Монополия и монопольная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятие монополии и монопольной власти, выявить преимущества и недостатки, а также их последствия для экономики. Задачи: Показать отношение государства к монополиям и степень его вмешательства в деятельность монополий; регулирование цен; отразить современные тенденции развития монополий.

Содержание

Введение
1 Монополия 5
1.1 Характерные черты, формы и виды монополии 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны 14
1.3 Современные тенденции монополизации 18
2 Монопольная власть 22
2.1 Источники монопольной власти 22
2.2 Общественные издержки монопольной власти 24
3 Антимонопольная политика 26
3.1 Исследование формы контроля над ценами 27
3.3 Регулирование цен 29
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа экономика.docx

— 380.57 Кб (Скачать файл)

     Хотя  в случаях нарушения закона предусматриваются  многочисленные санкции (и некоторые  из них довольно серьезные) воспрепятствовать  уклонению от уплаты санкций крайне трудно.

     Но  использование некоторого метода контроля (будь он позитивным или негативным) - это крайне несовершенный способ приблизить отрасль по уровню цен  и объему продукции к состоянию, соответствующему условиям простой  конкуренции. Более того, подобный метод может оказаться дорогостоящим. Как замечает проф. Дюран, правительственное регулирование цен и прибыли частных концернов всегда связано со значительным расточительством, дублированием усилий и затрат. Оно означает, что одной и той же работой занимаются две группы лиц. При определении политики цен управляющие и работники корпорации должны анализировать бухгалтерские данные об издержках и условиях спроса. Вслед за ними еще раз это должны делать должностные лица и работники правительственных учреждений. Кроме того, поскольку эти две группы лиц при выполнении своей работы руководствуются разными мотивами, начинаются трения и тяжбы, а это означает дополнительные расходы. Накладывается огромный правительственных механизм на огромный механизм частного предпринимательства - расточительство, которого следует, если возможно, избежать. Приведенные соображения не следует игнорировать. Чтобы сравнить подлинную эффективность системы частного предпринимательства в монополистических отраслях с конкурирующей системой государственных предприятий, необходимо учесть расходы, связанные с осуществлением государственного контроля [12].

     3.3 Регулирование  цен

     В области ценообразования государство, как отмечалось выше, также имеет  контроль. Оно устанавливает верхний  предел цены, который предполагает покрытие издержек монополий плюс разумную прибыль. Под "разумной" прибылью понимается такая норма прибыли, которая выше процента, получаемого  по правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности. Допустимые нормы прибыли время  от времени пересматриваются. В зависимости  от экономической конъюнктуры они  варьируют по различным штатам. В  межштатной торговле прибыль обычно устанавливается в размере 5-7% на основной капитал, иногда чуть выше, но не больше 12% (средний уровень прибыли  в обрабатывающей промышленности). Норм прибыли в отраслях общественного  пользования чаще всего рассчитывается по отношению к остаточной стоимости  основного капитала (за вычетом амортизационных  отчислений). Вместе с тем, разрешенная норма прибыли не гарантируется. Ее фактическая величин зависит от конкретных условий работы фирмы, от конъюнктуры рынка, от успешного сбыта продукции. Недостаток прибыли в какой-либо период времени обычно не позволяет компенсировать ее избытком сверх установленного норматива в более поздний период. Очень часто регулирующие комиссии устанавливают лишь общую норму прибыли для компаний, предоставляя последним широкую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию при условии не превышения установленных общих лимитов. Ограничение размеров прибыли определенным нормативом нередко вызывает стремление компаний увеличивать не норму прибыли, ее массу, что достигается, главным образом, путем расширения сбыт своей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее. При определении тарифов компании отрасли общественного пользования учитывают в основном 2 фактора: издержки производства, характеризующие экономические условия производства в фирме, и ценность услуги, отражающей величину и динамику спроса. Использование принципа "ценности услуги" позволяет установить разные уровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости не от издержек, лишь от целей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаев объясняется монопольным положением компании - производителя на каком-либо рынке[3].

