней объема производства выше, чем Q1, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже Р1 и на нее никак не повлияет регулирование.
Новая кривая предельного дохода фирмы соответствует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1 новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1, потому что именно на этом отрезке кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Можно проверить, что при цене Р1 и количестве продукции Q1 полные чистые убытки от монопольной власти сокращаются.
Рисунок 3.2 - График регулирования цены в условиях естественной монополии
По мере дальнейшего снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а чистые убытки снижаются. При цене РC - а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, - объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и чистые убытки от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до Р3, мы приходим к сокращению объема производства. Это аналогично установлению максимальной границы цен в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q'3 - Q3), и одновременно растут полные чистые убытки от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже Р4 - ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из дела.
Регулирование цены зачастую применяется к таким естественным монополиям, как компании коммунальных услуг. Рис.3.2 показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Рm. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня РC соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Рr, при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле [9].
Регулирование цен на практике
Конкурентная цена (РC на рис.3.1) обнаруживается там, где кривые предельных издержек и среднего дохода (спроса) пересекаются. Аналогичным образом для естественной монополии минимальная приемлемая цена (Рr на рис.3.2) находится на пересечении средних издержек и спроса. К сожалению, зачастую трудно точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере эволюции рынка.
В
итоге регулирование цен
К
сожалению, при регулировании нормой
прибыли возникают сложные
Сложность
согласования информации, которая должна
использоваться при расчетах по норме
прибыли, зачастую ведет к запаздыванию
реакции регулирующего
Заключение
Изучая данную тему я хочу сделать вывод, что монополия имеет отличительные черты, определенные формы (картель, синдикат, трест, корнер, многоотраслевой концерн), а также виды (открытая, закрытая, естественная). Монополия страны в некоторой степени влияет на экономику страны, государственное регулирование оказывает существенное влияние на уровень и соотношение цен в отраслях общественного пользования. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. Особенно монополии уничтожают конкуренцию, а она необходима для развития экономики. Тем самым в ходе исследования становится ясно, что они носят положительный и отрицательный характеры.
Монопольная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
Рыночная власть существует в
двух формах. Когда продавцы назначают
цену, которая выше предельных
издержек, мы говорим, что они
обладают монопольной властью,
и мы определяем монопольную
власть той величиной, на
Частично
монопольная власть определяется количеством
фирм, конкурирующих на рынке. Если
на нем есть только одна фирма (чистая
монополия), монопольная власть полностью
зависит от эластичности рыночного
спроса. Чем меньше эластичность спроса,
тем большей монопольной
Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Власть монополии может быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
Иногда
эффект масштаба делает желательным
чистую монополию. Но для того чтобы
максимизировать социальное благосостояние,
правительству нужно
В целом мы полагаемся на антитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть. Для этого также используется прямое и косвенное регулирование цен.
В заключении хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.
Конкуренцию российским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для защиты российского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные (например, недавно повысили пошлины на ввозимую аудио- видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной российской фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства. Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
Решающую
роль в создании на рынке благоприятной
конкурентной среды играют антимонопольное
законодательство и деятельность антимонопольных
органов, правильное поведение которых
способствует стабилизации всей экономики
в целом.
Список литературы: