Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Сущность монопольной власти и ее показатели ………………….…….4

2 Источники монопольной власти……………………………………………..11

3 Экономические последствия монопольной власти…………………….…..28

4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ… ..........32

Заключение………………………….…………………………………………...36

Список использованных источников….………………….................................37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

 

                                                           L= (P-MC)/P

 

где P- монопольная цена, MC-предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (MC) равны цене (P), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.

 

  Американская статистика  подразделяет все фирмы на  однозаводсткие и многозаводские, что позволяет определить общую, хотя и условную картину степени концентрации производства. Это синтетический показатель, отражающий не только число и относительные размеры фирм, но и препятствия на пути к подъёму, эластичность рыночного спроса, уровень и структуру издержек, однородность или дифференцированность продукции, роль рекламы. При этом абсолютные размеры фирм определяются величиной прибыли, численностью занятых и общими активами.

 

  Степень монополизации  общественного производства характеризуется  не только абсолютными размерами  крупнейших корпораций, но и относительной  долей сосредоточения в их  руках отраслевого и общего  промышленного производства.

 

  Для контроля за соотношением сил конкурентов и возможностями монополизации на конкурентных рынках органы западной государственной статистики ведут постоянное наблюдение за процессами концентрации производства в промышленности как в разрезе отраслей и подотраслей, так и по основным товарным группам продукции. Выделение последних имеет важное значение при определении степени монополизации. Товарная группа представляет собой совокупность похожих, но не идентичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. В каждой из них продавцы рассматриваются как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Примерами товарных групп выступают женская одежда, обувь.

 

  К концу 60-х гг. ХХ  в. В мировой практике сложилась система показателей рыночной власти. Наиболее распространённым в оценке уровня монополизации является коэффициент концентрации CR (Concentration Ratios), т.е. доля фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определённого числа фирм. Этот показатель (коэффициент концентрации) характеризует не всю совокупность предприятий на рынке, а лишь позиции крупнейших, влияющих на рынок, регулирующих его в своих интересах. В США и во Франции- это доля 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии и Канаде для подобных расчётов используют данные о 3-х, 6-ти, 10-ти и т.д. предприятиях в отрасли и на рынке. С середины 80-х гг. коэффициенты концентрации стали использовать в Венгрии и Польше.

 

  Широкое распространение  получил индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:

 

                                             

 

где x- доля i-той фирмы  на рынке ( в %), i=1, 2, 3,…..,n- общее число фирм.

 

   Индекс представляет  собой сумму квадратов удельных  весов предприятий, действующих  на рынке.

 

  Безопасный с точки  зрения монополизации рынок (ИХХ<1000) предполагает наличие 10 и более  конкурентных фирм, причём доля  крупнейшей из них не может  превышать 31% общего объёма продаж  соответствующей продукции, двух  крупнейших- 44%, трёх- 54%, четырёх-64% .

 

  В Германии доминирующее (господствующее) положение на рынке  возникает, если на 1 предприятие  приходится свыше 33: всего оборота,  на 2-3 – свыше 50%, на 4-5 –свыше 67%. Уровень  предельно допустимой монополизации  во Франции составляет 25% реализации  товара или от 2 до 7 млрд франков товарооборота. Главным признаком монополизации в этой стране является не столько размер монополии, сколько возможность игнорирования интересов контрагентов и связанные с этим отношения диктата и неравноправия.

 

   В Австрии предприятие  занимает господствующее положение,  если его доля на внутреннем  рынке превышает 25%, и весь внутренний  рынок снабжается не более  чем двумя или тремя предприятиями,  или если это предприятие находится  среди четырёх крупнейших, общая  доля которых на рынке составляет по меньшей мере 80%.

 

  В Норвегии монополистом  признаётся фирма, доля продукции  которой на рынке составляет 25% и более от общего объёма  производства или продаж рассматриваемых  продуктов в национальной экономике. 

 

  Количественные оценки  степени концентрации производства  в отрасли характеризуют позиции  крупного бизнеса, но они недостаточны  для вывода о том, что фирма  обладает монопольной властью.  Главные признаки монополизма  определяются прежде всего реальным финансовым положением товаропроизводителей в отрасли, на рынке, возможностями контроля деловой активности вследствие своего превосходства.

 

  Кроме доминирующего  размера производства конкретного  товара фирма-монополист должна  наиболее полно удовлетворять  запросы производителей- производить лучшую продукцию, сокращать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта. Другими словами, одним из признаков монополизации является постоянное совершенствование производственно-сбытовой деятельности фирмы. Только в этом случае последняя может не опасаться потери потенциальных покупателей в результате повышения цен на продукцию. Следовательно, принципиально важен не размер предприятия, фирмы, а их роль, обусловленная особым положением на рынке. В ряде стран оно определяется либо как монопольное, либо господствующее или доминирующее.

