Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:10, курсовая работа
Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Сущность монопольной власти и ее показатели ………………….…….4
2 Источники монопольной власти……………………………………………..11
3 Экономические последствия монопольной власти…………………….…..28
4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ… ..........32
Заключение………………………….…………………………………………...36
Список использованных источников….………………….................................37
где P- монопольная цена, MC-предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (MC) равны цене (P), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.
Американская статистика подразделяет все фирмы на однозаводсткие и многозаводские, что позволяет определить общую, хотя и условную картину степени концентрации производства. Это синтетический показатель, отражающий не только число и относительные размеры фирм, но и препятствия на пути к подъёму, эластичность рыночного спроса, уровень и структуру издержек, однородность или дифференцированность продукции, роль рекламы. При этом абсолютные размеры фирм определяются величиной прибыли, численностью занятых и общими активами.
Степень монополизации
общественного производства
Для контроля за соотношением сил конкурентов и возможностями монополизации на конкурентных рынках органы западной государственной статистики ведут постоянное наблюдение за процессами концентрации производства в промышленности как в разрезе отраслей и подотраслей, так и по основным товарным группам продукции. Выделение последних имеет важное значение при определении степени монополизации. Товарная группа представляет собой совокупность похожих, но не идентичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. В каждой из них продавцы рассматриваются как конкурирующие фирмы в пределах отрасли. Примерами товарных групп выступают женская одежда, обувь.
К концу 60-х гг. ХХ в. В мировой практике сложилась система показателей рыночной власти. Наиболее распространённым в оценке уровня монополизации является коэффициент концентрации CR (Concentration Ratios), т.е. доля фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определённого числа фирм. Этот показатель (коэффициент концентрации) характеризует не всю совокупность предприятий на рынке, а лишь позиции крупнейших, влияющих на рынок, регулирующих его в своих интересах. В США и во Франции- это доля 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии и Канаде для подобных расчётов используют данные о 3-х, 6-ти, 10-ти и т.д. предприятиях в отрасли и на рынке. С середины 80-х гг. коэффициенты концентрации стали использовать в Венгрии и Польше.
Широкое распространение
получил индекс Харфиндела-
где x- доля i-той фирмы на рынке ( в %), i=1, 2, 3,…..,n- общее число фирм.
Индекс представляет
собой сумму квадратов
Безопасный с точки
зрения монополизации рынок (
В Германии доминирующее
(господствующее) положение на рынке
возникает, если на 1 предприятие
приходится свыше 33: всего оборота,
на 2-3 – свыше 50%, на 4-5 –свыше 67%. Уровень
предельно допустимой
В Австрии предприятие
занимает господствующее
В Норвегии монополистом
признаётся фирма, доля
Количественные оценки
степени концентрации
Кроме доминирующего
размера производства
В Республике
Беларусь доминирующее
Основным критерием
определения доминирующего
2. ИСТОЧНИКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Почему некоторые фирмы обладают большой монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать цену выше предельных издержек и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса на товар, производимый фирмой. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Решающим фактором, определяющим степень монопольной власти, является, следовательно, эластичность спроса на товар, выпускаемый фирмой. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производитель фирменной одежды) - с менее эластичной кривой спроса.
Итак, существует три основных фактора, которые определяют эластичность спроса на товар, производимый фирмой.
1) Первый заключается
в эластичности рыночного
2) Второй фактор - число
фирм на рынке. Если на нем
много фирм, маловероятно, что одна
из фирм будет способна
3) Третий фактор заключается
во взаимодействии между
Рассмотрим подробнее каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.
1) Эластичность рыночного
спроса. Если на рынке действует
только одна-единственная
2) Число фирм, действующих на рынке является вторым определяющим фактором кривой спроса на товар, производимый данной фирмой, и, следовательно, ее монопольной власти. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
Конечно, имеет значение
не просто общее число фирм, а
число так называемых "основных
игроков" (т.е. фирм, имеющих значительную
долю на рынке). Например, если на две
крупные фирмы приходится 90% объема
реализации на рынке, а на оставшиеся
20 фирм - 10%, это означает, что эти
две крупные фирмы имеют
Говорят (и в этом есть доля правды), что самый большой страх американского бизнесмена - страх перед конкуренцией. Очевидно, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы, так как в этом случае рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли.
3) Взаимодействие между
конкурирующими фирмами
Однако фирмы могут и не конкурировать между собой, и даже вступить в сговор (в нарушение антитрестовского и антимонопольного законодательства) и договориться об ограничении объёма производства и повышении цен. Согласованное повышение цен принесёт больше прибыли фирме, чем несогласованное, и, таким образом, сговор может привести к установлению значительной монопольной власти.
Существуют следующие
основные формы монополистических
объединений, которые монополизируют
все сферы общественного
1) Картель это объединение
нескольких предприятий одной
сферы производства, участники которого
сохраняют собственность на
2) Синдикат это объединение
ряда предприятий одной
3) Корнер - способ, придуманный еще в ХVI веке. Смысл этого метода прост: производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход. Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
Более сложные формы
Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия