Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является обзор монополии, её виды, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования как в мировой экономике, так и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Сущность монопольной власти и ее показатели ………………….…….4

2 Источники монопольной власти……………………………………………..11

3 Экономические последствия монопольной власти…………………….…..28

4 Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ… ..........32

Заключение………………………….…………………………………………...36

Список использованных источников….………………….................................37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

 

4) Трест это объединение  ряда предприятий одной или  нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность  на средства производства и  произведенный продукт, производственную  и коммерческую самостоятельность.  Иными словами, они объединяют  производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала  собственники отдельных предприятий  получают акции треста, которые  дают им право принимать участие  в управлении и присваивать  соответствующую часть прибыли  треста.

 

5) Существуют также отраслевые  холдинги, созданные в результате  скупки пакетов конкурирующих  фирм и установлении благодаря  этому над ними экономического  контроля с целью проведения  единой монопольной политики  продаж и цен.

 

6) Многоотраслевой концерн  это объединение десятков и  даже сотен предприятий различных  отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют  собственность на средства производства  и произведенный продукт, а  главная фирма осуществляет над  другими участниками объединения  финансовый контроль.

 

7) В 60-х годах в США  и некоторых других странах  появились и начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем  поглощения прибылей разно отраслевых  предприятий, не имеющих технического  и производственного единства.

 

Таким образом, источниками  и факторами монопольной власти являются эластичность рыночного спроса на товар, производимый фирмой, число  фирм, действующих на рынке, а также  характер взаимодействия между конкурирующими фирмами. Что касается последнего фактора, то следует сказать, что фирмы  могут взаимодействовать различными способами, однако при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

 

Главная цель политики рыночной монополий - усиление монопольной власти объединённых предпринимателей, достижение большего господства на рынке, создание благоприятных условий для деятельности своих предприятий, а также извлечение максимальной прибыли.

 

Прежде, чем приступить к  рассмотрению экономических последствий  монопольной власти, необходимо уделить  внимание основным функциям и роли монополий в экономике, так как  их роль весьма многогранна. Они выполняют  экономические, политические и социальные функции, т.е. влияют на все фазы воспроизводства (производство, распределение, обмен  и потребление), на потребителей и  предпринимателей, на технический прогресс, положение рабочего класса, на экономическую  и социальную политику государства .

 

Но всё же важнейшими функциями  монополии являются регулирование  собственной деловой активности и стратегии, выбор приоритетов  развития, контроль над ресурсами  и услугами. Как правило, любая  фирма регулирует свою деятельность, собственный стиль поведения  как субъекта рынка. Монополия потому и является таковой, что, обладая  исключительными преимуществами или  правами, она не только регулирует производство, в котором занимает доминирующее положение, реализуя свои функции, но и  вмешивается в процесс стихийного перелива капитала и рабочей силы, регулирует спрос и предложение, устанавливает и контролирует монопольные  цены. Она концентрирует условия  труда и рабочую силу для увеличения прибыли, а также создаёт новую  производительную силу (совершенное  оборудование, высококачественное сырьё  и материалы, квалифицированную  рабочую силу, новую организацию общественного труда).

 

Таким образом, можно выделить следующие положительные стороны  монопольной власти.

 

Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создаёт более широкие возможности  для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры  проникновения в отрасль невысоки.

 

Во-вторых, рыночная власть ведёт к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная  марка уже является информацией  для потребителя.

 

В-третьих, в условиях монополии  существует возможность более полного  извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более  низких, нежели в условиях совершенной  конкуренции, издержках.

 

И наконец, продукция монополистических  компаний, как правило, отличается высоким  качеством, что и позволило завоевать  им господствующее положение на рынке.

 

Но, несмотря на вышеприведённые  преимущества рыночной власти, монопольные  рынки являются неэффективными.

 

В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек её производства, что свидетельствует  о неэффективном распределении  ресурсов. Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках  выше минимальных, что указывает  на более низкую эффективность использования  ресурсов. Таким образом, отрицательной  стороной монополизации является недогрузка производственных мощностей, т.е. постоянное накопление огромных масс неиспользованного капитала . В результате производя слишком мало продукции и продавая её по слишком высоким ценам, монополия ведёт к сокращению общественного благосостояния. Это можно продемонстрировать на следующем примере.

 

Допустим, что функция  спроса D линейна, предельные издержки фирмы равны МС (рис.1). В этом случае монопольный выпуск составит против конкурентного при соответствующих  ценах и . Превышение монопольной  цены над конкурентной означает, что  часть потребительского излишка, равная площади прямоугольника А, перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли.

 

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

Рисунок 1 - Графическая интерпретация  чистых убытков от монопольной власти.

 

Меньший по сравнению с  конкурентным объём монопольного выпуска  свидетельствует о потере части  потребительского излишка, равной площади  треугольника В, и части излишка  производителя, равной площади фигуры С. Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны  потребителя и производителя, т.е. (-А-В)+(А-С), что даст величину потерь, равную (В+С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспределении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Причём, даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством её налогообложения, полной эффективности достигнуто не будет, так как объём предложения в условиях монополии меньше конкурентного.

 

При линейной функции спроса и неизменных предельных издержках (МС=АС) на уровне конкурентной цены (рис.1) в условиях совершенной конкуренции  потребительский излишек составит величину, равную /2. В случае с монополией он сокращается до /2, а монопольная прибыль составит . Если монополисту удаётся установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу. Однако при монопольном ценообразовании происходит не только перераспределение потребительского излишка, но и его сокращение на величину, равную площади треугольника В, представляющей собой разницу между потерями потребителей и выигрышем монополиста. Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мёртвого груза» и определяется по формуле:

 

W=(?P?Q)/2, (5)

 

где ?Р=, а ?Q=.