 

    В Республике  Беларусь доминирующее положение  на рынке означает исключительное  положение хозяйствующего субъекта, которое даёт ему возможность  самостоятельно, или действуя совместно с другими хозяйствующими субъектами, диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию (ст.1 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).

 

  Основным критерием  определения доминирующего положения  является доля хозяйствующего  субъекта на рынке определённого  товара, превышающая предельную  величину. Раньше эта величина  устанавливалась Министерством  по антимонопольной политике. Сегодня- определяется Министерством предпринимательства и инвестиций. Для хозяйствующих субъектов- производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного- 30%, для двух- 54%, для трёх- 72%, для четырёх- 95%; для хозяйствующих субъектов- производителей продукции производственно-технического назначения, соответственно- 45%, 67%, 86% и 100%. Исходя из этих критериев, в республике почти все рынке являются монополизированными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОЧНИКИ МОНОПОЛЬНОЙ  ВЛАСТИ

 

Почему некоторые фирмы  обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе  никакой? Монопольная власть заключается  в способности устанавливать  цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна  эластичности спроса на товар, производимый фирмой. Чем менее эластичен спрос  для фирмы, тем большей монопольной  властью обладает фирма.

 

Решающим фактором, определяющим степень монопольной власти, является, следовательно, эластичность спроса на товар, выпускаемый фирмой. Вопрос заключается  в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с  более эластичной кривой спроса, тогда  как другие (например, производитель  фирменной одежды) - с менее эластичной кривой спроса.

 

Итак, существует три основных фактора, которые определяют эластичность спроса на товар, производимый фирмой.

 

1) Первый заключается  в эластичности рыночного спроса  на товар данного типа. Спрос  на товар, производимый фирмой, будет, по крайней мере, столь  же эластичен, как и рыночный  спрос на товар данного типа, и поэтому эластичность рыночного  спроса ограничивает потенциал  монопольной власти.

2) Второй фактор - число  фирм на рынке. Если на нем  много фирм, маловероятно, что одна  из фирм будет способна существенно  повлиять на цену.

3) Третий фактор заключается  во взаимодействии между фирмами.  Даже если на рынке имеются  лишь две или три фирмы, ни  одна из них не сможет увеличить  цену во много раз, если соперничество  между ними носит агрессивный  характер, когда каждая фирма  старается захватить львиную  долю рынка.

 

Рассмотрим подробнее  каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.

 

1) Эластичность рыночного  спроса. Если на рынке действует  только одна-единственная фирма  (чистый монополист), то кривая  спроса на производимый ею  товар совпадает с кривой рыночного  спроса. Тогда степень монопольной  власти фирмы полностью зависит  от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько  фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного  спроса устанавливает нижний  предел для эластичности спроса  на товар каждой фирмы. Например, спрос на нефть весьма неэластичен  (по крайней мере в краткосрочный период). Вот почему ОПЕК смог поднять цены на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.

 

2) Число фирм, действующих на рынке является вторым определяющим фактором кривой спроса на товар, производимый данной фирмой, и, следовательно, ее монопольной власти. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

 

Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а  число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих значительную долю на рынке). Например, если на две  крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, это означает, что эти  две крупные фирмы имеют большую  монопольную власть. Положение, когда  только небольшое количество фирм захватывают  большую часть рынка, называется концентрацией рынка.

 

Говорят (и в этом есть доля правды), что самый большой  страх американского бизнесмена - страх перед конкуренцией. Очевидно, когда на рынке действует всего  несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы, так как  в этом случае рост числа фирм может  только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли.

 

3) Взаимодействие между  конкурирующими фирмами является  важным, а иногда и решающим  фактором монопольной власти. Предположим,  что на рынке действуют четыре  фирмы. Они могут конкурировать  очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма боится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.

 

Однако фирмы могут  и не конкурировать между собой, и даже вступить в сговор (в нарушение  антитрестовского и антимонопольного законодательства) и договориться об ограничении объёма производства и  повышении цен. Согласованное повышение  цен принесёт больше прибыли фирме, чем несогласованное, и, таким образом, сговор может привести к установлению значительной монопольной власти.

 

Существуют следующие  основные формы монополистических  объединений, которые монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление.

 

1) Картель это объединение  нескольких предприятий одной  сферы производства, участники которого  сохраняют собственность на средства  производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую  самостоятельность, и договариваются  о доле каждого в общем объеме  производства, ценах, рынках сбыта. При этом в картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж.

 

2) Синдикат это объединение  ряда предприятий одной отрасли  промышленности, участники которого  сохраняют средства производства, но теряют собственность на  произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но  теряют коммерческую самостоятельность.

 

3) Корнер - способ, придуманный  еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход. Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

 

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия