Муниципальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:42, лекция

Краткое описание

Цель – изучить основные элементы муниципальной экономики, рассмотреть особенности ее функционирования и развития.
Задачи :
- изучить систему экономических отношений на муниципальном уровне;
- проанализировать основные цели муниципальной экономики и структуру ее ресурсного потенциала;
- рассмотреть систему противоречий развития муниципальной экономики;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной собственности, выявить ее отличительные признаки;
- определить роль муниципальной и немуниципальной собственности в социально-экономическом развитии территории;
- проанализировать организационные основы регулирования муниципальной экономики и определить пути их дальнейшего совершенствования;
- раскрыть сущность и содержание муниципальной экономической политики, проанализировать ее составные элементы.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_po_ME.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

   Правовой основой  деятельности МУП и учреждений  являются нормы ГК РФ и ФЗ  «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях».  

Особенность управления различными формами муниципальных  предприятий состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью самостоятельности в управлении им.  Передавая муниципальное имущество в хозяйственное ведение, аренду, траст МУПам, ОМС формируют экономическую базу для последующей деятельности этих предприятий.  Муниципальное имущество, переданное МУП и учреждениям, выделяется из состава муниципальной казны и находится у МУП на праве хозяйственного ведения, которое предполагает, что собственник имущества (МО) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную деятельность; а у муниципальных учреждений и казенных предприятий — на праве оперативного управления - казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника (МО). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему назначению. Таким образом, право оперативного управления является значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения.

МО не несет ответственности  по обязательствам МУП, за исключением  случаев, если несостоятельность   предприятия вызвана собственником  его имущества. МУП не вправе продавать  принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или  иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия ОМС. МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению.

Основная проблема российских МУП состоит в том, что большинство  из них неэффективны, оказываемые  ими  услуги исполняются некачественно, что вызывает жалобы населения, многие МУП доведены до банкротства. Значительная доля вины за это лежит на ОМС, которые  устанавливают экономически необоснованные цены и тарифы на продукцию и услуги МУП, не обеспечивающие их рентабельной работы и не в полной мере компенсируют  выпадающие при этом доходы МУП, ссылаясь на дефицит бюджетных средств. Сами МУП также объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, так как это приводит  к уменьшению или прекращению бюджетных дотаций.

ОМС же в деятельности МУП вправе участвовать только своим  капиталом, а руководить только через назначаемого директора. 

      С принятием  ФЗ «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» появилась  возможность реформирования неэффективно работающих МУП - преобразование их в казенные предприятия, которые могут осуществлять виды хозяйственной деятельности, дотируемые из местного бюджета.  Казенное предприятие не формирует уставный фонд. Оно вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного ОМС и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой ОМС. В этом смысле оно приближается к муниципальному учреждению.

Компромиссными формами  управления имущественными комплексами  МУП могут считаться следующие.

Аренда имущественных  комплексов МУП как единого целого. В роли арендаторов могут выступать хозяйственные общества самых разных организационно-правовых форм.

Концессия — форма  долгосрочной аренды (до 50 лет), предусматривающая в качестве условия аренды инвестирование средств концессионера в имущественный комплекс предприятия. МО может освободить концессионера от арендной платы за переданное имущество при условии инвестирования этих средств в реконструкцию и развитие предприятия.

Доверительное управление - это передача имущественного комплекса  МУП на определенный срок доверительному управляющему — физическому или юридическому лицу. Доверительный управляющий обязуется управлять имущественным комплексом МУП в интересах МО за вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления.

Акционирование имущественных  комплексов МУП при сохранении за МО контрольного или даже полного пакета акций. С юридической точки зрения это равносильно приватизации, поскольку муниципальная собственность превращается в акционерную. Однако реальные рычаги управления предприятием остаются у ОМС.     

      Итак, выбор  наиболее эффективной формы управления  имущественными комплексами МУП является весьма сложной задачей. Можно предположить, что в перспективе МУП и хозяйственное ведение как форма управления муниципальной собственностью исчезнут.

ОМС вправе создавать  не всякое МУП. Нецелесообразно создание  МУП в тех отраслях, где может  действовать частный предприниматель.

В отношении предприятий, не находящихся в муниципальной  собственности, ОМС вправе применять только договорные формы регулирования их хозяйственной деятельности.

Привлечь частный сектор к решению тех или иных вопросов местного значения можно путем приватизации МУП (с условием сохранения новым собственником профиля их деятельности) или путем размещения муниципального заказа.

 

1 Патнем Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь.// Мировая экономика и международные отношения. 1995.№ 4. С. 77 — 86.


Информация о работе Муниципальная экономика