     Государственное регулирование оказывает существенное влияние на уровень и соотношение  цен в отраслях общественного  пользования. Однако масштабы точного  влияния постоянно меняются. Законодательство предотвращает накопление фирмами избыточной монопольной власти. Подробнее рассмотрим еще одно средство, с помощью которого общество может ограничить монопольную власть, - законодательное регулирование цен. На конкурентном рынке государственное регулирование цен всегда приводит к полным чистым убыткам. Это, однако, не совсем так, когда фирма обладает монопольной властью. Наоборот, регулирование цен может устранить полные чистые убытки, которые проистекают из монопольной власти [8].

     

     Рисунок 3.1 - График регулирования цены

     Рис.3.1 показывает эффект регулирования цен. Рm и Qm - соответственно цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Теперь предположим, что государственное регулирование определяет максимальную цену Р1. Так как фирма может установить цену не выше Р1 для объема производства Q1, ее новая кривая среднего дохода представляет собой горизонтальную линию на уровне Р1. Для уровней объема производства выше, чем Q1, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже Р1 и на нее никак не повлияет регулирование.

     Новая кривая предельного дохода фирмы  соответствует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1 новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1, потому что именно на этом отрезке кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Можно проверить, что при цене Р1 и количестве продукции Q1 полные чистые убытки от монопольной власти сокращаются.

     

     Рисунок 3.2 - График регулирования цены в условиях естественной монополии

     По  мере дальнейшего снижения цены количество производимой продукции продолжает расти, а чистые убытки снижаются. При  цене РC - а именно при этом уровне цены пересекаются кривые среднего дохода и предельных издержек, - объем производства возрастает до уровня, соответствующего условиям конкурентного рынка, и чистые убытки от монопольной власти устраняются. Уменьшая цену еще больше, скажем до Р3, мы приходим к сокращению объема производства. Это аналогично установлению максимальной границы цен в конкурентной отрасли. Дефицит растет (Q'3 - Q3), и одновременно растут полные чистые убытки от регулирования цен. При дальнейшем снижении цены объем выпуска продукции продолжает снижаться, а дефицит растет. Наконец, если цена снижается ниже Р4 - ниже минимальных средних издержек, фирма несет финансовые убытки и выходит из дела.

     Регулирование цены зачастую применяется к таким  естественным монополиям, как компании коммунальных услуг. Рис.3.2 показывает естественную монополию. Отметим, что средние издержки в данном случае всегда больше предельных издержек. Без регулирования цены фирма выпускала бы количество продукции Qm по цене Рm. В идеальном случае установление максимальной цены направлено на снижение фирменной цены до уровня РC соответствующего условиям свободной конкуренции, но тогда фирма не возместит своих средних издержек и выйдет из дела. Наилучшей альтернативой, следовательно, является установление цены на уровне Рr, при котором пересекаются кривые средних издержек и среднего дохода. Тогда фирма не получает монопольной прибыли, а выпуск остается достаточным, чтобы фирма оставалась в деле [9].

     Регулирование цен на практике

     Конкурентная  цена (РC на рис.3.1) обнаруживается там, где кривые предельных издержек и среднего дохода (спроса) пересекаются. Аналогичным образом для естественной монополии минимальная приемлемая цена (Рr на рис.3.2) находится на пересечении средних издержек и спроса. К сожалению, зачастую трудно точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере эволюции рынка.

     В итоге регулирование цен монополии  основывается на норме прибыли, получаемой ею на капитал. Учреждение, регулирующее цену, определяет ее допустимый уровень  таким образом, чтобы норма прибыли  была в определенном смысле "конкурентной" или "справедливой". В этом заключается  регулирование нормой прибыли: максимальная допустимая цена основывается на ожидаемой норме прибыли, которую получит фирма.

     К сожалению, при регулировании нормой прибыли возникают сложные проблемы (проблемы, которые радуют сердца адвокатов  и бухгалтеров). Во-первых, трудно оценить  необесцененный акционерный капитал, хотя это ключевой элемент при  определении нормы прибыли фирмы. Во-вторых, "справедливая" норма  прибыли должна основываться на фактических  издержках капитала, но эти издержки в свою очередь зависят от поведения  учреждения, регулирующего цену (и  от восприятия вкладчиками капитала будущих допустимых норм прибыли).