 

Определив относительную  величину монопольной надбавки к  цене по формуле (6) и выразив через  неё эластичность спроса (формула 7), мы можем определить и ?P.

 

d=()/=?P/ (6)

 

= (7)

 

= (8)

 

?P= (9)

 

В этом случае потери «мёртвого  груза» равны:

 

W=1/2, (10)

 

Потери «мёртвого груза» - не единственная форма снижения эффективности  в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме  функционировать не в оптимальном  режиме, так как возникающую при  этом неэффективность она может  компенсировать за счёт имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные  с выбором нерациональных методов  производства и неоптимальных размером, называются Х-неэффективностью. Она  может проявляться в форме  излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной её является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.

 

Хотя потери эффективности  из-за монополии могут быть существенными, большинство экономистов склоняются к тому, что в действительности бремя монополии невелико. Связано  это с тем, что чистая монополия  встречается редко и чаще всего  мы можем говорить лишь о монопольном влиянии .

 

В частности власть монополистов ограничивают следующие факторы :

 

- Спрос на продукцию  монополистов не является абсолютно  неэластичным, а это сужает возможности  завышения монопольной цены;

 

- Монополистические барьеры  не являются абсолютно непреодолимыми, т.к. многие факторы монополизации  (например, инновации, патенты) имеют  временный характер. Следовательно,  сохраняется угроза потенциальной  конкуренции;

 

- Пострадавшие от монопольной  практики группы населения способствуют  созданию механизма защиты общества  от власти монополий.

 

Данный механизм защиты не что иное, как регулирование деятельности монополий, которое направлено на ограничение  монопольных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведённые  воедино, они и образуют систему  антимонопольного регулирования.

 

Законодательные меры регулирования  деятельности монополий - это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают запрещение договоров  о ценах и разделе рынка, установление контроля за разделом рынка и слияниями, регулирование наборов услуг, предоставляемых потребителям доминирующими продавцами. Направленность действия данных мер связана с а) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным, и б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.

 

Законодательные меры:

 

1) Ограничение контроля  над рынком;

 

2) Контроль за слияниями;

 

3) Запреты соглашений  о ценах;

 

4) Контроль за соглашениями об использовании продукции;

 

5) Запреты соглашений  о разделе рынков;

 

6) Запреты на установление  розничных цен;

 

7) Определение набора  предоставляемых услуг;

 

8) Запреты соглашений  о предоставлении исключительных  прав.

 

Экономические меры регулирования  деятельности монополий - это набор  экономических инструментов, при  помощи которых ограничиваются возможности  реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование  цен и прибылей, которое обычно реализуются в форме установления «потолков цен», т.е. верхнего или  нижнего предела цены, и предельного  уровня нормы прибыли. Целью установления «потолка цен» является увеличение выпуска  при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для  фирмы уровня такого «потолка», что  составляет главную проблему при  использовании этого метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой - обеспечить фирме покрытие оперативных  расходов и получение справедливого  дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии .

 

Экономические меры:

 

1) Косвенное регулирование;

 

2) Прямое регулирование;

 

3) Налогообложение продукции;

 

4) Установление «потолков  цен»;

 

5) Налогообложение сверхприбыли;

 

6) Установление предела  нормы прибыли.

 

Таким образом, монополия - весьма противоречивое явление, которое играет двойственную роль в рыночной экономике. С одной стороны, монополистическая  деятельность выступает генератором  предпринимательства, способствует развитию научно-технического и экономического прогресса в целом, приспосабливаясь к требованиям современности, а  с другой - наносит значительный ущерб экономической эффективности и общественному благосостоянию, который выражается в следующих основных негативных последствиях:

 

1. Завышение цен. Монопольная  цена превышает уровень, который  установился бы в условиях  совершенной конкуренции. В краткосрочном периоде это уровень предельных издержек, в долгосрочном - уровень средних издержек. Завышение цены означает, что монополист искусственно увеличивает излишек производителя, перераспределяя в свою пользу часть излишка потребителей. Тем самым наносится ущерб благосостоянию потребителей - как покупающих данную продукцию, так и вынужденных отказаться от потребления данного товара из-за повышения цены.

 

2. Занижение объёма выпуска.  Монопольный выпуск меньше, чем  в условиях совершенной конкуренции,  когда производства каждой отдельной  фирмы наращивается до тех  пор, пока предельные издержки  не сравняются с ценой продаваемого  товара. Монополисту не удаётся  достичь такого уровня выпуска,  так как предельный доход падает  быстрее цены. Поскольку предельная  полезность товара оказывается  выше предельных издержек, монопольный  выпуск нельзя признать эффективным.

 

3. Завышение прибыли. Монополист  получает в долгосрочном периоде  экономически необоснованную экономическую  прибыль за счёт ущерба, который  наносится монополией благосостоянию  потребителей.

 

4. Выше было отмечено, что монопольная власть способствует  научно-техническому прогрессу,  а продукция предприятий-монополистов  отличается высоким качеством.  Но это наблюдается, как правило,  при достаточно невысоких барьерах  проникновения в отрасль, когда  велика вероятность появления  на рынке новых фирм-конкурентов.  В случае же когда барьеры  вхождения в отрасль значительны  и отсутствуют близкие субституты  продукции фирмы-монополиста, то  наблюдается определённый консерватизм  в управлении и торможение  внедрения НТП, то есть снижаются  стимулы к развитию производства, внедрению технических новинок,  выпуску новых товаров, снижению  издержек, совершенствованию качества .

Информация о работе Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия