Муниципальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:42, лекция

Краткое описание

Цель – изучить основные элементы муниципальной экономики, рассмотреть особенности ее функционирования и развития.
Задачи :
- изучить систему экономических отношений на муниципальном уровне;
- проанализировать основные цели муниципальной экономики и структуру ее ресурсного потенциала;
- рассмотреть систему противоречий развития муниципальной экономики;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной собственности, выявить ее отличительные признаки;
- определить роль муниципальной и немуниципальной собственности в социально-экономическом развитии территории;
- проанализировать организационные основы регулирования муниципальной экономики и определить пути их дальнейшего совершенствования;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной экономической политики, проанализировать ее составные элементы.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_po_ME.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Сущность, задачи и структура курса МЭ

С позиций  современной науки,  муниципальная экономика  - это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления (ОМС) в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования, и как системное явление существует в тесной взаимосвязи с государственным и частным секторами.

Поэтому в процессе изучения данного курса необходимо сформировать у студентов теоретические знания и навыки практической работы в сфере управления муниципальными экономическими отношениями.

Цель курса – изучить основные элементы муниципальной экономики, рассмотреть особенности ее функционирования и развития.

Задачи курса:

- изучить систему экономических отношений на муниципальном уровне;

- проанализировать основные  цели муниципальной экономики  и структуру ее ресурсного  потенциала;

- рассмотреть систему  противоречий развития муниципальной  экономики;

- раскрыть сущность  и содержание муниципальной собственности, выявить ее отличительные признаки;

- определить роль муниципальной  и немуниципальной собственности  в социально-экономическом развитии  территории;

- проанализировать организационные  основы регулирования муниципальной  экономики и определить пути  их дальнейшего совершенствования;

- раскрыть сущность  и содержание муниципальной экономической  политики, проанализировать ее составные  элементы.

 

Муниципальная экономика как система экономических  отношений

Роль и место  МСУ в системе муниципальных  экономических отношений.

Ведущая роль в муниципальной  экономике принадлежит органам  местного самоуправления. С точки  зрения ведения хозяйственной деятельности органы местного самоуправления близки к коммерческим организациям, так  как выступают на рынке как  самостоятельные и равноправные субъекты экономических отношений. Но в отличие от коммерческих организаций,  муниципальные структуры не могут использовать получаемую прибыль в сферах, не связанных с интересами населения, образующего местное сообщество. А в ходе распределения   ресурсов органы местного самоуправления выступают в роли гаранта обеспечения населению определенного уровня благоустройства,  что в большей степени роднит их  с государственными структурами.

Таким образом, содержание деятельности органов местного самоуправле-ния закономерно распадается на два направления: властное и экономическое. Особенно четко это прослеживается во взаимоотношениях местных органов власти с субъектами хозяйственной деятельности, которые могут быть разделены на две  группы:   муниципальные унитарные предприятия (МУП) и учреждения, под которыми понимаются организации, в которых муниципалитет обладает всей или частью собственности и предприятия и учреждения иных форм собственности.

Роль каждой из названных  групп хозяйствующих субъектов  различна.  

Права ОМС на регулирование  хозяйственной деятельности других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, так как ОМС  в этом  случае выступают не как  хозяйствующий субъект, а как  власть.

В качестве конкретных проявлений властного воздействия ОМС на хозяйствующие субъекты различных форм собственности могут быть названы:

•установление единых для всех предприятий и учреждений территории санитарно-экологических норм и стандартов;

•контроль за перечислением денежных средств (в виде налогов, части прибыли МУП или других платежей) в местный бюджет и внебюджетные фонды;

•право на применение санкций в отношении хозяйствующих субъектов, не выполняющих свои обязательства перед местным бюджетом.

Важной сферой муниципальной  экономики являются финансово-имущественные отношения ОМС с органами государственной власти разных уровней. Именно на государственные органы законодательством возложена обязанность обеспечения минимума условий жизнедеятельности населения, если этот минимум не может быть обеспечен финансовыми и иными ресурсами МО. Экономические отношения ОМС с государственными структурами возникают по поводу передачи государственного имущества в муниципальную собственность, зачисления регулирующих доходных источников и средств финансовой помощи в местные бюджеты, а также финансирования государственных программ, осуществляемых на муниципальном уровне.    

В процессе своей деятельности ОМС одной территории могут вступать в экономические отношения с  ОМС других МО.

Таким образом, основными системообразующими элементами муниципальной экономики являются:

1) финансово-хозяйственные  отношения между ОМС и: МУП  и учреждениями; органами государственной  власти; государственными предприятиями  (учреждениями); частными предпринимательскими  структурами; и ОМС различных МО;

2) властные отношения  между ОМС и всеми остальными субъектами муниципальной экономики с целью регулирования социально-экономического развития  территорий.

Финансово-хозяйственные  отношения ОМС с субъектами муниципальной  экономики могут носить имущественный или неимущественный характер.

Имущественные отношения  связаны с использованием, воспроизводством и возвратом муниципальной собственности. Они проявляются через передачу муниципальной собственности в оперативное управление, хозяйственное ведение, аренду, траст, а также через ее использование в виде залога и ипотеки.

Неимущественные отношения  возникают по поводу условий, при  которых муниципальная собственность  может использоваться хозяйствующим  субъектом, наделенным ею. 

МО. Факторы, определяющие особенности МО.

Закон 2003г. (ст.2) определяет сущность муниципального образования  следующим образом: «Муниципальное образование – городское или  сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо внутригородская  территория города федерального значения».