     Сложность согласования информации, которая должна использоваться при расчетах по норме  прибыли, зачастую ведет к запаздыванию реакции регулирующего учреждения на изменение в издержках и  в рыночных условиях, а также к  длительным и дорогостоящим обсуждениям  вопроса об установлении цены. Обычно выигрывают от этого адвокаты, бухгалтеры и экономисты-консультанты. В итоге происходит запаздывание с установлением и регулированием цены (на год и более) [2,1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Изучая  данную тему я хочу сделать вывод, что монополия имеет отличительные черты, определенные формы (картель, синдикат, трест, корнер, многоотраслевой концерн), а также виды (открытая, закрытая, естественная). Монополия страны  в некоторой степени влияет на экономику страны, государственное регулирование оказывает существенное влияние на уровень и соотношение цен в отраслях общественного пользования. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения. Особенно монополии уничтожают конкуренцию, а она необходима для развития экономики. Тем самым в ходе исследования становится ясно, что они носят положительный и отрицательный характеры.

     Монопольная власть в общем виде заключается  в способности продавцов или  покупателей воздействовать на цену товара.

       Рыночная власть существует в  двух формах. Когда продавцы назначают  цену, которая выше предельных  издержек, мы говорим, что они  обладают монопольной властью,  и мы определяем монопольную  власть той величиной, на которую  цена превышает предельные издержки.

     Частично  монопольная власть определяется количеством  фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью  зависит от эластичности рыночного  спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью  фирма обладает. Когда на рынке  действуют несколько фирм, монопольная  власть зависит также от того, как  взаимодействуют фирмы. Чем более  агрессивно они конкурируют, тем  меньшей монопольной властью  обладает каждая из них.

     Рыночная  власть может накладывать издержки на общество. Власть монополии может быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.

     Иногда  эффект масштаба делает желательным  чистую монополию. Но для того чтобы  максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать  и регулировать цены.

     В целом мы полагаемся на антитрестовское  законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть. Для этого также используется прямое и косвенное регулирование  цен.

     В заключении хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.

     Конкуренцию российским компаниям составляют мощнейшие  зарубежные ТНК, но для защиты российского  бизнеса принимаются различные  меры, в том числе и законодательные (например, недавно повысили пошлины  на ввозимую аудио- видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях  иногда рынок захватывается одной  крупной российской фирмой, и конкуренция  государством не стимулируется. Все  это требует принятия эффективных  законов и разумных действий со стороны  государства. Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

     Решающую  роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом. 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы:

  1. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: Издательство Инфра-М,2004г. – 416с.
  2. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учеб. пособие для вузов / С.Б. Авдашева, В.А. Арокин, И.К. Ахлопов и др.; Под ред. А.Г. Цыганова. – М.: Логос, 1999. – 368 с.
  3. Антимонопольное законодательство и либерализация цен[Электронный ресурс] – 2009. http://www.invest.belarus.by/ru/advantages/investclimate/antimonopoly.
  4. Архипов А.И. Экономика. - М., 2005.-232с.
  5. Волконский В.А.; Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. - Банк. дело.- М., 2005.- 174с.
  6. Бардовский В.П. Экономическая теория: учебник для учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей 0600 "Экономика и управление" / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. - Москва: Форум: Инфра-М, 2006. - 398 с.
  7. Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ.. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд. дом "Инфра-М", 1997. - 783 с.
  8. Касьянов Ю.В. Монополия как фактор современной экономики.
  9. Д.Линдсей, Э.Долан. Рынок: микроэкономическая модель. С.-Пб., 1992;
  10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика - М: Инфра-М, 1999г. – 974с.
  11. В.Ф.Максимова. Рыночная экономика (учебник) М.: ”Соминтек", 1992
  12. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов, обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов и др.. - М.: КноРус, 2004. - 604 с
  13. Розанова Т.Г., Ларина С.Е. Основы экономической теории: Лекции, Схемы. Упражнения: Учебно-методическое пособие. Кн. 1. - С.-Петербург - Калуга, 1997.
  14. Ромашкин П.С. Власть монополий. - М., 1958.-276с.
  15. Самуэльсон, Нордхаус Экономикс (реферат, экономические науки, 1990);
  16. Янков Ю.П. Естественная монополия в переходах экономики:особенности регулирования. - Байкальский государственный университет экономики и права. - Иркутск, 2002. - 22с.
  17. Лекции по курсу «Экономическая теория»

Информация о работе Монополия и монопольная власть