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межпоселковых территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

МО предстает неразрывно в 3 аспектах:

1.как поселенческая  основа

2. как среда обитания(внешний облик места жительства, организация территории, инфраструктурная обеспеченность.)

3.местное сообщество (совокупность групп людей, жителей МО, структ-х по разным основаниям:по месту жительства, работы, професс.интересам, полит.взглядам)

Особенности МО как территории внутри субъекта РФ определяют географические и хозяйственные факторы:

1)территория и природные  ресурсы

2)совместные интересы  в хоз.деятельности

3)форма расселения  населения

4)учет инфраструктурного  единства территории.

Территориальная организация МЭ

 

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; 
Типология МО

Муниципальное хозяйство, его сущность и основные функции

Двойственная природа  МХ

Местное хозяйство  рассматривается 1) как основной элемент национальной и региональной экономики, 2) как самостоятельное, «единичное» экономическое пространство  по нескольким причинам. Во-первых, взаимодействие между субъектами местного хозяйства принимает форму непосредственно-личностного контакта. Во-вторых, из-за несовпадения национальных экономических интересов и мотивов поведения организаций с потребностями и интересами местных сообществ. Местные сообщества должны использовать имеющиеся человеческие, природные, социальные ресурсы для создания самостоятельной экономической системы, ориентированной на решение местных проблем. В-третьих, роль ОМС существенно отличается от роли государственных структур. В рыночной экономике ОМС по своему экономическому поведению ближе к правлению акционерного общества, чем к административному органу власти.

    Местное хозяйство  состоит из различных хозяйствующих  субъектов, деятельность которых  определяет и координирует соответствующий  ОМС. Исходя из этого, можно  выделить три элемента в системе  местного хозяйства: ОМС, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта на территории МО; предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности;  предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности и строящие  свои взаимоотношения с ОМС на договорной основе.

 Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства, предприниматели, ОМС, а также представительства от местного населения в виде общественных или профессиональных организаций. Цель местного хозяйства – благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества.

Таким образом, местное хозяйство – это, прежде всего, взаимодействие между его тремя основными субъектами, которыми являются домохозяйства, предприниматели и ОМС.

Домашнее хозяйство  как субъект муниципального хозяйства

Под домашними хозяйствами  понимают конечных потребителей национального  продукта.

В российской экономике  домохозяйства не стали еще реальным экономическим субъектом рыночных отношений.  Они выглядят скорее как объект воздействия, а не полноправный субъект экономической деятельности, хотя и оказывают решающее воздействие  на развитие сферы материальных услуг (коммунально-бытовых, транспортных, общественного питания и т. д.) территории. Другими словами, домохозяйство является не только потребителем производимых в местном сообществе товаров и услуг, но и главным субъектом отношений, определяющим само существование и движение муниципальной экономики.

В развитых странах четко просматриваются  импульсы, которые дают потребности домохозяйств развитию экономики:

Во-первых, семьи накапливают товары длительного пользования, необходимые  для ведения домашнего хозяйства, страховые и иные полисы на огромные суммы.

Во-вторых, в результате гигантски  увеличиваются активы и обороты банковской системы — ипотечных, коммерческих банков и страховых пенсионных фондов и т.д.

В-третьих, высокого уровня достигает  цена земли в районах и целых  странах, где растут вложения в домохозяйства, в “человеческий фактор”. И дело здесь в изменении его реальной ценности, а не в спекуляции.

В-четвертых, резко возрастает прибыльность и курс акций фирм, создающих производственные коллективы из сложной и особенно научно-технической рабочей силы. И здесь закономерность устойчивого  “отрыва” курса акций от балансовой стоимости производственных мощностей можно понять только с учетом накопления “человеческого капитала” фирм, их достижений и перспектив.

Характеристика предпринимательского сектора муниципального хозяйства

К предпринимательскому сектору относят всех тех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. Для МО развитие малого предпринимательства  имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем развитие крупной промышленности. Основную категорию налогоплательщиков в условиях рынка составляют представители частного бизнеса.  Малый бизнес — это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказание услуг, налоговые платежи в местный бюджет.

Малое предпринимательство  наиболее приближено к конкретным локальным территориям. Поэтому стимулирование именно этой формы бизнеса выступает сегодня на первые позиции муниципальной экономической политики.

Муниципальное предпринимательство  представляет собой совокупность разнообразных  форм финансово-хозяйственной деятельности местных органов власти, способных обеспечить укрепление экономических основ местного самоуправления посредством создания дохода или экономии бюджетных средств.

Муниципальное регулирование  развития предпринимательства может  осуществляться в двух формах: экономической и административной.

Для местного сообщества важно оценить не столько эффективность отдельного предприятия, сколько то, что дает каждое конкретное предприятие для обеспечения жизнеспособности сообщества в целом.

Органы МСУ  как ключевой субъект МХ

Вопрос о роли местного правительства как субъекта экономической  деятельности представляется довольно сложным и дискуссионным по целому ряду причин. Во-первых, местное правительство, как и правительства других уровней, многолико. Его роль выходит далеко за рамки хозяйственной деятельности. Порой бывает трудно определить, где кончается собственно хозяйствование, а где правительство начинает действовать в ином качестве. Во-вторых, в разных странах существуют различные варианты распределения функций общественного управления между уровнями власти. Одни и те же функции могут выполняться исключительно центральными органами, могут быть предметом совместного ведения центра и местных правительств и, наконец, могут входить в исключительную компетенцию местного правительства.

Информация о работе Муниципальная экономика